Читайте также
Всю неделю после выборов президента Украины российские телеканалы исходят ненавистью. Сообщают только о действиях "карателей" в Донецке и невозвращении Киевом долга за газ. Украине готов помочь Запад. А кто спасет Россию, сползающую к фашизму?
"Хунта", избранная большинством
Вопреки зловещим прогнозам досрочные выборы президента Украины прошли относительно спокойно. Путин ни после аннексии Крыма - как обещали авторитетные израильские разведчики, ни 9 мая - что соответствовало бы его поэтическому отношению к этой дате, не оккупировал Украину. Даже в Донецкой и Луганской областях небольшая часть населения пришла на избирательные участки - конечно, только там, где борцы с неонацизмом не переломали урны и не похитили руководителей избирательных комиссий.
Явка избирателей составила более 60 процентов, Петр Порошенко уже в первом туре получил абсолютное большинство голосов, Кремль не может называть киевское руководство хунтой. Собственно, и раньше было принципиальное различие между восстанием на Майдане и захватом власти в Симферополе, Донецке, Луганске.
В Киеве большинство восстало против меньшинства. Революция приводит к выбросам ненависти и насилия. Но только в воспаленных мозгах кремлевских пропагандистов толпы украинцев, требовавших положить конец коррупции, направлялись агентами западных спецслужб.
Майдан - это сотни тысяч граждан Украины, а не "ограниченный контингент" боевиков, засланных из другого государства. Майдан решал будущее своей страны, а не готовил присоединение к соседней державе. На Майдане не было оружия, пока "Беркут" не начал стрелять по безоружным демонстрантам. Лидеры оппозиции давно известны в украинской политике. Назначение временных руководителей страны санкционировал украинский парламент, хотя к этому моменту в нем поубавилось представителей партии Януковича. Кандидаты Майдана не присвоили себе власть, а сразу назначили дату выборов нового президента страны. Идиотизм - обвинять их в нарушении февральского соглашения с Януковичем, который, боясь расплаты за разворовывание страны и расстрел сограждан, сбежал в Россию.
Политический кризис в Украине во многом был вызван межэтническими проблемами. Временное киевское руководство не было готово предложить разумные пути к достижению консенсуса и позволяло себе немало глупых и опасных высказываний. Но среди русского населения происходило откровенное подстрекательство - его круглосуточно вели не мифические иностранные спецслужбы, а российские телеканалы. Эта кампания запугивания быстро перешла в агрессию. Премьер-министром Крыма провозгласил себя Сергей Аксенов, партия которого получала 4 процента голосов. Кто утвердил его кандидатуру и назывались ли другие претенденты, неизвестно, так как крымский парламент был захвачен боевиками.
На востоке Украины среди лидеров сепаратистов и вовсе оказались граждане России! Хотя они назвали себя "народными" мэрами и губернаторами, народ за них не голосовал. "Избрание" осуществлялось посредством захвата государственных учреждений вооруженными отрядами - причем вооружены они были не дедовскими берданками, а первоклассной техникой, способной сбивать вертолеты.
Где фашисты?
Личная ненависть Путина к "оранжевым" революциям претворилась после свержения Януковича в совершенно разнузданную антиукраинскую пропаганду. Слово "украинец" исчезло из российских СМИ. В их изображении страну населяют только неонацисты, бандеровцы, агенты западных спецслужб. Попытки украинской армии остановить беспредел отрядов "ополченцев" в восточных областях квалифицировались на том же языке: "карательные акции", "геноцид".
Самопровозглашенные лидеры Донецка и Луганска в отличие от киевских властей не предлагали хотя бы в отдаленной перспективе провести в своих "республиках" выборы. ("Референдум" в Луганске проводился без списков избирателей, и для участия в нем не требовался паспорт: голосовать мог каждый - при желании дважды, а то и десять раз!). Они прекрасно знают, что за ними стоит меньшинство местных жителей, запуганных истерией в российских СМИ. В телерепортажах не видно протестующих масс. Даже на недавнюю "демонстрацию шахтеров" в Донецке вышла горстка людей, не дотягивающая до численности персонала одной шахты. От имени русских жителей области, якобы страшащихся вторжения "нацистов", выступают в основном эмоционально неуравновешенные женщины. Если бы действительно русскому населению угрожало истребление ("объяснение" и блицкрига в Крыму), оно не игнорировало бы клич о всеобщей мобилизации.
