Читайте также
Тема палестинского государства уже который месяц не сходит с повестки дня всех израильских СМИ. Каждую неделю израильские политики подкидывают все новые решения палестинского вопроса. Последним шедевром дипломатической мысли было нашумевшее предложение дать поселенцам палестинское гражданство. Идея была быстро подхвачена израильскими СМИ. Неделю назад меня попросили помочь журналистам опросить, что по этому поводу думают сами палестинцы. Получился короткий, трехминутный репортаж. За такое время сложно передать все соображения и доводы, высказанные во время интервью. Многие сказанные людьми вещи оказались вырванными из контекста. Поэтому я решил написать небольшое дополнение к данной теме. Это будет сугубо мое личное видение ситуации, основанное на опыте общения с арабами и анализе израильского общества.
Разговор о палестинском вопросе нужно начать с того, что если местные политики снова о нем заговорили, то дела Израиля плохи. Последние годы тема палестинцев редко выходит за рамки предвыборных обещаний. Вопрос территорий не предвидит легких решений. Каким бы путем не пошло правительство, это вызовет нарекания и падения рейтинга правящей партии. Израильскому правительству намного проще тянуть время, ничего не решая. Само определение «мирный процесс» подразумевает действие, которому нельзя придать жесткие рамки. В процессе можно находиться год, можно десятилетие, а можно и вечно. Надежды, которые израильское общество возлагают на мирный процесс, в корне отличаются от чаяний палестинцев. Для палестинского общества светом в конце туннеля является равноправие, свобода передвижения и, по возможности, независимость. Для большинства евреев будет достаточно, если арабы исчезнут с повестки дня. В понимании большинства израильтян, если палестинцев не видно и не слышно, то у нас наступил мир. Любая эскалация насилия воспринимается как война и легитимация для продолжения армейского присутствия на территориях.
На сегодняшний день в израильском обществе не существует принципиальной разницы между так называемыми «правыми» и «левыми». Оба лагеря не видят себя живущими по соседству с арабами, разница только в методах, которые эти политические фракции предлагают.
Для того чтобы понять почему политики снова заговорили о «мирном процессе», важно понимать ситуацию в которой страна на данный момент оказалась. В глазах мирового сообщества 4 миллиона палестинцев являются заложниками безопасности еврейского государства. Правовая и этическая сторона такого положения не выдерживает никакой критики. За 47 лет израильского контроля над территориями, стране так и не удалость найти решения конфликта. За последние годы, палестинская автономия значительно усилила политическое давление, оказываемое на Израиль. Многие европейские державы идут на поводу у общественного мнения и давления арабского лобби. Для еврейского государства отсутствие прогресса в диалоге с палестинцами, грозит неминуемым бойкотом. Если ситуация пойдет по южно-африканскому сценарию, то у Израиля нет ресурсов для долгого противостояния. Рано или поздно стране будет навязано удобное ЕС решение.
Теперь поговорим о решениях, вернее, об их отсутствии…
На данный момент можно серьезно рассматривать два выхода из ситуации:
1) создание независимого палестинского государства;
2) интеграция территорий.
Постараюсь вкратце рассмотреть оба. В моем понимании, оба решения, не являются выходом из сложившейся ситуации. Оба сценария подразумевают сотни тысяч недовольных граждан, которые, так или иначе, пострадают от одной из инициатив. Для Израиля на данный момент не столь принципиально найти моментальное решение конфликта. Куда важнее чтобы страна определилась с национальной политикой и перестала быть непредсказуемой.
Перспектива создания палестинского государства является на сегодняшний день самым приемлемым для обеих сторон решением. В таком разрешение конфликта заинтересованы израильская и палестинская элиты. Палестинская независимость даст возможность Израилю снять с себя ответственность за происходящее на территориях. Также это позволит сохранить еврейский характер государства.
Главным препятствием на пути независимости палестинцев, являются еврейские поселения. За 20 лет прошедших с момента создания ПА, еврейское население территорий удвоилось и перевалило за 350 тысяч. Это в десятки раз больше чем было изгнано из Гуш-Катифа. Израильское общество до сих пор травмировано последствиями принудительной эвакуации евреев из Газы. Последовавшие за этим ракетные обстрелы, только утвердили в обществе мнение об ошибочности размежевания. Повторить подобный сценарий с каждым годом выглядит все менее реально. Сегодняшние поселенцы это в большинстве своем хорошо образованная и политически активная прослойка населения. Поселенцы умеют лоббировать свои интересы и готовы любой ценой отстаивать право жить там, где они обосновались.
На фоне все усиливающегося еврейского присутствия на территориях и нежелания правительства идти на уступки палестинцам, заявления политиков звучат крайне неубедительно. В израильской политике не принято отвечать за громкие лозунги. Для успокоения общественного мнения можно нести любую ахинею. Через месяц другой про нее забудут, и можно будет вещать народу совершено противоположные вещи.
С моей точки зрения, все заявления о сохранение еврейских поселений путем предоставления палестинского гражданства или предложения обмена населением относятся к категории популистских девизов. Вряд ли о них кто-либо вспомнит, если дело дойдет до очередного размежевания.
Главная опасность в затягивание решения палестинского вопроса, это перейти точку невозврата. Уже сейчас наши два народа крайне сложно разделить. Еще одно, два десятилетия и это будет практические невозможно.
