Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+25+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Великий эксперимент: от смерти Сталина до наших дней

В 2022-м русские евреи оказались не на стороне державы и ее режима. На этом они распрощались с Россией. Родиной русских евреев стал Израиль.

12.10.2025
Источник:mnenia.zahav.ru
Антисионистский комитет советской общественности. Фото: с экрана

Прожив несколько десятков лет в роли "лишенцев" и лиц, перманентно уличаемых в нелояльности, евреи были эмансипированы режимом Горбачева. А при Ельцине неожиданно сумели восстановить свою "перепредставленность" во всех сферах.

Финал этой идиллии тоже стал неожиданным. В 2022-м русские евреи оказались не на стороне державы и ее режима. На этом они распрощались с Россией. Родиной русских евреев стал Израиль.

Публикация подготовлена медиапроектом Страна и мир - Sakharov Review (телеграм проекта - Страна и мир. Первая статья этого цикла рассказывает о периоде с начала XX века до эпохи большого террора, вторая статья - от нее до смерти Сталина, и третья - до наших дней.

Неотъемлемая среда

Вплоть до Перестройки русские евреи прожили в статусе "лишенцев". Но это совмещалось с их "перепредставленностью" в когорте специалистов. В подавляющем большинстве они теперь принадлежали к потомственной интеллигенции и все еще составляли едва ли не десятую долю российских врачей, ученых и деятелей шоу-бизнеса.

В столицах, где жила половина евреев РСФСР, их "засилье" в этих профессиональных сферах особенно бросалось в глаза. И не только в них. Люди с еврейскими корнями были очень заметны в "оттепельном" и "шестидесятническом" кино, городской прозе, бардовской песне и либеральной публицистике, которые тогда заменяли общественную жизнь. Желающие негодовать на "засилье" получали, таким образом, благодатные поводы для воздевания рук.

Русско-еврейская среда, вбиравшая в себя далеко не только "стопроцентных" евреев, все эти годы оставалась неотъемлемой частью российской и особенно московской жизни. Все эти десятилетия русских евреев связывали друг с другом не только естественные узы, но и принудительная принадлежность к дискриминируемой реестровой категории. Однако эта искусственная категория мало-помалу размывалась.

Быстро шедшая ассимиляция плавно сокращала число тех, кого власти считали евреями. Но по факту русско-еврейская среда расширялась, а не исчезала. Среди браков, в которых состояли российские евреи, доля этнически смешанных достигла к 1970-м примерно 40%, а к 1980-м - 50%. К этому времени больше половины детей, рожденных матерями-еврейками, появлялось в смешанных союзах. Некоторые забывали о еврейских корнях, но не большинство.

При почти поголовной принадлежности к советской либерально-интеллигентской культуре русские евреи были более прозападными, были лучше осведомлены о внешнем мире и чаще выступали как открытые критики режима. Их симпатии к Израилю, окрашенные теперь в антирежимные цвета (важное отличие от 1948-го), стали, начиная с 1967-го (война Израиля с ближневосточными странами), почти поголовными. Но стремление уехать из СССР было далеко не всеобщим.

С 1970-го и до перестройки из СССР выехало (в Израиль и в США) почти 300 тысяч евреев и членов их семей. Но из РСФСР - лишь 50 тысяч, т. е. из России в те годы уезжала меньшая доля. Причиной были не только запреты властей. Евреи все больше укоренялись в России и, оставаясь евреями, все глубже усваивали российскую и особенно московско-ленинградскую идентичность.

Высокая успешность и одновременно крайняя двусмысленность русификации столичных евреев отобразились в стихотворении Дмитрия Александровича Пригова "Россия - родина евреев". Будучи сам москвичом и выходцем из "диаспорной национальности" (этническим немцем), он хорошо понимал своеобразие этого процесса:

Когда безумные евреи
Россию Родиной зовут
И лучше русского умеют
Там, где их вовсе не зовут.
А где зовут - и там умеют,
А там, где сами позовут -
Она встает во всей красе,
Россия - Родина евреев

Подтверждая эту двусмысленность, старый советский режим в те же десятилетия резко изменил взгляд на евреев и на Израиль.