Вранье о наступлении неонацизма в Украине, озвученное лично президентом Путиным, основывалось на приравнивании национализма к фашизму. Национализм - естественный этап эволюции национального самосознания. А вот фашизм - это национализм, замешанный на презрении и ненависти к другим нациям и сегодня пышным цветом расцветающий в России.
Примитивно-безграмотную пропагандистскую стряпню киселевых-соловьевых-прохановых-эскиных уничтожили результаты украинских президентских выборов. Те, кого главные лгуны российских телеканалов причисляли к фашистам, - лидер "Свободы" Тягнибок и глава "Правого сектора" Ярош - получили на двоих полтора процента голосов. Не с этими маргиналами народ связывает надежды на будущее.
Но вот прямое отношение к фашизму - хоть и не германскому - имеют те, кто от имени населения восточных областей пытается расколоть Украину. Об этом рассказал на сайте "Грани" Николай Митрохин. Из его статьи явствует: атака на суверенитет и территориальную целостность Украины - не спонтанный каприз Путина, за этой агрессией стоит возникшее гораздо раньше идеологическое движение православных, фашиствующих великорусских шовинистов.
При всех мерзостях большевистского режима он все-таки преследовал националистов всех мастей и держал под контролем религию. Одним из главных потрясений "перестройки" стала активизация черносотенных организаций. Многие их деятели заряжались "патриотическими", православными, монархическими идеями в МГУ и Историко-архивном институте. В МГУ учился Александр Бородай, ныне в "Донецкой народной республике" занимающий пост "премьер-министра". Его "министр обороны" Игорь Гиркин (он же Игорь Стрелков) учился в Историко-архивном, откуда его помнит Николай Митрохин. Бородай и Гиркин активно сотрудничали в органе охотнорядцев "Завтра", оба как "корреспонденты" (но с автоматами) посещали Чечню.
Еще до развала СССР в Москве образовался "интеллектуальный" кружок, вдохновлявшийся православными деятелями. Там молодые люди делились мечтами о реванше за поражение белой армии в Гражданской войне, о возрождении великой России, о сведении счетов со всякой "сволочью". Не наигравшиеся в войну недоросли ловили каждое слово священника Георгия Шевкунова, выпускника ВГИКа, который сегодня зовется архимандритом Тихоном - духовником Владимира Путина.
В начале 1990-х в Москве и других российских городах появилась пестрая армия русских националистов, которую составляли выкормыши "Памяти", скинхеды, боевики из баркашовского РНЕ со стилизованной свастикой, казаки, поклонники фашиствующих "философов" Дугина и Кургиняна. Мало кто знал, что множество военно-патриотических клубов существовало под опекой РПЦ. Там не только изучали Писание, но осваивали огнестрельное и холодное оружие. Некоторые "послушники" для повышения профессионализма отслужили в спецназе. Позже к этой публике присоединились тренированные путинские штурмовики - "нашисты" и "молодогвардейцы".
Эта фашистская армия не исчезла. Не стоит удивляться тому, что сегодня на Юго-Востоке Украины среди "ополченцев" так много людей, переваливших за сорок. Из этой среды вышли премьер-министр и министр обороны ДНР, их спонсор Константин Малофеев, а также премьер-министр аннексированного Крыма Аксенов, луганский "народный губернатор" Валерий Болотов - спецназовец, как и Гиркин-Стрелков...
Называя сторонников независимости Украины нацистами, Путин распаляет в бывших питомцах православных кружков неугасшее желание бить "всякую сволочь". Москва способствует просачиванию "патриотов" на территорию Украины и вооружает их. Это не примитивные наемники, убивающие за деньги, - они фанатики "русской идеи" и не сомневаются, что великая нация вправе подавлять народы, вредящие интересам их державы.
