Глубоко под землей, в холодных помещениях, где промышленные кондиционеры борются с жаром, исходящим от гигантских серверов, в тишине покоились горы информации и эксабайты данных, которые ЦАХАЛ накапливал более десяти лет. В этом цифровом океане, состоящем из миллиардов электрических импульсов, 7 октября скрывались судьбоносные сведения, которые оставались невидимыми для человеческого глаза. Критически важная информация была там - погребенная под слоями кода, ожидая пока разведка извлечет ее и превратит в конкретное предупреждение об угрозе. Часть этих данных была обработана и преобразована в тексты уже много лет назад, но даже этого оказалось недостаточно, чтобы предупредить о смертоносном нападении.
Провал лишь усугублялся после начала вторжения, когда в ту субботу ЦАХАЛ на протяжении долгих судьбоносных часов пытался уяснить обстановку в районе прорванной границы и отреагировать на мольбы граждан, взывавших о защите и спасении. Пока дома горели, самые передовые технологические системы с трудом формировали картину реальности: боевики прорвались в десятках мест, тысячи террористов хлынули вглубь страны.
Шок, охвативший высшие эшелоны ЦАХАЛа в критические минуты, когда бойцы сражались с террористами, наседавшими со всех сторон, не позволил трезво осмыслить происходящее. Первоначальные усилия были сосредоточены на попытке выстроить полную картину происходящего на юге страны, однако по мере того как шли часы, мучительная истина становилась все яснее: сбой был связан не только с системой сбора информации, но и с возможностью сопоставления разрозненных данных и придания должного значения каждой части головоломки.
Чтобы больше не повторить исторический провал ЦАХАЛа, не справившегося со своей высшей и самой главной миссией - защитой граждан Государства Израиль - необходимы были три революции. Две уже произошли за последние десятилетия. Первая - процесс цифровизации, превративший каждый танк, подводную лодку, ракетный корабль и боевой самолет в источник, собирающий и поглощающий данные.
Вторая -процесс извлечения информации: отчаянная попытка людей систематизировать бесконечный поток данных.
Сейчас ЦАХАЛ находится в разгаре третьей и самой драматичной революции - искусственного интеллекта (ИИ). Теперь компьютер - не пассивная система, ожидающая команды, а устройство, способное обучаться шаблонам, воспринимающее контексты и способное вылавливать критически важную информацию. Цель состоит в том, чтобы лица, принимающие решения на всех уровнях, получали необходимые для этого сведения. При этом всегда на заденем плане будет присутствовать противоречие между рекомендациями устройства и ответственностью, которая в итоге всегда лежит на человеке.
Пытаясь оседлать технологического тигра, необходимость чего особенно ясно проявилась после 7 октября, Управление ИТК (информационных-технологий и коммуникаций) под командованием генерал-майора Авиада Дагана создало подразделение искусственного интеллекта.
Чтобы понять масштаб момента, необходимо сначала разобраться в распределении ответственности: в то время как разведывательное сообщество отвечает за сбор информации и ее расшифровку, Управление ИТК выступает "архитектором инфраструктур" и "каналом передачи" оперативной информации к войсковым подразделениям и другим релевантным структурам. Оно не только обеспечивает сквозное движение данных, но и строит механизмы, с помощью которых искусственный интеллект обрабатывает горы информации и превращает их в четкие и доступные выводы для командира на поле боя.
Инновационные проекты армии
Драматический шаг в Управлении ИТК, включавший также объединение усилий новой структуры с подразделением ЛОТЕМ (аббревиатура слов "оперативное технологическое развитие"), привел к созданию уникального резервистского подразделения AIDF. Оно призвано служить своего рода "живым мостом" между армией и "гражданкой" и привлекать в свои ряды профильных экспертов из израильского хай-тека с целью внедрения передовых технологий и креативных решений в процессы принятия решений в различных формированиях ЦАХАЛа, вплоть до оперативной сферы - даже в кризисных условиях, подобных событиям 7 октября. Общая цель ясна: эффективность и результативность.
