Выбираясь в кино, обычно смотрят, кто поставил фильм, и идут на новую работу режиссера, который однажды уже порадовал – в надежде, что не разочарует и на этот раз. В случае с театром дело обстоит иначе: здесь гарантом качества чаще выступает драматург. Поэтому когда театр "Бейт Лесин" пригласил на новый спектакль по пьесе Гура Корена "Умственно отсталые" ("А-Мугбалим") – пошел без колебаний, потому что мне очень понравилась его предыдущая пьеса "5 кило сахара", поставленная в "Гешере".
Название новой пьесы и программка подготовили к тому, что я увижу спектакль о группе умственно отсталых людей, которые основали любительскую театральную труппу и ставят трагедию "Ромео и Джульетта". Я первым делом подумал: Гура Корена могут упрекнуть в том, что он надумал смешить зрителей, потешаясь над теми, кого судьба и так уже обидела(позже я узнал, что такая же мысль мелькнула и в голове будущего режиссера этого спектакля Гильада Кимхи, когда он читал ее в первый раз).
Но на деле чувство неловкости не возникло ни разу на всем протяжении спектакля. Одна из причин – актеры-дилетанты впервые появились перед нами после того, как мы близко познакомились с мафиозной семейкой Гариани, занимающейся наркоторговлей и прочими связанными с этим неблаговидными вещами - вплоть до убийства. На их фоне легко было проникнуться симпатией к безобидным любителям театрального искусства, и их несовершенство было скорее милым, чем жалким.
Не зря же руководительница любительской студии (эту роль исполняет Дикла Адар) постоянно просит называть ее подопечных не "умственно отсталые", а политкорректно: "люди, требующие особой заботы".
Мы следим за перипетиями спектакля и постепенно начинаем понимать, что истинно "умственно отсталыми" здесь являются именно представители алчной мафиозной семейки. И становимся свидетелями того, как соприкосновение наркодилеров с беспомощными, ничем им не угрожающими, славными любителями театра приводит к переосмыслению ими своего образа жизни.
Здесь в скобках можно заметить, что театр попутно предлагает замечательный рецепт борьбы с преступностью, спектакль становится особенно актуальным в свете того, что ответственные за это полицейские генералы в наши дни заняты секс-домогательствами, скоропостижными отставками и борьбой за кресла. Впрочем, не обращайте внимания, это я пытаюсь шутить в духе Гура Корена, тексты которого характеризует изобилие искрометных шуток. Их в пьесе так много, что часть из них теряется, потому что зрителям не удается их расслышать из-за раздающегося в зале хохота над предыдущей.
Перед этим спектаклем я был уверен, что никакие силы в мире не заставят меня еще раз наблюдать за перипетиями "Ромео и Джульетта": я уже видел эту трагедию десятки раз в самых невообразимых трактовках! Но Гур Корен и режиссер Гильад Кимхи сумели добиться особой формы отстранения, заставив меня взглянуть на знакомые сцены с совсем иной стороны. Не могу себе представить постановки набившей оскомину шекспировской трагедии, в которой нынешний зритель – циничный, все видевший - откликнется бурными аплодисментами на финальную сцену, знакомую во всех деталях даже тем, кто выбирается в театр раз в десять лет. В спектакле "Умственно отсталые" это происходит. Потому что драматург, режиссер и замечательные актеры смогли наполнить новым, неожиданным смыслом историю о гибели двух влюбленных.
Мастерство режиссера выдает то, как каждая деталь становится символом, служит для передачи основной мысли спектакля. Актеры играли "требующих особой заботы" дилетантов с таким изяществом, что моя дама вышла из спектакля в убеждении, что Бейт-Лесин занял в этих ролях настоящую группу такого рода любителей из квартального клуба. Пришлось ее разочаровать. Они действительно великолепны, профессиональные артисты в ролях любителей: Эфрат Боймольд, Орна Рутенберг, Янив Леви, Офир Вайль, Лиор Гарати, Орталь Охайон. Они любовно, не жалея себя, не опасаясь выглядеть непривлекательными – создают образы своих героев, которым трудно в этой жизни – слепая, глухонемая, отставший в развитии…
Рядом с ними - убедительные образы представителей семейки наркодилеров в исполнении Йорама Толедано, Анат Маген, Янив Битон, Хай Маор. И объединяет два этих мира режиссер любительского театра Кешет Леви: актриса Дикла Адар создает полный юмора образ безапелляционного режиссера-концептуалиста, который служит мостиком между этими столь далекими друг от друга мирами.
Читайте также
В спектакле нет одномерных героев, каждый образ полнокровный, сложный, живой. Интересно наблюдать за Эфрат Боймольд, которая видит свою слепую героиню не привычно несчастной, беспомощной, вызывающей жалость – она, напротив, резка, своевольна, ехидна.
Поразительно – спектакль о людях, которые должны бы вызывать жалость, получился вопреки всему полным света, любви, симпатии…
И в завершение: из программки я узнал, что о решении взять пьесу в работу Гуру Корену сообщила по телефону директор театра Бейт-Лесин Ципи Пинес, причем сказала (цитирую): "Шай Агнон подождет, начинаем репетицию "Умственно отсталых".
У меня есть немало претензий к израильскому театру по части подбора репертуара. Когда театр снова и снова обращается к классике, к пьесе прославленного автора – я вижу в этом признак неуверенности в своих силах. Руководство театра таким образом пытается спрятаться за спину авторитета, полагая, что его громкое имя выручит, спасет от поражения. И считаю истинными героями тех, кто берется за не апробированную пьесу и вместе с малоизвестным дотоле драматургом завоевывает публику.
Театр должен знать, что у него среди прочего есть особая забота: помочь созданию современной драматургии. По той простой причине, что публика страстно нуждается в ней, хочет ее, откликается на нее всем сердцем. Не появятся новые хорошие пьесы, не родится новый классик без помощи большого серьезного театра. Здесь и кроется причина успеха, здесь серьезный потенциал расширения дружбы с теми секторами населения, которые, выбирая форму досуга, пока обходят театры стороной.
И еще я готов побиться об заклад, что ни одна постановка по любому произведению великого Шая Агнона не победит в соревновании за зрительские симпатии с новой совместной работой театра Бейт Лесин и драматурга Гура Корена.
Фото: Даниэль Камински
На иврите статья опубликована здесь