Читайте также
Иногда случаются и хорошие новости. Грабительский телевизионный налог, от которого обогащались исключительно адвокаты и чиновники, налог, который по большому счету не платили ни ультрарелигиозные, ни арабские граждане страны (а кто рискнет зайти в их города и кварталы?), наконец, будет отменен. Нескоро, как обещает министр по делам коммуникаций и тыла Гилид Эрдан, 31 марта 2015 года, но справедливость восторжествует. Более всего, наверное, огорчены политики из властных структур, ведь Первый израильский канал, который никто не смотрел, был их бесплатной трибуной.
Газета «Глобус» все годы своего существования боролась с этим возмутительным налогом, и кто только нам не обещал его отменить. Нетаниягу, перед тем как стать премьер-министром в 1996 году, Барак, который его сменил, Авигдор Либерман, в чьей партии даже ходила шутка: «Только не говорите с редактором Луцким о телевизионном налоге». Но вот мы его наконец-то хороним. Израильское Гостелерадио с сытыми котами-чиновниками будет закрыто. Из 1700 сотрудников этого учреждения необходимо будет уволить не менее 1000. И тут надо пояснить, что не только бюрократов, но и журналистов, и обслуживающий технический персонал. И вот мы, потратившие столько сил на отмену этого налога, спрашиваем себя: а что будет с радио РЭКА? С такими некоммерческими радиостанциями, как «Коль ха-музыка» и 88FM с ее превосходными джазовыми программами. Песни мизрахи и кибуцную ностальгию ведь никто не тронет – это святое. Еще нюанс: не надо путать теленалог и налог на радио, который безропотно платят автомобилисты, проводящие все больше времени в пробках.
Гилад Эрдан собирается закрыть в течение нескольких месяцев все подразделения Гостелерадио и вместо этого больного органа, архаичного и разросшегося, создать современную структуру общественного вещания силами молодых энергичных журналистов. План Эрдана основан на отчете комиссии, которую возглавлял журналист Рам Ландес. В новое управление вольется также образовательный телеканал, годовой бюджет составит 700 млн. шекелей, что позволит сэкономить 300 млн. шекелей в год. Ежегодные инвестиции в развитие новых программ и проектов составят 240 млн. шекелей.
Ландес не оповестил публично, какова же будет судьба РЭКА, но редакции «Глобуса» стало известно, что рабочая комиссия при нынешнем Гостелерадио собирается проверить, насколько экономически эффективна эта структура, и от этого будет зависеть, продолжит ли она свое существование. С РЭКА ничего непонятно, зато доподлинно известно, что появится радиостанция на арабском языке.
Ландес пишет о скрытой безработице, которая имеет место вместо увольнения сотрудников. Как всегда, тельавивцев портит квартирный вопрос. Дряхлые караваны «Коль Исраэль» в Кирие, как и студия Первого канала в Иерусалиме, занимают ценные земельные участки. «Коль Исраэль» должна переехать на новое место, подальше от деловой столицы. Мало кто из гостей той же РЭКА от этой перспективы в восторге.
Никто не говорит, что все передачи радио РЭКА одинаково прекрасны, имеют высокий рейтинг и все ведущие высокопрофессиональны. Но в их работе рейтинг не играет никакой роли, плохой ведущий ничуть не страдает от присутствия и конкуренции хорошего. Вдобавок РЭКА отнюдь не убыточна, доходов от рекламы с лихвой хватает на ее существование. Остается надеяться, что глава НДИ Авигдор Либерман и министры от этой партии сделают все возможное, чтобы не закрыть русскоязычное радио и сохранят его бюджет. Кстати, обстановка на РЭКА и так аховая: уже давно вместо двух уволенных по старости можно с большим трудом взять только одного. Политические игры в ходе телерадиореволюции конечно будут иметь место. Например, Нетаниягу, который сегодня пользуется поддержкой руководства Гостелерадио, постарается смягчить удар, обеспечив, чтобы и в новом руководстве были его люди. Ожидается широкая дискуссия в прессе об отдельных пунктах плана Ландеса и Эрдана.
Вряд ли по американскому образцу русскоязычных радиостанций можно будет перейти на коммерческую абонентскую основу. Да и посмотрите, какие извечные проблемы с диапазоном у Первого радио. Будем следить, будем отбивать своих, будем предлагать разумные вещи. А арабского радиослушателя и любителя песен мизрахи уважат и без нас.