Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+26+20
Иерусалим
+24+16

Мнения

А
А

Духовность не спасает от ракет

Ни в одном нормальном правительстве невозможно одной рукой отправлять людей на фронт, а другой - демонстрировать поддержку уклонения от службы.

28.10.2025
Ультраортодоксы протестуют против призыва в армию, 10 ноября 2024 года. Фото: Walla / Реувен Кастро

В чем проявляется оторванность нынешней власти, для которой кроме власти, по ходу дела - гори земля под ногами, не заметят? В том, что служат, воюют, погибают, защищая страну, среди других и избиратели "Ликуда".

Однажды в Израиле была партия. Которая претендовала на альтернативу власти и устоявшемуся порядку вещей. Эта партия проповедовала свою идеологию, которая если и подразумевала диалог, то только с позиции силы. Сильное государство - большая армия. Большая армия в постоянно воюющей стране - обязательный призыв. Обязательный призыв - для всех, а не для некоторых. Уклонение от призыва - нарушение закона. Все просто, правда? Но не в случае с нынешним "Ликудом", который за годы пребывания Биньямина Нетаниягу в должности премьера в своих глазах превратился в олицетворение самой власти, а следовательно как я порешаю, так тому и быть, так правильно.

Единственные люди, который встают на пути этой коррупции - это судьи. Вот против них депутаты и министры от "Ликуда", которые думают прийти на демонстрацию ультраортодоксов в ближайший четверг, и будут протестовать. Они им как кость в горле, вечно лезут со своим законом, мешают делать дела. И очень уместно будет здесь процитировать члена "Ликуда" бывшего министра обороны Йоава Галанта, который сказал: "планируемая демонстрация против призыва - это демонстрация против Государства Израиль. Те, кто ее поддерживает, действуют против принципов сионизма и против принципов "Ликуда". Без физического существования нет и духовного". И не поспоришь. Проблема только в том, что Галант сегодня - маргинал нынешнего "Ликуда", в котором линия лидера - главная и она же единственная. Попробуй, возрази, тем более публично - и тебе будет понятно, какое место ты займешь на следующих праймериз.

Но б-г с ними, с их праймериз. На самом деле проблема другая: ни в одном нормальном правительстве невозможно одной рукой отправлять людей на фронт и продлевать им сроки резервистской службы, потому что в армии нехватка личного состава, а другой - демонстрировать поддержку уклонения от службы. Ведь что такое их возможное участие в предстоящей демонстрации, если не это? Но у нас, видимо, в моменте, который начался почти три года назад и не заканчивается, возможно все.

Может быть если бы не война, мы бы так и жили с этой проблемой, которая разрушала нас изнутри: показательное, как плевок в лицо неравенство. Если бы не война. Если бы не реальные смерти. Если бы не раненые, если бы не тысячи резервистов, которые бросили семьи, работу, бизнес - потому что страна важнее. И вот на их фоне… все это лицемерие начинает выглядеть не просто циничным. Оно выглядит омерзительным.

Один адепт однажды мне сказал: ты хочешь, чтобы харедим служили в армии рядом с твоей дочкой? Типа армия от этого станет более религиозной. Не станет. Задача армии - не изучение Торы, а подготовка бойцов, которые будут убивать врага при необходимости. И в этом смысле вообще нет никакой разницы - что это за человек такой, который носит военную форму - светский израильтянин или еврей-ультраортодокс, друз или бедуин, репатриант или сабра, мужчина или женщина. Армия не требует идеальности - только равенства. В стране, где армия выполняет роль градообразующего предприятия (а в нашем случае это именно так), у нее есть еще и социальные функции - и можно вспомнить, например, молодежь Рафуля - молодых людей из малообеспеченных семей, часто с проблемами с интеграцией и уголовным прошлым. Когда только обсуждался этот проект, раздавались голоса, что мол армия не должна вообще этим заниматься: наше дело военное. Но именно благодаря этому проекту тысячи молодых людей получили второй шанс - и они воспользовались им.

Читайте также

Зачем армии призывать людей с ограниченными возможностями, например? Для чего существуют проекты для людей с аутизмом или для людей с синдромом дауна, для людей с отставанием в развитии? И это уже чистый альтруизм, который из всех армий мира возможен только в нашей. Потому что они хотят. Для них это важно. Посмотрите на них и скажите мне, что ультраортодоксальный еврей не может служить в армии. Конечно может. И служит. Вон - бригада "Хашмонаим". Герои. И ни разу не меньше евреи после службы в армии. А наверняка больше чем те, кто уклоняется от службы.

Меир Поруш, который устроил показательную голодовку у офиса юридической советницы правительства, сказал: "вот такие мы, какие были со времен горы Синай". На горе Синай учили Тору, но никогда не было целого сектора, который отправлял бы всех своих сыновей - от старшего до младшего - в ешивы. Поруш готов молиться за погибших и раненных, но не готов менять свой образ жизни. И вот это и есть неравенство. Потому что при всем уважении к молитвам, помогают бороться с врагом не только они. Духовность не спасает от ракет. Когда один сектор жертвует всем, а другой требует привилегий - это уже не про "разные подходы". Это про фундаментальную трещину в обществе. Ту, которую никакой коалиционный клей уже не закроет. Потому что кто-то платит за безопасность, а кто-то требует, чтобы ему платили за то, что он еe игнорирует.

Я попросил чат GPT описать эту ситуацию четверостишием в стиле рэпа. Он мне выдал такое:

Молимся, но не служим,
Учимся, но не платим,
Вы на фронте там держитесь,
А мы здесь - за Талмуд, за братьев.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке