Позвольте мне поведать вам об одном удивительном израильском феномене, который местные называют "молодежь холмов". Это история, которая могла бы родиться на страницах Священного Писания, если бы его писали в наши дни.
Представьте себе ковбоев Дикого Запада, но вместо лассо у них - пейсы, вместо кольтов - священные тексты (впрочем, стволы у некоторых тоже имеются), а вместо бескрайних прерий - каменистые холмы Иудеи. Они живут в палатках и передвижных домиках с видом на вечность, и их главная идея проста до гениальности: небесные законы куда важнее тех, что пишут в Кнессете. Честно говоря, я им даже немного завидую: попробуйте в Хайфе не платить за электричество, сославшись на волю Божью!
Одни называют их "героями", другие - "разбойниками".
Сторонники этих молодых людей смотрят на них со слезой умиления. "Взгляните! - восклицают они. - Это же новые халуцим (первопроходцы)! Их деды осушали болота, а они осваивают холмы. Дух тот же, только ландшафт поменялся".
Правые газеты преподносят их жизнь как идиллическую пастораль: овечки, фермы, библейские пейзажи. "Пока левые в Тель-Авиве пьют латте, - пишут они, - эти парни с винтовками день и ночь не дают врагу создать государство у нас под носом". Что ж, это своеобразный взгляд на соседские отношения: сначала поставить дом на чужом, вернее, не на своем огороде, а потом героически охранять его от тех, кто не успел застолбить это местечко.
А с другой стороны холма…
Но у каждой медали, как водится, есть обратная сторона, и часто - довольно сомнительная. Противники называют вещи своими именами: "погромы", "поджоги", "вандализм". Короче - "таг мехир" ("цена возмездия"), когда в ответ на убийство одних невинных совершается расправа над другими невинными, и все друг друга учат морали с помощью коктейлей Молотова.
Самое чудовищное - история с младенцем Али Давабшей, сожженным заживо. Убийство, от которого становится очень не по себе, особенно на фоне нескрываемой радости от этого "подвига". Эта трагедия доказывает: неистовый фанатизм и безумный национализм - будь он еврейский, арабский или любой другой - всегда пахнут бензином и смертью.
Эти парни воюют не только с палестинцами, но и с собственной армией. Бросают камни в солдат, без которых эти смельчаки и три дня не продержались бы против палестинских боевиков. Ирония судьбы: защитники Отечества вынуждены защищаться от тех, кого они призваны защищать.
Читайте также
Они живут без разрешения, не платят за землю и свет, но исправно получают пособия. А потом государство тратит миллионы шекелей на их защиту и дорогостоящие операции по эвакуации. Выходит, быть пророком - не только духовно, но и экономически выгодно.
Возьмем, к примеру, аванпост "Гиват Арнон". Для одних это - "возрождение заброшенного клочка земли предков". Для других - "силовой захват с целью запугать соседей". Государство, как заботливый, но слабовольный родитель, то эвакуирует поселение, то смотрит сквозь пальцы, когда "дети" возвращаются. Война на истощение, где главное оружие - терпение и уверенность, что твой сосед устанет первым.
Так кто же они?
Герои-первопроходцы, чей идеализм слишком ярок для мира тусклых законов? Или банда вандалов, грозящих поджечь Иудею из-за своего фанатизма - как это уже было две тысячи лет назад, что привело к величайшей трагедии в еврейской истории?
Самое удивительное в Святой Земле - это не только ее древность, но и ее поразительная, почти библейская способность рождать истории, где есть Каин и Авель, причем никогда не понятно, кто из них кто в данный момент.
Лично для меня все просто: никакая цель, даже "святая", не оправдывает убийство детей, избиение палками женщин и один из главных грехов - вырубку плодовых деревьев, которые кормят людей. И если твоя праведность требует неправых дел, возможно, стоит задуматься - и понять, что дело твое вовсе не "правое", а самое что ни на есть "левое".