Обращение в антисионизм

В первые годы после Сталина еврейские сюжеты увлекали режим меньше обычного. Запреты на профессии и процентные нормы оставались в силе. Советизированная идиш-культура, которую задушил Сталин, восстановлена не была. Да и спрос на советскую казенщину, излагаемую на идише, среди русифицированных евреев был минимальным. В ходе хрущевской антирелигиозной кампании конца 1950-х - начала 1960-х закрыли больше половины синагог: иудеи пострадали вместе с другими конфессиями.

Правда, в последние годы правления Хрущев стал интересоваться евреями: позволил выпустить несколько юдофобских агиток, обличавших иудаизм, инициировал кампанию против "экономических преступлений", в которой из двухсот с лишним казненных полторы сотни оказались евреями, и повадился делать развязные заявления о роли евреев в СССР. Но в преследования сталинского масштаба это не сложилось, и после смещения Хрущева - улеглось.

Перелом наступил в 1967-м. Советский режим еще в 1950-е сдружился с арабскими диктатурами, а в 1956-м помог Насеру спастись от разгрома, но только после Шестидневной войны борьба с Израилем стала приоритетным занятием. Москва сразу же разорвала с Израилем дипломатические отношения и стала главным координатором международных антиизраильских мероприятий.

Реконструкция домашнего агитпропа заняла еще пару лет.

С конца 1960-х и до середины 1980-х "израильская военщина" и "сионисты" занимали в советской пропаганде место чуть ли не главных врагов, которыми режим был особенно сильно озабочен и о которых особенно любил разглагольствовать. Были выпущены сотни "антисионистских" книг и брошюр, в которых новые на тот момент россказни о сотрудничестве сионистов с нацистами смешивались с традиционными антиеврейскими штампами. Сюжеты и стилистика карикатур опережали время и были предвестниками сегодняшней западной антиизраильской пропаганды.

Формальной причиной антисионистского шума, поднятого режимом, было стремление советских евреев выехать в Израиль, и особенно необходимость по соображениям международной политики часть из них выпускать. Признание, что в СССР не рай и из него бегут, действительно ломало идеологическую гармонию.

Но это было скорее триггером взрыва казенного антисионизма, чем его первопричиной. Ведь тогда же из СССР впервые в заметном числе стали выпускать немцев (около 70 тысяч из них в 1970-е - начале 1980-х смогли эмигрировать, в подавляющем большинстве в ФРГ), но медиашумихи вокруг них власти не подняли. Повышенный, доходящий до одержимости интерес ко всему, связанному с евреями, в который раз оказался константой советской и российской жизни.

Опыт защиты прав

В ответ на казенное давление, а также и по логике собственного развития, русско-еврейская среда быстрее и решительнее других россиян отходила от навыков советского верноподданничества. В 1960-1970-х этот отход стал среди советских евреев если и не преобладающим, то явно массовым. Особенно в Москве и Ленинграде - центрах правозащитного движения, самиздата и акций "отказников".

Феномен массовых отказов в разрешениях на выезд был вызван не только рутинным желанием властей сократить число эмигрантов. Не меньшую роль сыграли их собственные юдофобские практики в доступе к образованию и при приеме специалистов на работу. Не очень популярные "закрытые" учреждения чаще соглашались нанимать евреев, чем "открытые" с их более выигрышными рабочими местами. И теперь среди желающих эмигрировать оказались "перепредставлены" носители секретов.

И внутри массы евреев, и так дискриминируемых как "лишенцы", режим создал слой "лишенцев" в квадрате - тех, кто долгие годы находился в "отказе", т. е. по определению отрекся от советской лояльности. К 1985-му число многолетних "отказников" измерялось в СССР многими тысячами.

К ним добавлялись сотни тысяч, которые как минимум примеряли на себя статус "отказника": получили вызов из Израиля, но пока не решились им воспользоваться. Все, кто принадлежал к русско-еврейской среде, если и не прошли через эти перипетии, то были с ними знакомы.

Поэтому советское и российское правозащитное движение, которое поднялось в 1960-х и достигло пика к концу 1970-х, встречало сочувствие, а часто и энтузиазм среди евреев. Доля людей с еврейскими корнями в малочисленном правозащитном активе была велика. Но еще выше была их доля в более широких слоях, которые окружали эти группы в столицах. Они были их аудиторией, обеспечивали распространение самиздата и давали правозащитникам моральную и материальную поддержку.

