Сила шекеля
Если индекс потребительских цен за октябрь, который будет опубликован 15 ноября, не преподнесет неприятных сюрпризов, 24 ноября Банк Израиля практически гарантированно объявит о снижении учетной ставки.
С учетом возвращения инфляции в рамки целевого коридора, резкого укрепления шекеля по отношению не только к доллару США, но и к другим ведущим валютам, более-менее стабильного прекращения огня, позволившего ЦАХАЛу значительно сократить число мобилизованных резервистов, и двух подряд снижений учетной ставки в США, любое другое решение израильского центробанка будет сложно объяснить.
А вот вмешательство Банка Израиля в ход валютных торгов чтобы помочь израильским экспортерам на данный момент маловероятно, хотя и возможно при наличии резких колебаний. Текущее укрепление шекеля обусловлено сочетанием целого ряда факторов (резкий приток иностранных инвестиций после прекращения огня, рост котировок на Уолл-Стрит, вынуждающий израильских институциональных инвесторов продавать доллары, наличие внешнеторгового профицита и т.д.).
До войны многие экономисты указывали, что реальный курс шекеля должен находиться в районе отметки 3 шекеля за доллар, и похоже в этом отношении мало что изменилось, несмотря на политический кризис и два года войны. На данный момент основной сценарий, по оценкам аналитиков - колебание курса израильской валюты по отношению к доллару в коридоре 3,1-3,3 шекеля за доллар.
Впрочем, стоит отметить, что этот основной сценарий не учитывает активно обсуждаемую в эти дни возможность проведения Белым домом политики намеренного ослабления курса доллара по отношению к другим валютам с целью облегчения обслуживания гигантского внешнего долга США.
"Стоп-кран" минфина
Еще одним следствием прекращения огня в Газе стала активизация борьбы министерств финансов и обороны по поводу оборонных расходов. Минфин остановил в минувшее воскресенье выплаты по любым заключенным ЦАХАЛом контрактам до согласования общих рамок оборонных расходов.
В министерстве обороны и генеральном штабе возмутились, обвинив чиновников минфина в "возвращении к политике 6 октября" и подрыве государственной безопасности в то время, как Иран ускоряет производство ракет, а другие соседи массово закупают современные вооружения.
Этот вечный спор "слона с китом" в попытке найти баланс между безопасностью и качеством жизни интересен в первую очередь "стоп-краном", который столь резко дернул главный аудитор минфина Яхели Ротенберг. По словам Ротенберга, ЦАХАЛ уже исчерпал оборонный бюджет на 2025 год, но при этом продолжает заключать контракты без какого-либо контроля. Исключение было сделано для контрактов на сумму до 1 миллиона шекелей и для выплат обязательств резервистам, кадровым военным и управлению реабилитации раненых в министерстве обороны.
В министерстве финансов понимают, что маятник, в последние десятилетия двигавшийся в сторону сокращения оборонного бюджета до минимального значения в 4,51% от ВВП в последний предвоенный год, качнулся в другую сторону. В 2024 году оборонный бюджет вырос до 8,8% ВВП, в 2025 году цифры, судя по текущим прогнозам, будут схожими. Очевидно, что концепция "маленькой умной армии" не выдержала испытания реальностью и в обозримом будущем возврата к уровню ниже 5% (а скорее 6-7%) ждать не стоит. Но и продолжения политики "открытой чековой книжки" (а в минобороны требуют на 40 миллиардов шекелей, то есть на 2% ВВП больше запланированного) в минфине допускать не намерены. Отсюда и демонстративная публичная резкость, требование предоставления реальной отчетности и наведения порядка в призыве резервистов (именно резервисты, а не закупка самолетов или бомб, являются самой большой статьей оборонных расходов).
И здесь следует честно сказать, что, поскольку "маленькой умной армии" оказалось недостаточно, проблема удержания оборонного бюджета в разумных рамках будет неразрывно связана с вопросом призыва на срочную службу хотя бы части ультраортодоксальной молодежи. Просто потому что содержание бригады срочной службы обходится государству на порядок дешевле содержания резервистской бригады.
Фантазии о реформах
В воскресенье-понедельник экономические СМИ были заняты обсуждением черновика Закона о государственном регулировании, разосланного министерством финансов практически в канун субботы. Вместе с тем активное обсуждение включенных в него реформ было крайне непродолжительным, поскольку шансов на утверждение этого закона на текущий момент крайне невелики. В целом пока что их стоит рассматривать как фантазии на тему.
Одной из "фантазий", привлекших значительное внимание, стали меры по приведению налогообложения гражданской авиации в соответствие с принятым в странах Запада, включая введение налога на углеродный след для вылетающих рейсов и увеличение срока амортизации самолетов с нынешних 3,3 лет до 15-20 лет, что приблизит его к реальному экономическому сроку службы воздушных судов и сократит налоговые льготы, которыми десятилетиями пользовались израильские авиакомпании. Однако лейтмотивом обсуждения этих вполне оправданных мер была нулевая вероятность их принятия в предвыборный год, поскольку они приведут к росту цен на авиабилеты.
Торжественно представленную Смотричем налоговую льготу для новых репатриантов, которые репатриируются в 2026 году, можно было бы приветствовать, если бы не тот факт, что мы уже в середине ноября 2025 года, а при наилучшем развитии событий закон будет принят ближе к марту 2026 года. Поскольку люди как правило не принимают решение о репатриации с сегодня на завтра, а цель закона - стимулирование репатриации, а не поощрение уже решивших репатриироваться, большая часть смысла этой льготы будет потеряна, даже если она будет реализована.
Читайте также
Немного больше шансов на реализацию имеет план расширения третьей и четвертой ступеней подоходного налога, то есть повышение суммы дохода, каждый шекель сверх которой облагается налогом в 31% вместо 20% и налогом в 35% вместо 31%. Это существенное снижение налога для израильского среднего класса - 8-9 социо-экономических децилей с зарплатой более 16 тысяч шекелей в месяц. Именно с этим министр финансов Бецалель Смотрич хочет идти на выборы. Этот шаг продвигается в рамках мер по консолидации, идущих вместе с Законом о государственном регулировании, но являющихся отдельным законодательным актом.
Однако стоимость такого шага - 5 миллиардов шекелей в год, которые надо где-то изыскать. Основным источником предлагается сделать возрождение налога на землю в размере 1,5% стоимости незастроенной земли в год. Проблема в том, что налог на землю был отменен в 2000 году в связи с проблематичностью расчета стоимости и сложностью взыскания, и с тех пор эти проблемы никуда не делись. Более того, в комиссиях по проектированию и строительству, занимающихся продвижением застройки земель в арабских населенных пунктах, говорят, что возрождение этого налога сведет на нет всю проделанную работу, поскольку они до сих пор разбираются с долгами по налогу 25-летней давности, не позволяющими провести нормальную парцелляцию и регистрацию прав, необходимую для застройки этих земель.
Еще один источник - отмена освобождения от НДС на туристические услуги для иностранцев тоже, теоретически, является оправданным шагом, но требует согласия министра туризма Хаима Каца, который ранее уже заблокировал эту же инициативу.