Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Двуглавый орел израильских правых

Одни говорят, что если мы ничего не будем решать, то решать будут за нас. Другие предлагают вообще не смотреть на мнение внешнего мира, а говорить только друг с другом.

11.02.2015
Источник:Релевант
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

Правый лагерь разделился. Одни, видя, что международная ситуация достаточно последовательно, хотя и постепенно, меняется не в нашу пользу предлагают, что-то инициировать. Другие - опасаются любой инициативы. Одни говорят, что если мы ничего не будем решать, то решать будут за нас. Другие, смутно понимая, что любое приемлемое решение будет неидеальным, предлагают вообще не смотреть на мнение внешнего мира, а говорить только друг с другом, убеждая самих себя в своей правоте. И повторять: "Хватит извиняться! Мы не будем просить прощения". Повторять, получая все новые и новые удары.

На днях, включив радио, услышал в эфире Либермана, который заявил, что для того, чтобы быть правым, необязательно быть глупым, хотя остальные (кроме НДИ, разумеется) партии правого лагеря - либо популисты, либо фанатики. Либерман сказал, что Нафтали Беннет - это безответственный популист, утративший всякую связь с реальностью и не способный говорить правду. "Просто чистый популист. Нет тут другого слова" - сказал Либерман.

"Ты можешь сам с собой поговорить"

У Андрея Вознесенского есть такие "метропольские" стихи: "Завидую тебе, орел двуглавый, ты можешь сам с собой поговорить".

"Завидная" возможность вести диалог исключительно с сами с собой, как правило, исключает возможность ведения диалога с внешним миром.

С самим собой все итак понятно: мы - правы, они виноваты. Конструктивный спор невозможен. Только гордое самооправдывание.

Это самооправдывание никого, кроме себя, не убеждает. Трогательное единодушие на всех российских каналах контрастирует с поражениями России в пропагандистской войне.

Человеку, который считает российскую позицию по какому-то вопросу правильной, лучше российские пропагандистские программы не смотреть. Ибо более эффективной агитации за условных "бандеровцев" или каких-либо иных оппонентов российской власти не существует.

Но двуглавый орел, который символизирует единство между собой и разговор внутри себя, это не исключительно державный российский символ. Он даже древнее Римской империи, некогда взявшей его символом в борьбе с варварством - то есть со всем остальным миром.

Двуглавый орел был еще у древнейших цивилизаций шумеров и хеттов. Он использовался и персидскими шахами из династии Сасанидов.

После разделения Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую) ее герб, вместе с притязаниями на полноту имперского наследия, достался обеим половинам. И с тех пор красуется на гербах многих государств и административных образований.

Ровно так же синдром "сами с собою говорим" - это не исключительно российская особенность. Как и имперская заносчивость, которая может быть свойственна даже таким крошечным государствам, как Израиль.

"Хватит просить прощения"

"Хватит просить прощения" - взывает к народу через свои ролики Беннет. И народ с ним соглашается: мы - правы, они виноваты. Кто они? Все, кто не согласны с нашей абсолютной, окончательной и непреложной правотой. Разве мы этого и без Беннета не знали?! Спасибо, что напомнил.

Для доказательства любой вечной и непреложной правоты всегда есть набор противоречивых и часто опровергающих друг друга аргументов. Подобно тому, как российских ура-патриотов православие, в первую очередь, интересует в качестве идеологического обоснования имперства, и легко уживается с сталинизмом и прочим набором рудиментарных совковых ценностей, для наших "самих с собой говорящих" существует свой набор трудно сочетаемых священных коров, которые пасутся в общем идеологическом стаде для оправдания позиции: "Мы всегда правы! Хватит просить прощения".

Другой вопрос, что вовне с этим дискурсом соваться трудно. За пределами диалога внутри себя наши аргументы не имеют такого поражающего все на своем пути воздействия.

"Допустим, что вы правы, а все перед вами виноваты. Допустим. Но что делать с миллионами палестинцев, которые единственные в мире не являются гражданами ни одно государства?!" - спрашивает нас мировое сообщество.

"Да ничего не делать" - отвечаем мы.

- Но как же так? Как вы собираетесь решать израильско-палестинскую проблему?

- Да никак не собираемся. Мы еще не решили. Мы посмотрим на поведение палестинцев. И вообще, вы что, забыли, что мы во всем правы, а они - во всем виноваты. Не мешайте нам ничего не делать.

Нужно ли извиняться?

Беннет призывает официально узаконить подход "не будем извиняться" в качестве единственного нашего израильского сообщения внешнему миру. Как-то даже неудобно, что в еврейском государстве партия, которая предполагает стать третьей в Кнессете по размеру, главным своим предвыборным предложением выдвигает отказ от вежливости.

Недавно мой друг Давид Бен-Авраам пошутил, что любому, кто вырос на Кавказе или в Средней Азии, понятно, что лучше ударить из всей силы по морде и просить пардону. Потом добавить в поддых. И снова извиниться. Потом вырубить окончательно. И снова сказать: "Простите пожалуйста". Это лучше, чем валяться на полу избитым под ногами и истерично кричать: "Я не буду просить прошения".