Подполковник Н., начальник штаба подразделения ИИ и человек, возглавляющий создание AIDF, в эксклюзивном интервью Walla приоткрывает завесу над инновационными проектами, призванными оптимизировать процесс принятия решений ЦАХАЛом в целом ряде сфер - от обычных тендеров, нацеленных на экономию миллионов, до оперативной сферы: обнаружения противника, предупреждения и нанесения удара.
7 октября подполковник Н. покинул дом сразу после первых ракетных пусков и поспешил в штаб в Кирие, - тогда он отвечал за сферу противовоздушной обороны в Управлении ИТК. Перед ним стояла четкая цель: повысить точность ударов ЦАХАЛа по пусковым установкам. Позже он также участвовал в миссиях по сбору информации в качестве оператора беспилотного летательного аппарата.
Подполковник Н. был выбран на новую должность после участия в многопрофильных проектах в области искусственного интеллекта. "После того как мы реализовали проекты в разных областях, мы почувствовали, что правильно будет сделать шаг вперед и создать часть, которая займется работой с данными. Проектами, которые помогут упорядочить информацию, сделать ее доступной для всех подразделений и структур внутри армии. Ведь речь идет об огромной организации, оперирующей колоссальным объемом информации, поэтому необходимо использовать возможности искусственного интеллекта".
Во время службы в Управлении ИТК подполковник сумел, в партнерстве с ВВС, разработать и внедрить алгоритм для защиты тыла, основанный на искусственном интеллекте. Процесс осуществляется в реальном времени и помогает принимать точные решения в сфере обнаружения и перехвата в области противовоздушной обороны.
Описывая нововведения, Н. похвалил знаниях и навыки военнослужащих Управления ИТК: "Без этих замечательных людей мы не сможем проводить качественные исследования и внедрять разработки, которые будут востребованы на поле боя. Но есть области, где у ЦАХАЛа нет конкуренции и есть немало областей, где, если мы попытаемся действовать только собственными силами, то просто не сможем обеспечить необходимый темп. Поэтому мы разработали пути взаимодействия с крупными компаниями, которые разрабатывают масштабные решения, которые мы будем адаптировать для военного использования. Один из важнейших шагов - создание резервистского подразделения AIDF, которое в настоящее время находится на стадии набора персонала и в первом этапе будет состоять примерно из ста штатных позиций. Уже сегодня оно демонстрирует первые, пока скромные достижения. Нам сложно привлечь этих людей в штат Управления ИТК, но если мы сумеем призвать их в рамках резервистской службы, сможем ускорить реализацию проектов".
Проект "Оснат" - один из тех, которыми подполковник Н. особенно гордится. Его цель - разработка сценариев для командных учений и оптимизация процессов принятия решений. "Подготовка учения - это очень масштабное событие. Нужно собрать несколько человек, которые проанализируют поведение конкретного противника, сформулируют, что именно мы хотим отработать, разработают сценарий, а затем подготовят учения, включая возможные альтернативы. В ресурсоемком учении трудно быть динамичным, сложно менять сценарий на ходу, и, разумеется, существует предел человеческому воображению. Возьмем 7 октября в качестве примера: я говорю о сценариях, которые трудно представить. Поэтому мы внедрили систему на основе ИИ, и она помогает организовывать учение значительно быстрее, в соответствии с определенными правилами, которые мы задаем. У проекта еще есть потенциал развития, но он уже используется. Например, сценарий взаимодействия ЦАХАЛа с такими структурами, как "скорая помощь", полиция Израиля и пожарная служба - когда он будет доработан, то будет включен в общую систему подготовки командования ЦАХАЛа".
Второй проект относится к сфере контрактов и закупок, его цель - сэкономить ЦАХАЛу многие миллионы шекелей. "Он находится в самом начале пути, но мы завершили первичное описание и начинаем разработку, - рассказал подполковник Н. - Задача очень сложная: поиск нужных поставщиков, понимание того, какими должны быть наши требования, проверка правильности сметы еще до начала закупок. Мы говорим о невероятном потенциале оптимизации. Когда смотришь на такую большую организацию, как ЦАХАЛ, это означает возможность совершать закупки гораздо быстрее, точнее, с большим количеством поставщиков и в итоге получать большую выгоду за меньшие деньги".
