Читайте также
Правда синкретизма
В недельной главе "Итро" описывается дарование Всевышним Десяти Заповедей, первые четыре из которых можно назвать собственно религиозными, посвященными служению Создателю: "И говорил Бог все слова сии, сказав: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня, И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту, ибо не пощадит Господь того, кто произносит имя Его попусту" (20:1-6)
Запрет на поклонение "другим богам", как известно, важнейшее положение Торы. И мы сможем лучше понять это требование, если обратим внимание на то, что в ту пору, когда евреи вышли из Египта, ни одна другая религия не имела каких-либо претензий к божествам смежных верований.
Более того, поклонение идолам соседствующих народов являлось самым естественным и ожидаемым порывом всех идолослужителей древности. Так Римляне, покорив очередное племя, помещали его истуканов в свой пантеон.
За этой всеобщей верой древнего человечества скрывалась уверенность в том, что все люди обращаются в конечном счете к одной сущности, обращаются к "единому". Рано или поздно повсюду язычники приходили к убеждению, что "Существует лишь одна Истина - люди же называют ее разными именами. Вне времени и пространства, вне всяких законов причинности вечно пребывает Единое - Все". (Йог Рамачарака)
Между тем уже одна эта терминология говорит, о том, что единство всех религий обусловлено единством Космоса. Ведь Бог в сознании язычника включен в Космос, включен во "Все". Так Эпиктет пишет: "Изучив строение Вселенной, постигнув, что надо всем есть опережающее, доминирующее и всеобъемлющее "Всe", включающее Бога и людей, которое породило не только твоего отца и деда, но и все, что живет и произрастает на земле…, как не назвать себя гражданином мира? Как не назвать себя сыном Бога?".
Между тем Бог Торы не включен в космическое "Все", напротив, согласно синайскому откровению, "Все" размещено в Боге и поддерживается Им.
И когда Тора отделяет еврея от всеобщего религиозного единства, она подчеркивает, что он обращен не к Космосу, а к его Создателю. Еврей вправе обращаться исключительно к Первоисточнику.
Между тем, имея дело в рамках своей религии с Единым Космосом, язычник все же сохраняет определенный выход к Тому, кто космос Создал, и интуитивно Его подразумевает.
Так в "Путеводителе заблудших" (гл. 36) Рамбам пишет: "Всякий, кто совершал служение идолу, не служит ему так, как будто нет другого божества кроме него, и никогда не воображал ни единый из людей прошлого и не будет воображать кто-либо в грядущем, будто форма, сделанная из литого металла, из камня и дерева, и есть та форма, которая сотворила небо и землю и которая правит ими, в действительности же ей поклоняются как символу сущности, посредничающей между нами и Богом, о чем ясно говорит речение: "Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это" (Иер 10.7). Здесь указывается на то, что, по мнению язычников, Бог является первопричиной".
При всем том, что и от любого сына Адама ожидается, чтобы он не поклонялся идолам, к участию в языческих культах нееврев традиция относится снисходительно, как сказано: "Идолослужители за пределами земли Израиля не совершают "чужого служения", ибо для них это – обычай предков", – (Хуллин 13б).
Представление Света
Из исследований, посвященных околосмертному опыту, видно, что Свет, являющийся покинувшим тело душам, воспринимается представителями разных религий по разному, в зависимости от их веры. В этом отношении очень любопытны околосмертные впечатления одного человека философского, можно даже сказать религиоведческого склада.
В 1982 году художник Меллен-Томас Бенедикт находясь в состоянии клинической смерти пережил опыт, который описал в следующих словах: "Засиял Свет. Я повернулся к нему. Он был такой величественный! И он осязаем: вы его ощущаете. Он притягателен - у вас появляется желание идти к нему, как к родным матери или отцу на руки. …. Свет продолжал изменяться и принимал образы Иисуса, Будды, Кришны, мандалы, архетипов и символов. Я спросил Свет: "Что здесь происходит? Пожалуйста, Свет, разъясни. Я действительно хочу знать суть происходящего". В действительности я не говорил, а общение шло телепатически. Свет отвечал, что информация, переданная мне, состояла в том, что наша вера формирует обратную связь, когда мы предстаем перед Светом. Если вы были Буддистом, католиком или фундаменталистом, вы получаете информационный образ своей сути. У вас есть шанс взглянуть на это, исследовать, но большинство людей этого не делают. Я пришел к осознанию, что, то, как Свет проявлял себя, было матрицей нашего Высшего Я. Я могу утверждать, что Свет превратился в матрицу, мандалу человеческих душ, и я видел наше Высшее Я, и оно в каждом из нас является матрицей. Оно также служит проводником к Источнику; каждый из нас исходит прямо от Источника. И у нас у всех есть Высшее Я, или, Сверх Душа, как часть нашего существа. Оно открылось мне в своей истинной энергетической форме. Наше Высшее Я можно описать как канал связи, хотя оно не выглядит так, но это прямая связь с Источником. Мы все прямо связаны с Источником.
Итак, Свет показал мне матрицу, Высшее Я, и я понял, что все наши Высшие Я связаны в единое существо: все человечество - единое существо, мы в действительности одно и то же существо, в разных аспектах, но единое. Это не относится к какой-то одной религии. Этот образ пришел как обратная связь. Я видел мандалу человеческих душ. И это было самое прекрасное, что я когда- либо видел. Это было так захватывающе. Это было похоже на всю любовь, которую вы все жаждали, и это была та любовь, которая исцеляет, умиротворяет и возрождает".
Итак, согласно Бенедикту, Свет способен принимать образы, в которых у человека в его земной жизни возникала встреча с Истиной, но тем не менее, исходно он именно Свет, который неуместно путать с его "производными".
Запрет Торы "поклоняться другим богам" означает, что иудаизм - эта та культовая форма, в которой присутствует почитание самой "матрицы", а потому и всякое другое почитание, то есть почитание других религиозных форм (при том, что и они соприкасаются с матрицей) будет являться профанацией. Тот, кто знаком с Первоисточником, лишается права иметь дело с Его посредниками, возможно и способными служить средствами приближения к Нему для кого-то другого.