Коалиция в состоянии безумия. Два угнетающих обстоятельства сошлись воедино и повлекли за собой ее истеричное, иррациональное, глупое поведение. Во-первых, каденция подходит к концу, и кроме паралича государства, создания своего рода конституционного хаоса, брошенных на произвол судьбы населенных пунктов севера и юга, сотен смертей и похищений, утечки мозгов за границу, она не записала на свой счет ни одного достижения — даже по собственной мерке.
Почти ни один конструктивный вопрос, связанный с правоконсервативной повесткой, не был по-настоящему продвинут этим правительством. Да, Верховный суд недоукомплектован почти на треть, судебная система ослаблена, кампания подстрекательства против правовой системы усиливает недоверие к ней, но разве этого ожидали избиратели правительства по итогам почти полной каденции? Ни одного консервативного судьи, ни одного закона, заслуживающего своего названия, серьезного, который бы по-настоящему отвечал определению "судебная реформа".
Вторая причина истерики — разумеется, праймериз в "Ликуде". Депутаты, которые проспали последние два года, обязаны подать голос, иначе чем они запомнятся в этой каденции? Да ничем. Возьмем, к примеру, депутата Кнессета Галит Дистель-Атбарьян. В этой каденции она запомнилась четырьмя негативными моментами: откровенным, катастрофическим провалом на посту министра пропаганды в первые дни войны 7 октября, что привело к ее отставке; ее нытье по поводу "бюджета на принтер", которого не было в ее министерстве; преднамеренным запиранием ее на балконе советниками Нетаниягу, которые никогда ее не выносили и до сих пор не выносят; и ее покаянным интервью Лиору Кейнану на 13 канала о вреде, который она и ее товарищи причинили народу Израиля.
После того как она поняла, что ее бросили на произвол судьбы и никто на той стороне не бежит к ней с распростертыми объятиями, она бросилась обратно и попыталась вернуть доверие Нетаниягу. Это было непросто и потребовало от нее море лести — даже помимо ее исторического заявления с трибуны Кнессета, согласно которому Нетаниягу — это и есть "отец народа".
На пути обратно к базе она решила использовать самый характерный общий знаменатель — любовь к религии и традиции (что было бы вполне уместно, если этой любовью не пользовались так цинично и подло в политических целях, как это делают Атбарьян и ее соратники).
В своих выступлениях и высказываниях о еврейской идентичности она в основном демонстрировала невежество, отсутствие понимания различных нюансов иудаизма в Израиле и мире, разбрасывалась нелепыми утверждениями о реформистах и консерваторах и болтовней о книжном шкафе с еврейской мудростью, при том что есть большие сомнения (из-за ее же высказываний), заглядывала и она в него вообще. Ну да ладно.
Вчера в одной из самых смешных пафосных речей, которые мне доводилось видеть, когда она представила для предварительного чтения законопроект "О еврейской идентичности в общественном пространстве", она, среди прочего, сказала: "Я заявляю, что еврейский народ будет свободен в своей стране молиться, накладывать тфилин и реализовывать свою еврейскую идентичность с гордостью и силой". Когда я услышал эту речь, я выглянул в окно, чтобы проверить, не заполнились ли улицы, как после декларации ООН в 1947 году, израильтянами, которые водили хороводы (возможно, на этот раз с половой сегрегацией).
Среди целей данного закона указано, что он призван "обеспечить возможность исполнения народом Израиля обязанности выражать свою национальную и религиозную идентичность в своем суверенном государстве, как повелел ему Создатель мира, по обычаям его отцов и матерей, и его права исполнять эту обязанность без опасения помех или преследований со стороны властей, иностранных агентов или вследствие внешнего вмешательства в дела Государства Израиль посредством законов и правил, установленных органом, не являющимся выборным и не служащим нуждам и желаниям граждан Государства Израиль".
Кто толкует волю Бога и кто должен его остановить?
Трудно решить, с чего начать разбор этой кучи слов, наспех склеенных между собой. Может, с того, что автор была лауреатом премии Сапира по литературе (ах да, это же была ее ложь). Тогда начнем с "как повелел ему Создатель мира". Меня поразило, что раббанит Атбарьян не знает того, что знает каждый еврейский школьник: божественные повеления люди толкуют по-разному. Не только ортодоксы, реформисты и консерваторы, но и хасиды и литваки, религиозные сионисты и ХАРАДАЛЬные сионисты, и даже внутри каждой такой группы люди приходят к очень разным толкованиям.
Так, например, Игаль Амир и раввины, с которыми он советовался перед убийством, считали, что Всевышний повелел убить Ицхака Рабина. Так, может быть, все-таки, уважаемая раббанит Атбарьян, в таком случае, как у Игаля Амира, "властям" как раз стоило помешать ему реализовать "божественное повеление"? Возможно, я не понял закон. Ведь раббанит Атбарьян в своем законопроекте наделяет дополнительной силой главный раввинат, ее намерение состоит в том, чтобы именно эта структура толковала божественное повеление для всех нас. Что касается "внешнего вмешательства", праведная раббанит, несомненно, имеет в виду реформистов и консерваторов — эти демонические движения, которые так много лет финансово поддерживают еврейское государство Израиль. Ладно, но подождите, а что насчет этих движений в Израиле? Опа, лакуна, праведная раббанит не закрыла все лазейки.
Закон, среди прочего, подробно описывает запрет на препятствование наложению тфилина или молитве в общественном пространстве, запрет на вмешательство в текст и порядок чтения молитв, обязанность установки мезузы в общественных учреждениях и обязанность судей быть знакомыми с еврейским правом.
Читайте также
Я не буду углубляться во все пункты этого гениального законопроекта, лишь отмечу, что он больше, чем ценностям либерализма вредит ценностям религии. Я, как верующий еврей, не хочу, чтобы раббанит Атбарьян вводила Создателя мира в законодательство. Введение религии и веры в законодательство светского гражданского органа превращает их в посмешище, в предмет попрания, в разменную монету для дельцов. В среде, из которой я родом, это называют "осквернением Имени Всевышнего".
Когда законопроект прошел, мы также узнали, кто написал его для Атбарьян. Бывшая исследовательница форума "Коэлет" по имени Нога Арбель поспешила похвастаться этим на нескольких платформах. Я не слишком знаком с нею, но недавно услышал интервью, которое она дала на 14 канале, где она на полном серьезе объясняла, что лучший способ справиться с тем, что с нами творят судьи Верховного суда, — это использовать полномочия министра обороны и посадить их под административный арест. Вот это уровень автора закона "Создатель мира".
И после всего этого нужно сказать еще одно. Таким людям, как Атбарьян и Арбель, не нужны причины, чтобы совершать непристойные действия по отношению к религии и демократии, и все же давать им лишние поводы для осуществления их замыслов — это непростительный поступок. Я считаю, что тренд, распространившийся в последние годы среди части светского населения — бороться с теми, кто накладывает тфилин и молится в общественном пространстве, — это истеричный, нелепый, отвратительный тренд, который нередко включает и тяжелые проявления ненависти.
Тех, кто накладывает тфилин и молится в общественном пространстве, должны защищать не убогие религиозные законы, которые проталкивает Атбарьян, а, наоборот, базовые, гражданские, либеральные законы, и прежде всего Основной закон о достоинстве человека и его свободе — право человека рассказывать историю своей жизни в своем доме, в своем районе, в своем городе и в своей стране, даже если его поведение кому-то другому не по вкусу.
Источник: Walla