В общем я заморочился и перевел (не без помощи ИИ, но под контролем) полный текст устава этого совета. Насколько понимаю, это вообще первая публикация на русском языке - по крайней мере ничего подобного в русскоязычных источниках я не нашел.
Для удобства прикладываю текст в виде ссылки на свой телеграм-канал, где больше возможностей для визуальной подачи материала. Тут же напишу про 5 странностей, которые возникают при прочтении этого документа.
1. Газа без Газы
Первоначально инициированный Дональдом Трампом Совет мира назывался Gaza Peace Board (Board of Peace for Gaza). То есть эта структура рассматривалась в качестве инструмента послевоенного управления и стабилизации Газы.
Однако в тексте устава, нет ни одного упоминания слова Газа. Как нет упоминаний Израиля, Палестинской автономии, Ближнего Востока. Вместо этого используется абстрактная формула areas affected or threatened by conflict ("районы, затронутые конфликтом или находящиеся под угрозой конфликта").
То есть первоначальная заявленная идея Совета мира - "координировать финансировать восстановления Газы в соответствии с комплексным планом" - выведена за скобки. Для Израиля, возможно, так даже лучше.
2. Международная организация без международного договора
Устав позиционирует Совет мира как международную организацию (international organization), хотя cтруктурно она больше похоже на частную инициативу (учредительный акт).
Совет мира являет собой отход от "международной классики". Он наделяет себя международной правосубъектностью, но не ставит в зависимость от межгосударственных договоров, а органы формирует сверху вниз, а не наоборот. Право на участие не зависит от "универсального признания", как в случае с палестинцами, например. В данном случае все похоже на юридический гибрид: частично договор, частично корпоративный институт с международным статусом.
3. Председатель как сверхорган
Устав наделяет Председателя практически неограниченными полномочиями. Он самолично приглашает государства; продлевает или прекращает членство; формирует Исполнительный совет; интерпретирует Устав, имеет право вето на все резолюции и директивы, обладает решающим голосом при голосовании и даже назначает преемника. Если скажем генсек ООН - администратор, то глава Совета мира - суверен.
Это персоналистская модель управления, которая ближе к трасту; фонду с международным мандатом. Задаваться вопросом, каково это все будет для Израиля, если уйдет Трамп, бессмысленно: уйдет он, то не станет Совета мира (скорее всего).
4. Финансовый порог как конституционная норма
Взнос в 1 млрд долларов как залог определенного статуса в организации встроен прямо в Устав, а не в подзаконные акты. При этом этот взнос влияет на срок членства и создает особую касту государств.
Деньги, похоже, в данном случае конституирующий элемент власти, а не просто ресурс. Понятно, что для какого-нибудь Катара миллиард - вообще не вопрос, но для каких-то государств это немалые деньги.
Читайте также
5. Отсутствие механизмов ответственности
Устав не предусматривает санкций; не создает суд или арбитраж; не устанавливает обязательств по участию в миссиях; не описывает последствий неисполнения решений. Хотя устав постоянно ссылается на международное право (international law; lawful governance; justice), нет указания на правоприменение и нет процедуры разрешения споров, кроме решения Председателя.
Сложно понять, как на практике будет работать эта структура, если вообще подразумевается, что она должна работать. Пока выглядит так, что Board of Peace - политический инструмент, заточенный под универсальную международную институцию...