Не могу сказать, что меня панически пугает интеграция 2,5 - 4 миллионов арабов. Я довольно комфортно чувствую себя среди людей с восточной ментальностью. Тем не менее, по моим ощущениям, для евреев было гораздо лучше отделиться от палестинцев. Обоим народам такой расклад сэкономит кучу нервов и человеческих жизней. Евреи и арабы живут на данный момент по тяжело совместимым принципам. Для того чтобы привести эти народные массы к общему знаменателю, понадобится воспитать ни одно поколение. К сожалению, такая работа не была проведена за годы израильского присутствия на территориях и вряд ли такое удастся в обозримом будущем. На сегодняшний день между евреями и палестинцами существует колоссальная разница в уровне жизни, образования и огромные культурные различия. За последние 20 лет, эта пропасть только увеличилась.
Чтобы понять, чего следует ожидать от интеграции миллионов палестинцев, следует немного окунуться в историю. Я сейчас не буду затрагивать те конфликты, которые возникали между евреями и арабами на протяжении последних 100 лет. Про это и так написано немало. Куда интересней будет сказать пару слов об актуальных для израильтян, палестинских традициях и ментальности.
Жители Иудеи и Самарии никогда не отличались покладистостью. На протяжение многих веков местное население было втянуто в междоусобицы среди враждующих меж собой феодалов. Только под конец турецкого правления удалось немного примерить местных шейхов. Вплоть до середины 20 века, Самария оставалась кишащим мелкими бандами районом. Христианские паломники начала 20 века сторонились этого труднопроходимого разбойничьего региона. Чтобы попасть из Назарета в Иерусалим, приходилось брать пароход из Хайфы или Бейрута в Яффо.
Население Иудеи и Самарии жило первобытно-общинным строем - все решали старейшины. Только с приходом англичан, местному населению начали насаждать азы общественного прядка и централизованную власть.
После образования Иордании Хашимитское королевство видело в палестинских кланах угрозу своей стабильности. За 19 лет иорданского правления было сделано очень многое для привития жителям «европейских» ценностей. Палестинцы до сих пор вспоминают этот период с содроганием. Иорданцы держали местное население в ежовых рукавицах. В то же время открывались учебные заведения, приветствовалось просвещение.
После войны 1967 года, Иудея и Самария оказалась под юрисдикцией Израиля. Израилю было удобно не вмешиваться в дела местного населения. Новая власть прислушивалась к мнению старейшин - мухтаров. Местные авторитеты заменяли судебную власть, порой даже когда дело касалось убийства. Мухтары решали цену примирения между семьями за совершенное преступление. Любая жизнь могла стать только вопросом денег.
Только с образованием палестинской автономии власти объявили, что отныне все вопросы будут решаться в суде. За последние десятилетия власть мухтаров сильно ослабла, но клановые традиции до сих пор сильны. Особенно это ощутимо в деревнях, где крупные семьи - хамулы насчитывают по несколько тысяч человек. Все конфликты решаются как в суде, так и напрямую между семьями. За посягательство на честь или имущество семьи может последовать кровная вражда. Обиженная семья считает себя вправе отомстить любому из членов провинившейся хамулы.
Приведу несколько недавних примеров конфликтов между хамулами. Пару месяцев назад в деревне возле Вифлеема, соседи попытались ограбить старуху. Молодая пара зашла к бабуле в гости, якобы на чай. Мужчина попытался задушить старуху подушкой. Женщина быстро потеряла сознание. Пара решила, что бабуля мертва. Забрав все семейные драгоценности, они бежали. Через какое то время старуха пришла в себя и позвала на помощь своих родственников из Хеврона. Мстить за честь семьи приехала целая толпа. Если бы не поручительство уважаемых людей, дело дошло бы до поножовщины. Обидчиков быстро поймали и передали палестинской полиции. В том числе, для защиты от линча. Родственники преступников нашли все украденные драгоценности, и вернули старухе. Чтобы замять это дело, весь клан обязался собрать порядка 15.000 динаров для возмещения морального ущерба.
Заступится за пожилую женщину, которая уже более сорока лет живет в чужой семье. Это довольно благородный пример меж клановых взаимоотношений. Бывают случаи намного менее романтичные. Приведу еще один недавний пример из криминальных новостей Вифлеема. Месяц назад полиция пыталась задержать опасного преступника из деревни Затара. Во время задержания человек был застрелен. Когда об этом узнала его хамула, то за смерть преступника потребовали крови 10 полицейских. Возмездие не заставило себя ждать. На следующий день был убит полицейский возле арабского Текоа. Палестинские полицейские несколько дней боялись выходить на улицу. Властям пришлось ввести в Затару крупные силы и арестовать десяток членов клана. Во время суда, дворец правосудия был на осадном положение - охраняли чуть ли не с помощью бронетехники.
Все эти примеры я привел для тех, кто ратуют за интеграцию или выдачу палестинских паспортов поселенцам. Паспорта это хорошо. Вопрос, сколькие из евреев готовы жить по палестинским понятиям или готовы прививать арабам «европейские» ценности и нужно ли это вообще?
Константин Хошана, vizaviz.livejournal.com