Читайте также
Великая неделя
Недельная глава «Ваикахель» начинается с заповеди соблюдения субботы: «И собрал Моше все общество сынов Израилевых, и сказал им: вот слова, которые повелел Господь исполнить: шесть дней можно делать работу; в день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Господу; всякий, производящий в оный работу, предан будет смерти» (35:1-3).
Итак, Всевышний жестко разделил дни недели на шесть рабочих и один - покоя, день целиком посвященный Ему. Весь древний мир в ту пору знал лишь три меры измерения времени – дни, месяцы и годы (деление суток на часы оставим в стороне), и только Израиль получил от Всевышнего дополнительную единицу – неделю, восходящую к миротворению, как говорится об этом в субботней молитве: «И не даровал Ты ее, Господь Бог наш, племенам земли, и не передал ты ее, Владыка наш, в наследие идолопоклонникам, и не обретут в этот день покоя необрезанные – ибо Израилю, народу Своему, даровал Ты ее с любовью, потомкам Йакова, избранникам Твоим».
Итак, в память о том, что сотворение мира продолжалось шесть дней, а в седьмой Творец почил, Он даровал своему народу тайну этой меры времени.
Однако, важно обратить внимание на то, что «неделя» - это не столько определенный отрезок времени, сколько особое его подразделение: неделя – это соотношение временных периодов в пропорции 6:1. Как все протяженные живые существа в каком-то одном направлении внутренне соотносятся в пропорции 0.62 и 0.38 (золотое сечение), так религиозно осмысленное время делится в пропорции 0.857 к 0.142.
Из того, что все человечество склонилось именно к такому соотношению труда и отдыха, хорошо видно, что эта пропорция сообразна духовной конституции человека. Насколько я понимаю, напрашивающийся самой природой человека «часовой перерыв» делается обычно после шести часов активной деятельности.
Как бы то ни было, недели могут складываться не только из дней, но также и из других отрезков времени, в частности из самих же недель (шавуот), из лет и даже из тысячелетий. Так Всевышний предписал Израилю отмечать также и годы шмиты, то есть каждый седьмой год держать всю Святую Землю под паром: «И сказал Господь Моше на горе Синай, говоря: Говори сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай плоды ее (земли); А в седьмой год суббота покоя да будет для земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя да будет для земли. И да будет суббота земли вам в пищу» (25:1-12).
Основываясь на словах «тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний» (Тешил 90:4) в еврейской традиции принято устанавливать соответствие между днем и тысячелетием, и ограничивать человеческую историю шестью тысячами лет, причем между неделей творения и неделей истории существует таинственная связь.
Так Виленский Гаон в комментарии к книге «Зоар» пишет: «все дни сотворения мира -- намек на шесть тысячелетий, соответствующие шести дням творения. Они проявляются в тысячелетиях, каждый в свой день и в свой час. И отсюда знай о приближении избавления».
И при всем том, что в своей основе человеческая история – это история Израиля – собственно еврейская ее фаза наступит, по-видимому, как раз с приходом седьмого субботнего тысячелетия. Как седьмой день поручен Израилю, также ему будет поручено и седьмое тысячелетие.
Исторические пары
Магараль в «Тиферет Исраэль» (40) пишет: «Сказано в «Перкей авот»: «нет человека, у которого не было бы его часа». И время, специально предназначенное Израилю – это суббота. И естественно, что Израиль и суббота связаны между собой. Как суббота отделена от прочих дней недели, которые будничные, так Израиль отделен от служителей звезд и созвездий, так как они - будничное. И потому суббота соответствует именно Израилю, а нееврей, соблюдающий субботу – нарушитель».
Последнее утверждение может вызвать недоумение: каким образом одни дни, одни времена связываются с другими, а суббота оказывается в паре не со временем, а с… народом? Но в действительности шесть будних дней недели логически можно уподобить шести народам и соответственно шести периодам Священной истории, когда еврейский народ находился под их властью.
Традиция подразделяет историю Израиля на четыре галута: Бавель, Парас, Яван и Эдом. То есть после первого разрушения Храма Израиль оказался в вавилонском плену, который сменился пленом персидским после того, как Персия захватила весь мир. Вслед за тем над персами восторжествовал представитель эллинизма Александр Македонский, и соответственно Израиль оказался в греческом плену. После полуторовековой независимости, достигнутой Хасмонеями, Израиль опять попал под власть язычников – на этот раз римлян. Это пленение, именуемое «галут Эдом», оказалось самым продолжительным и завершилось с образованием государства Израиль.
Между тем периоду, когда еврейский народ еще только проектировался, предшествовало два других галута: Кнаан и Мицраим. То есть в период, когда Израиль еще не существовал как народ, он находился под властью каннанеев и египтян.
Таким образом, кананейский период (период отцов) соответствует воскресенью, египетский (период пребывания сынов Израиля в Египте) – понедельнику, вавилонский – вторнику, персидский – среде, греческий - четвергу, римский - пятнице, и, наконец, Израиль соответствует субботе.
Магараль обращает внимание, что все дни недели имеют себе пару (воскресенье спарено с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей), а суббота – лишь пара Израилю.
Но не трудно заметить, что перечисленные шесть галутов также спарены. Кнаан в бытность Патриархов был в значительной мере колонизирован Египтом. Бавель и Парас – восточные деспотии, Греция и Рим – просвещенная Европа.
Это с одной стороны, с другой стороны спаренность тысячелетий также хорошо известна. Так в Талмуде сказано: «Учили в доме учения (пророка) Элияху: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет – хаос, две тысячи лет – Тора, две тысячи лет – время Машиаха» (Авода зара 9а).
При всем том, что здесь нет полного хронологического соответствия (египетское пленение приходится на эпоху Торы, равно как три других – вавилонское, персидское и греческое), сама шестидневная периодизация явно прослеживается.
И уж в любом случае видно, что не только Суббота соответствует Израилю, но другие дни недели имеют свои национально-исторические аналоги, просто Израиль не в паре ни с каким из них. То, что начнется в 6001 году после сотворения мира (2241 год н.э.) – по существу будет уже постисторией.