Первоочередные задачи украинской власти
В устах Путина, изменившего российскую конституцию для превращения своего правления в вечное, поразительна демагогия о неконституционности выборов президента Украины при живом Януковиче. А референдум о присоединении Крыма к России, а самовольное отделение от Украины отдельных областей предусмотрены украинской конституцией?
Петр Порошенко стал первым украинским президентом, опирающимся на общенациональный консенсус. Его предшественников выбирал или Восток, или Запад. Но новое имя - еще не гарантия обновления.
Хотя Порошенко давно известен как политик, трудно сказать о нем что-то определенное. Он достаточно молод, образован, обладает опытом работы в правительстве. Но, с другой стороны, не раз менял партии, что позволяет заподозрить его в оппортунизме. Миллиардное состояние Порошенко говорит о практическом знании экономики. Он уже объявил о закрытии своих бизнесов. Но будет ли его репутация безупречней, чем у Кучмы, Ющенко, Януковича?
Порошенко считается умеренным, расудительным политиком. Это хорошие предпосылки для решения первоочередных задач, стоящих перед Украиной. От президента потребуются и решительность, и осторожность.
Украине необходимо единство. Страна, недавно добившаяся независимости и до сих пор подвергающаяся агрессии, не может идти путем федерализации. Но Киев должен убедить русское население в том, что его никто не будет ущемлять. Эту уверенность сильно поколебали антирусское постановление Рады (пусть и сразу отмененное) и агрессивно-популистская риторика вырвавшейся на свободу Юлии Тимошенко. Центральная власть должна или смириться с тем, что в обозримом будущем в стране сохранится двуязычие, или отказаться от наиболее строптивых восточных областей.
Российская антиукраинская пропаганда отвратительна, однако и демократической Европе не могут нравиться "национальные ценности", ставшие символами незалежности. Бандера и Шухевич - фигуры неоднозначные, нельзя создавать вокруг них героический ореол. Надо искать другие идеалы. Украина недалеко уйдет с деятелями - хоть и мелкими, но шумными, не осуждающими сотрудничество с нацистами, опускающимися до оскорбительных выпадов против русских, евреев, поляков.
В нормальной стране нельзя постоянно выходить на Майдан. Недопустимо сохранение вооруженных формирований и политических организаций, угрожающих насилием. В то же время новое руководство должно избавиться от благодушия, из-за которого после развала СССР Украина не считала нужным создать боеспособную армию и особенно - эффективные органы правопорядка. На протяжении двух десятилетий в эти структуры беспрепятственно проникали враждебные элементы, что привело к позорным провалам в период нынешней смуты.
Украина упивалась своим суверенитетом, но ничего не сделала для перестройки экономики. Народ свергнул Януковича, потому что устал от нищеты и хочет нормальной жизни. Порошенко знает, что страна разорена. Присоединение к ЕвразЭс стало бы возвращением в замкнутый круг бесполезного сотрудничества технологически отсталых стран. Запад поможет, только если Киев обязуется принять стандартные меры: режим строжайшей экономии, сокращение правительственных расходов, ужесточение налогов. Всегда найдутся партии и отдельные политики, которые начнут внушать народу, что есть способы сразу обеспечить ему легкую и сытную жизнь. (В Крыму она уже наступает...).
Но главная проблема Украины - не столько нехватка энергоносителей, устаревшая техника, сколько коррупция, разложившая и верхи, и низы. Для борьбы с этим злом Порошенко полезно изучить весьма актуальный опыт Грузии. Может быть, этим объясняются слухи о его намерении взять в советники Саакашвили?
Интервенция отменяется?
Надо ли Украине опасаться новых агрессивных действий России? Вряд ли кто-то может дать исчерпывающий ответ на этот вопрос! К сожалению, все больше мировых лидеров сходятся в том, что решения российского президента не подкреплены логикой.
Путин указывает Украине (суверенному государству), какое государственное устройство она должна предпочесть. Он, укрепляющий в России "вертикаль власти", вводящий уголовные наказания за призывы к сепаратизму, предлагает Украине децентрализацию, чреватую анархией и развалом страны. Российский президент не задумывается о том, что стремясь "достать" киевскую власть, он подает очень опасный пример автономным республикам РФ.
