Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Почему в Тель-Авиве не должны работать магазины по субботам

Соблюдение субботы – не только предписание Всевышнего. Суббота имеет социальное и культурное значение.

08.07.2014
Источник:Курсор
ShutterStock

Читайте также

Решение министра внутренних дел Гидона Саара помочь (пусть даже в самой незначительной степени, на символическом уровне) делу сохранения еврейского облика субботнего дня в большом израильском городе – достойно всяческого поощрения.

Оно не нарушает баланс между различными группами населения Тель-Авива. Оно не причиняет ущерб образу жизни секулярных жителей города. Те, кто выступают против этого решения, на самом деле не слишком заботятся о горожанах, забывших купить хлеб и молоко перед наступлением шабата. Их также не очень беспокоит вопрос отдыха трудовых людей. Просто они получают огромное удовольствие от любого противостояния всему, что хотя бы немного напоминает традиционный еврейский образ жизни, всему, что связано с еврейской верой.

Министр Саар, находясь между молотом и наковальней, принял разумное и ответственное решение, имеющее достойный социальный подтекст. Это не галахическое постановление – оно очень далеко от религиозного канона. Тем не менее – следует приветствовать решение министра. Это прекрасно, что даже в городе, который гордится тем, что не отдыхает никогда (и поэтому мне тоже нравится в нем жить), будет перерыв хотя бы один день в неделю.

Западный мир давно пользуется этим фундаментальным еврейским «ноу-хау», касающимся недельного отдыха. Так почему же именно мы, создатели этой идеи, должны от нее отказываться? Только потому, что несколько торговцев и миллионеров хотят воспользоваться этим днем, чтобы удвоить и утроить свои прибыли?

Почему мы должны помогать им наносить ущерб владельцам малых бизнесов, которые не могут с ними конкурировать. Почему мы должны помогать им укреплять современное рабство общества потребления, которое навязывает людям работу в единственный законный день отдыха?

Иудаизм – это не только раввины, синагоги и кашрут. Это также социальная солидарность, ответственность, справедливость и человеческая мораль. Соблюдение субботы – не только предписание Всевышнего. Суббота имеет социальное и культурное значение. Закон о дне отдыха – это подарок для всех граждан и наше общее достояние – не бремя, не несправедливость. Тот, кто требует социальной справедливости, не может, исходя из соображений личного комфорта, отказываться от «субботней справедливости».

В Большом Тель-Авиве существует как секулярная, так и религиозная культура. Концерт в зале «Цавта» наряду с выступлением канторов в синагоге. У нашего города есть прошлое, настоящее и будущее. Все это можно и нужно хранить, проявляя взаимное уважение и понимание. Этот тонкий баланс интересов не обязан включать в себя магазины и торговые сети, действующие по субботам в густонаселенных городских кварталах. Их владельцев интересует исключительно прибыль.

Нахум Гутман, писатель и художник, лауреат Премии Израиля, воспевший Тель-Авив в своих произведениях, в книге «Среди песков и небесной синевы», написанной совместно с Эхудом Бен-Эзером, описывает, как строился первый ивритский город: «На строительных лесах трудились рабочие и пели «Коль Нидрей» и другие религиозные песни. Пели и укладывали кирпич за кирпичом, камень за камнем».

С тех пор утекло много воды в Ярконе. Прошли десятилетия с тех пор, как ивритские строители города пели религиозные песни во время работы. Но Тель-Авив, первый ивритский город, по-прежнему формирует и определяет облик государства, его дух и культуру. А также религиозный и социальный облик Израиля. Не обязательно предаваться ностальгии, но важно понять прошлое, понять, кем и как строился этот прекрасный город.

Лиора Минка, NRG

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке