Леди из Каира
Фото: arebelsdiary.blogspot.com
Леди из Каира

Сексуальная революция свершилась. Последний  бастион морали, отделявший целомудренный  Восток от распутного Запада, пал. Откровенная фотография, которую выставила в интернете каирская студентка Алия аль-Махди, вызвала бурную реакцию. И реакцию отнюдь не эротическую, хотя ажурные чулочки, оставленные революционеркой, вполне отвечают требованиям жанра в его традиционном восприятии. 

Но объявленная  цель акции не оставляет никаких  возможностей для рассуждений и  фантазий на тему эротики. Эта цель - политический протест, неприятие запретов, которые накладывают на восточную женщину законы шариата. Которые не воспринимают ее как отдельную личность и не допускают, что в цивилизованном мире женщина в состоянии распорядиться собой самостоятельно. 

Привычные ярлыки "скромность", "целомудреность", "бесстыдство" и т. п. давно уже не выдерживают реалий современного мира и не находят выражения в одежде. Можно ли считать скромным семинариста, который часами путешествует по порносайтам или красавицу в чадре - и только, ведущую в чате откровенную переписку с далеким и малознакомым другом? 

Однажды автор  этих строк, ожидавший в Венском  аэропорту своего рейса, наблюдал прибытие самолета из Тегерана. Целый отряд скромниц в черных балахонах до пят, чадрах, скрывавших лица и с полиэтиленовыми пакетами в руках проследовал в дамский туалет. Неизвестно, куда он там подевался, но четверть часа спустя из двери с женской фигуркой начали выходить благоухающие на весь аэропорт красавицы в мини-юбках, откровенных блузках и туфлях на высоких каблуках. Все, как одна, с хорошими прическами и изысканным макияжем. Правда, все с теми же полиэтиленовыми пакетами, в которые теперь были сложены атрибуты исламской скромности. 

Но если этот личный протест еще хоть как-то учитывает традиции и пытается считаться с ними, то протест каирской студентки направлен против самого принципа насилия над личностью, против попыток политического ислама пренебрегать потребностями женщины. В том числе и потребностью нравиться. Недаром обсуждение этого необычного для Ближнего Востока происшествия, сосредоточилось не на девичьих прелестях или нравственных качествах модели, а на ее праве распорядиться собой нетто - так, как она считает нужным. 

Нагота, как способ выражения социальных идей, не впервые появляется на исторической сцене. Однажды, она даже выехала верхом. В литературе и искусстве до сих пор сохранилось имя леди Годивы – средневековой рыжеволосой красавицы, вступившейся за жителей Ковентри, которых ее муж обложил непомерными налогами. Жестокий правитель, видимо, тоже не признававший за женщиной права участвовать в управленческих, сиречь мужских делах, поставил юную жену перед нелегким нравственным выбором. Граф пообещал пересмотреть свою налоговую политику - при условии, что леди Годива проедет нагишом по улицам города. Видимо, он полагал, что на этом порыв импульсивной красавицы-графини и закончится. Но не тут-то было. Годива, преодолев женский стыд, сделала выбор в пользу социальной справедливости и приняла условие мужа. 

И подданные оценили ее жертву и значение ее поступка. Как гласит легенда, когда  леди Годива ехала по городу, жители закрывали ставни, а те, кто встречал ее на улицах, отворачивались и прикрывали глаза. 

Станет  ли протест каирской студентки началом культурной революции в исламских странах, или утонет в жестокостях и необузданности "арабской весны", не укладывающейся в западные представления о социальном протесте? Станут они такими, как мы, или все вернется на круги своя, ревнители религиозных норм изберутся во власть, а смелую студентку поймают и забьют камнями, как полагается в этих краях в данном случае?

Кстати, имя Алия по-арабски означает "величественность". А леди Годива прожила до 87 лет и умерла в 1067 году, окруженная почетом и уважением подданных. 

counter
Comments system Cackle