Можно только гадать о том, почему Путин не ввел в восточные области Украины войска, переброшенные к границам. Возможно, он, руководствующийся эмоциями и мстительностью, хотел просто навредить вышедшей из-под контроля Украине. Ему ни к чему присоединять к России Донецкую и Луганскую области, сидящие на дотациях: достаточно дорого обойдется принятие на довольствие Крыма.
Как бы ни кипел Путин, наверняка санкции Запада подействовали на него. При его гипертрофированном самолюбии неприятно изгнание России из "восьмерки". Еще неприятней изоляция российских банков, отток инвестиций, отлучение правящей элиты от поездок за рубеж, а в перспективе - отказ Запада от российских энергоносителей.
И все-таки напускному смирению российского президента нельзя доверять. Создание им новой формы экономического союза бывших советских республик убеждает в том, что он не отказался от мечты о восстановлении большевистской империи. В ее самых слабых местах Путин вбивает клинья - никем не признанные, но отторгнутые от независимых государств образования: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье. Возможно, такая роль отведена Донецку и Луганску. Не исключено, что Путин еще рассчитывает от восточных областей Украины пробить коридор к Приднестровью.
Прав ли Порошенко, обещая подавить сопротивление сепаратистов в Донецкой и Луганской областях? А что бы делал другой президент на его месте? На востоке заправляют агенты России (Как простодушно заявил Кадыров, там всего 14 чеченцев. Точная цифра свидетельствует о том, что Герой России держит руку на пульсе. И не только он.). Все источники, кроме российских, утверждают, что "ополченцы" ведут стрельбу по украинским войскам из жилых районов. Это тактика террористов, с которыми нормальные страны не ведут переговоров.
Судьба русских районов Украины, как и Крыма, - тема для серьезных дискуссий. Но беда путинской России - в том, что национальный лидер ведет дискуссии по-бандитски. Даже интеллигентная половинка "тандема" Медведев рассуждает: Россия и США гарантировали Украине защиту в случае нападения третьей силы, но аннексия Крыма - это история совершенно другого порядка! Конечно, другого: сам гарант нападает на своего подопечного!
В Великобритании, Испании, Бельгии, Канаде тоже существуют сепаратистские тенденции. Но идут переговоры, обсуждаются условия, на которых возможно размежевание - все это продолжается десятилетиями. В цивилизованном мире никто не захватывает чужие территории, проводя там "референдумы" за несколько дней или посылая отряды боевиков. Франция не вторгается в Бельгию, а Германия в Швейцарию на том основании, что там часть населения говорит по-французски или по-немецки.
Постепенное, согласованное обеими сторонами размежевание конфликтующих наций необходимо не только по моральным причинам, но в не меньшей степени - по экономическим. Москва терроризирует Киев требованиями о немедленной выплате задолженностей по газу. Она почему-то не учитывает ограбления Украины захватом Крыма и разорением Донецкой и Луганских областей.
Израилю совершенно ни к чему вмешиваться в российско-украинский конфликт. Тем более удивляют многие наши русскоязычные журналисты, с необъяснимой яростью разъясняющие "интересы" России на территории суверенной Украины, называющие украинцев бандеровцами и через несколько дней после избрания Порошенко спешащие объявить его прислужником Запада. Связана ли эта дружная поддержка России с недавним откровенным заявлением Сергея Лаврова о "поддержке" Москвой зарубежных русскоязычных СМИ? В любом случае поразительно, что "властители умов" на начинают свои комментарии с "маленькой" оговорки: агрессии против другого государства и захвату его территорий не может быть оправдания.
Главный стратегический интерес России - в том, чтобы... Украина вышла из кризиса и стала демократической, экономически развитой страной! Это избавило бы кремлевских правителей от соблазна повторять ошибки большевиков: те расширяли зоны влияния империи, пока она не треснула.
Агрессия против Украины развращает российское общество. Его захлестывает грязная волна шовинизма. Это позиция, не совместимая с культурными, духовными традициями России. Это путь к фашизму, с которого надо как можно быстрее уходить, ибо он ведет только к катастрофам.