Тезисы статьи в The Financial Times
▪️"Это движение... Я всего лишь один человек. Я, конечно, не заслуживаю этого". Так отреагировала Мария Корина Мачадо, лидер венесуэльской оппозиции, на присуждение ей Нобелевской премии мира 2025 года.
▪️Если Дональд Трамп получит премию 2026 года, вряд ли он будет придерживаться аналогичной позиции. Президент США уже заявил, что "все говорят", что он должен получить Нобелевскую премию.
▪️Приписав себе заслугу в прекращении двух несуществующих конфликтов - одного между Албанией и Азербайджаном, а другого между Камбоджей и Арменией - Трамп действительно сыграл решающую роль в прекращении жестокого конфликта в Газе. Израильская толпа скандировала слова благодарности президенту США на митинге в Тель-Авиве в минувшие выходные.
▪️Возможно, преждевременно - и немного упрощенно - утверждать, как это сделал президент, что "после трех тысяч лет хаоса и войн на Ближнем Востоке наступил МИР". Но прочный мир в Газе, если он его достигнет, все же является поводом для гордости.
▪️И, возможно, впереди еще более значительные достижения - по крайней мере, на это есть надежда. Если весь 20-пунктный мирный план Трампа будет реализован - и устоит - то президент и его посланники могут действительно разрешить израильско-палестинский конфликт. Это было бы грандиозным достижением: тем, чего не удавалось добиться ни одному из президентов США с 1948 года, несмотря на интенсивные усилия таких политиков, как Билл Клинтон и Джимми Картер.
▪️Но, увы, это маловероятно. Несмотря на понятную эйфорию как в Израиле, так и в Газе по поводу прекращения боевых действий, уже возникают очевидные вопросы о будущем соглашения. Следующий действительно важный вопрос заключается в том, действительно ли ХАМАС разоружится и распустится, а Израиль выведет свои войска, как того требует соглашение.
▪️Признаки не обнадеживают. Напротив, ХАМАС вновь укрепляет свой контроль над Газой и ведет боевые действия, чтобы разоружить соперничающие группировки. Если разоружение ХАМАС не состоится, то следующие этапы плана начинают выглядеть весьма сомнительно.
▪️Сможет ли группа палестинских технократов действительно взять на себя управление Газой, если ХАМАС останется на месте? Ответ на этот вопрос очевиден. Это, в свою очередь, ставит под серьезное сомнение развертывание многонациональных стабилизационных сил, которые, вероятно, будут в основном состоять из войск арабских и мусульманских стран.
▪️Приверженность этих стран этой задаче, которая и без того вызывает сомнения, исчезнет, если ХАМАС останется мощной силой в секторе. Такие страны, как Египет, Индонезия и государства Персидского залива, не будут участвовать в операции по борьбе с повстанцами, которая повлечет за собой потери, или в подавлении ХАМАС от имени Израиля.
▪️Если ХАМАС останется у власти в Газе, то любое израильское правительство будет продолжать рассматривать его как опасного врага, способного нанести удар по Израилю в любой момент.
▪️Это делает маловероятным, что израильтяне завершат вывод войск из Газы, как того требует план. И в какой-то момент правительство Нетаниягу или его преемник может принять решение возобновить конфликт.
▪️Но на данный момент в интересах обеих сторон прекратить боевые действия. Нетаниягу предстоят выборы в следующем году, и он хотел бы выступить в качестве лидера, который победил ХАМАС, положил конец войне и добился освобождения заложников. Самому ХАМАС потребуется время, чтобы перегруппироваться и восстановить контроль над разрушенным сектором Газа.
▪️Поэтому вполне вероятно, что к моменту начала обсуждений Нобелевским комитетом в следующем году результаты мирного плана США все еще будут - в лучшем случае - неясными и неустойчивыми.
▪️Кандидатура Трампа на Нобелевскую премию мира также требует нескольких важных оговорок и дополнений. Во-первых, следует отметить, что президент США усугубил проблему, прежде чем улучшить ее. Его план "Газа-Ривьера", обнародованный в феврале 2025 года, был объявлен в разгар очередного перемирия и, возможно, способствовал возобновлению войны.
▪️Дело не только в том, что план "Ривьера" был совершенно нереалистичным и рассматривал трагический конфликт как возможность для американских девелоперов заработать на недвижимости. Его последствия были еще хуже, потому что он оправдал один из самых мрачных планов израильской крайне правой - массовое переселение палестинцев.
▪️Возможно, не случайно, что в следующем месяце Израиль решил возобновить войну. Это решение привело к еще семи месяцам жестокого конфликта.
Читайте также
▪️Новый план Трампа более реалистичен и более уважает права палестинцев. Но заслуга в этом отчасти принадлежит европейцам, лидерам стран Персидского залива и опытным американцам, все еще находящимся в системе США, которые постепенно убедили Трампа и его посланника Стива Уиткоффа в необходимости вернуться к некоторым традиционным параметрам мирного процесса, включая окончательное решение о создании двух государств.
▪️Достижение нынешней стадии также потребовало высокомерной ошибки Нетаниягу: бомбардировки Катара в попытке убить политических лидеров ХАМАС, живущих в изгнании в Дохе. Атака на Катар, похоже, окончательно исчерпала терпение Трампа. В этот момент он действительно сыграл решающую роль, проявив энергию и решимость, которых Джо Байден никогда не демонстрировал.
▪️В понедельник Трамп прибыл на Ближний Восток, чтобы выступить в израильском Кнессете, а затем возглавить международную мирную конференцию в Египте. Он будет наслаждаться своим моментом славы. Но Нобелевская премия? Посмотрим.