Вовремя принесенное, четко артикулированное и корректно ограниченное извинение - мощный инструмент дипломатии. Приведу два примера. Первый относится к 2007 году, когда одна не пожелавшая назвать себя страна взяла и разбомбила какой-то объект на территории Сирии. Как считают зарубежные журналисты, это был сирийский атомный реактор. Израиль официально эту информацию не подтвердил. Вообще не комментировал. Единственный кто проболтался в СМИ, что, мол, знал и одобрил, это тогдашний глава оппозиции - Биньямин Нетаниягу.

Так вот, тогда самолеты той неизвестной страны пролетели через территорию Турции. И как опять-таки утверждают зарубежные СМИ, разрешение на пролет в воздушном пространстве Турции получили от турецких военных, которые не координировали этот шаг с турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Хотя официальный Израиль до сих пор отказывается от каких-либо комментариев или даже от простой реакции по этому поводу, но…

Тогда же с пятого на шестое сентября самолеты той "неизвестной страны" сбросили два топливных бака, которые упали на территории Турции. Глава турецкого МИДа Али Бабакан заявил, что это нарушение суверенитета (мол, ***те сколько хотите, но засосов не оставляйте).

И Израиль немедленно извинился перед Турцией. Немедленно. Несмотря на то, что Сирийский неизвестный объект бомбила "неизвестная страна", и "Израиль тут не причем", и мы совершенно не знаем, чьи самолеты сбросили там эти чертовы баки…

А вот другой пример. После истории с перехватом турецкой флотилии, которая плыла в Газу, гибели нескольких миротворцев на "Мави Мармара", израильское правительство много раз заявляло, что не принесет Турции извинений. Никогда не принесет. Это Турция должна извиняться. И чем чаще это повторяли, тем меньше оставалось шансов, что Израиль сможет выйти из этого инцидента достойно. Потом, через несколько лет, в последний день визита президента Барака Обамы, Нетаниягу уединился с американским президентом уже в аэропорту (как говорят осведомленные источники: в туалете), и… Я уж не знаю, что там делали два государственных мужа, но в результате состоялась телефонная беседа израильского премьер-министра с премьер-министром Турции. Нетаниягу принес извинения за гибель турецких граждан в ходе штурма судна "Мави Мармара" в мае 2010 года, заявил, что "трагические результаты операции не были преднамеренными, и Израиль сожалеет о гибели людей".

Что случилось с Либерманом?

Почему в последнее время этот политик, который ранее позиционировал себя как "правее меня только стена", вдруг стал восприниматься как центрист? Вдруг, кто бы мог подумать, Либерман стал говорить, что необходимо инициировать, что если мы ничего не будем делать, то делать будут с нами.

В упомянутом мной в начале статьи интервью глава партии НДИ назвал "популистской" и "безответственной" программу лидера Еврейского дома Нафтали Беннета о распространении израильского суверенитета на все поселения Иудеи и Самарии. Либерман пояснил, что когда Беннет говорит о суверенитете, каждому должно быть ясно, что это только его фантазии, не имеющие под собой никакого практического смысла. Это план, который, возможно, выглядит привлекательно с точки зрения популизма, не только невыполним, но и подразумевает превращение Израиля в двунациональное государство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

"Я никогда не слышал, чтобы Беннет публично озвучил, какие последствия вызовет его план. Какой будет, например, реакция Евросоюза? Какой будет реакция США на одностороннее распространение израильского суверенитета на Иудею и Самарию?" - подчеркнул гЛиберман.

Либерман напомнил, что Евросоюз - самый большой рынок для израильского экспорта, а США - второй по значению рынок. Суммарно сюда направляется до 65% экспортных поставок Израиля. "Мы прекрасно знаем, какой будет реакция (ЕС и США), а тот, кто говорит, что не знает, - тот просто нагло врет".

Услышав это интервью, основным посылом которого было "для того, чтобы быть правым необязательно быть глупым", я подумал, что уже многие годы соревнование в правом популизме это безоглядное (на реальность и внешний мир) соревнование именно в правой глупости. Это соревнование в том, кто будет более наглым, более хамовитым, менее оглядывающимся на реальность.

Либерман - очень несимпатичный мне политик. Я считаю его одним из виновником многих негативных процессов происходящих в стране. И я не готов простить его за то, что он якобы "полевел" или стал более "центристским". Тем более, что это не так. Он сегодня находится на тех же позициях, что и в дни, когда заявлял "правее меня только стена". Это стена отодвинулась. Сегодня крайне правая стена находится по ту сторону здравого смысла.

Правый лагерь разделился. Одни, видя, что международная ситуация достаточно последовательно, хотя и постепенно, меняется не в нашу пользу, предлагают что-то инициировать. Другие - опасаются любой инициативы. Одни говорят, что если мы ничего не будем решать, то решать будут за нас. Другие, смутно понимая, что любое приемлемое решение будет неидеальным, предлагают вообще не смотреть на мнение внешнего мира, а говорить только друг с другом, убеждая самих себя в своей правоте. И повторять: "Хватит извиняться! Мы не будем просить прощения". Повторять, получая все новые и новые удары ногами.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке