Читайте также
Согласно данным Центрального статистического бюро, ультраортодоксальные граждане Израиля все больше и больше задействованы на рынке труда и в системе высшего образования. Эта однозначная тенденция, обнаруженная еще в 2007 году, пока что является достаточно ограниченной.
Подобное развитие событий может быть остановлено в силу ряда объективных ограничений. Часть из этих ограничений связана с внутриобщинными проблемами харедим, часть имеет отношение к секулярному сектору израильского общества.
Нет сомнений, что руководители государства обязаны лучше разбираться в тех процессах, которые переживает ультраорортодоксальная община страны. Многие израильские политики ничего не знают о том, какие потрясения переживает этот сектор в последние годы, хотя без этой информации невозможно предложить какие-либо действенные решения проблем этой огромной группы населения, составляющей 8% от общего числа граждан государства.
Несмотря на положительную, как отмечалось выше, тенденцию, на сегодняшний день лишь 56% ультраортодоксальных мужчин в возрасте 25-64 лет ходят на работу. Среди еврейских мужчин, не относящихся к харедим, эта цифра составляет 90%. Число работающих ультраортодоксальных женщин составляет 70% от общего числа представительниц этого сектора. Среди еврейских женщин, не относящихся к ультраортодоксальной общине, эта цифра равна 80%.
Семейная экономика харедим значительно отличается от принципов ведения домашнего хозяйства секулярными и религиозными израильтянами. Это базовый фактор, который обязаны брать в расчет руководители израильского правительства. Им необходимо принять этот фактор в качестве аксиомы в ходе попыток ускорить интеграцию харедим на рынке труда и в системе образования. Прежде всего: изучение Торы является в ультраортодоксальной среде высшей ценностью. Это не изменится никогда.
Семейная структура харедим также никогда не изменится: семьи создаются в весьма юном возрасте, рождается много детей, что приводит к высокому уровню бедности в этой среде. Мужчина с раннего возраста занят исключительно изучением Торы, чаще всего не имеет профессионального образования и навыков, необходимых для современного рынка труда. Женщина одновременно ведет домашнее хозяйство и заботится о пропитании семьи, о заработке.
Ультраортодоксальное общество находится в своеобразном заколдованном кругу, существующем из поколения в поколение, еще и потому, что имеет место серьезная экономическая поддержка молодых семей, создающихся в раннем возрасте, со стороны родителей и родственников.
Вместе с тем ультраортодоксальное общество переживает в последние годы кардинальные изменения: стремление выйти из круга бедности с каждым годом становится все более ощутимым, все заметнее желание мужчин найти себе применение за пределами торанической учебы и реализовать свой потенциал. Корзина товаров и услуг, которую потребляет ультраортодоксальная семья, давно уже не столь минимальна и ограничена, как это было в прошлом. Многие мужины-харедим полагают что можно сочетать изучение Торы и работу вне дома, и эта формула становится все более популярной в ультраортодоксальной среде. Но путь к самореализации все еще непрост.
Ультраоортодоксальное общество по-прежнему настороженно относится к стремлению своих членов найти себе применение на общенациональном рынке труда. Подход к этому вопросу среди харедим по-прежнему не отличается особой либеральностью. Тема трудоустройства в системе ценностей ультраортодоксального мира остается третьестепенной, особенно по сравнению с изучением Торы.
Следует также понимать, что спрос на рабочую силу из ультраортодоксальной среды со стороны секулярных работодателей, мягко выражаясь, не слишком высок. А самим харедим не всегда подходит светский стиль трудовой среды израильского рынка. Более того, это нередко противоречит их культурным особенностям и образу жизни. К сожалению, нам придется также считаться с тем фактом, что значительная часть мужчин-харедим, которые ищут работу на израильском рынке труда, не обладает достаточными знаниями по таким фундаментальным дисциплинами, как математика, английский, умение обращаться с кмопьютером и т. п.
Амир Котлер, NRG