Данные - это отлично, вопрос, как их обработать
С точки зрения подразделения ИИ, задача Управления ИТК цель состоит в том, чтобы интегрировать, в той или иной степени, искусственный интеллект во все процессы, осуществляемые ЦАХАЛом. "ЦАХАЛ - это гигантская организация с огромным количеством участников, и мы отдаем приказы, выпускаем инструкции и указания, проводим операции и собираем информацию, которая поступает из самых разных областей. Все это постоянно меняется, а организация молодая, с высокой текучестью кадров. Поэтому внедрение искусственного интеллекта повысит эффективность ЦАХАЛ еще до того, как будет использовано в оперативной деятельности. Как? Благодаря возможности извлечения информации, существующей внутри самой организации, и интеграции информации от множества людей. Это касается оперативного отдела, разведки, ПВО и остальной части армии. Искусственный интеллект уже используется во многих подразделениях ЦАХАЛа, и ему еще есть куда расти, особенно в сфере командования и управления ", - сказал подполковник Н.
Описание характера действий противника в критические минуты напоминает сложные моменты 7 октября. "Цель - создать картину, которая поможет принять решение, эффективное на поле боя. Это чрезвычайно сложно, потому что сегодня я способен извлекать данные с сенсоров, установленных практически на каждом виде вооружения, на очень высоком уровне и с высокой доступностью. Большой объем информации - это отлично, вопрос в том, как мне обработать ее, чтобы принять решение. В этом и заключается сложность", - пояснил подполковник Н., занимающий текущую должность восемь месяцев. "Что мы сделали? Мы ввели огромное количество информации, и теперь вершина пирамиды - это уже не получение информации, а решения по ее обработке. И здесь тоже задействован искусственный интеллект, который начинает влиять на сферу обнаружения и предупреждения ".
Следующий этап - научить ИИ анализировать контент, извлекаемый из видеозаписей. "Если я сумею достаточно хорошо превращать его в текст и помещать в общий информационный массив со всеми остальными данными - это шаг вперед", - пояснил подполковник Н. Он отметил, что его интересует не отдельная камера, а массивы видеоматериалов, подобные тем, которые заполонили социальные сети в момент, когда в системе безопасности не понимали, где находятся основные очаги активности боевиков 7 октября. "Мы уже находимся на другом уровне. Но речь идет о том, что поступали определенные сообщения, на которые не реагировали. Эту проблему можно решить с помощью искусственного интеллекта. Теперь можно указать на определенное явление, на то, что кто-то передает тревожный сигнал, что характер сообщений указывает на значимое событие. Это то, чего я раньше не мог делать в такой степени, как сейчас".
В подразделение ИИ убеждены, что распространение таких проектов приведет к культурным изменениям в ЦАХАЛе как в гигантской организации, как это уже доказал совместный проект с ВВС в сфере противовоздушной обороны. "Задача подразделения AIDF - работать как многопрофильное подразделение с различными структурами. Оно займет центральное место и позволит наладить сотрудничество в различных областях с компаниями-разработчиками программного обеспечения, способными предложить решение", - пояснил подполковник Н.
Читайте также
Управление ИТК уже прорабатывает процесс приема высококвалифицированных специалистов из хай-тека, которых оно стремится интегрировать в резервистскую службу - от приема в подразделение, получения разрешений на работу до должностей, инфраструктуры и инструментов. Похоже, что именно эти элементы до сих пор являлись барьерами, мешавшими быстрому и эффективному включению гражданских в армейскую систему, воспринимаемую как громоздкую, медленную и порой чрезмерно бюрократичную.
"Благодаря их вовлечению мы уже делаем все по-другому", - сказал подполковник Н., говоря о резервистах. "Я верю в то, что у каждого человека есть миссия. Я приглашаю всех, кто готов откликнуться, прийти и принять участие. В этих сферах нет одного человека, который владеет всем знанием, и часто подходы, которые приняты в гражданской сфере, позволяют привнести колоссальную пользу. Мы накопили огромный объем информации за последние два года. В некоторых местах нам удалось завершить процесс, в некоторых - нет. Я надеюсь, что вместе мы сделаем самую лучшую работу, на которую способны, и сохраним безопасность государства".
Источник: Walla