Довольно широко распространено мнение, что в околодиссидентской среде евреи составляли большинство. Скорее всего, это преувеличение. Но их не могло быть мало. Средой диссидентского движения в России была московская и ленинградская интеллигенция. Евреи составляли заметную ее долю и, в отличие от других ее отрядов, видели свою ущемленность в правах и постоянно оскорблялись режимом. Их солидарность с теми, кто требовал соблюдения прав, была нормальной.

В агитации против диссидентов власти скрыто, а иногда и напрямую, продвигали тезис, что это будто бы движение евреев, возглавляемое евреями. КГБ распространял слухи о еврейском происхождении даже Александра Солженицына, не говоря об Андрее Сахарове. "Историк" Николай Яковлев сделал публичную карьеру на нападках на Елену Боннэр, которую он изображал зловещей еврейкой-кукловодом, манипулирующей собственным мужем.

Возможно, за этой кампанией обличений даже стоял какой-то цельный проект. Но он не сработал. Народные массы, при всем их конформизме, не увлеклись этими байками и быстро их забыли. Если охранители и смогли кого-то убедить в коварстве диссидентско-еврейских заговорщиков, то только самих себя.

А для московской русско-еврейской среды близость к правозащитной эпопее стала важнейшим опытом. Тот опыт многое объясняет из происшедшего в дальнейшем. Эта среда необратимо расставалась с советской лояльностью и с шаблонами советского поведения. К началу перестройки русские евреи были лучше большинства подготовлены к тому, чтобы участвовать в преобразованиях и сыграть в них особую роль.

Надорвавшиеся юдофобы

К 1980-м во властной машине по "еврейско-израильскому" поводу образовались три течения - мейнстримно-бюрократическое, агрессивно-юдофобское и либеральное.

Чиновничий мейнстрим, как и во всем прочем, стоял в еврейских делах за поддержание статуса-кво. Выражением той несбыточной мечты было учреждение Андроповым в 1983-м так называемого Антисионистского комитета советской общественности. Укомплектованный евреями-номенклатурщиками средней руки, он должен был ретранслировать казенные штампы о советском еврействе, которое якобы лояльно режиму и довольно своим противоестественным положением.

Помимо мейнстрима, на верхних и средних этажах режима процветало довольно мощное юдофобское крыло. Оно воспроизводило установки давнишних русских националистов и сотрудничало с имперско-почвенническими медиа и литераторами. Некоторые из них, например, Валентин Пикуль, публиковали антиеврейские бестселлеры ("Нечистая сила", 1979).

Также существовал, не привлекая внимания, круг относительно либеральных чиновников, не одержимых антиизраилизмом и считавших "еврейскую" политику режима устаревшей. Хотя "либералы" до середины 1980-хвыглядели слабее "антисемитов", именно они задавали тон на финише СССР. В низах отказ властей от антиизраилизма мог опереться на усталость от гротескного казенного антисионизма, на общее ослабление юдофобских чувств в народе и на интерес ко всему, против чего так шумливо агитировал заскорузлый, всем надоевший режим.

Самые укорененные

Михаил Горбачев отменил антиеврейские ограничения, с 1988 года перестал препятствовать выезду евреев, восстановил дипломатические и деловые отношения с Израилем - формально в 1991-м, фактически в 1988-89-м годах. В качестве прощального жеста шедший к своему финалу советский режим эмансипировал своих евреев по всем пунктам.

То, что произошло дальше, не было очевидным и совсем не выглядело предопределенным. Во-первых, отъезд евреев не стал поголовным, особенно их отъезд из России. Всего с 1970 по 2017 годы из СССР и государств, на которые он распался, выехало (по оценкам Марка Тольца) 1,84 млн евреев и членов их семей, в том числе из России - 0,54 млн.

Сравним это с результатами переписи 1970-го. Она определила общую тогдашнюю численность советских евреев в 2,17 млн. В том числе живших в России - в 0,82 млн. Получается, из России уехало в полтора раза меньшая доля, чем из стран бывшего СССР: число уехавших из остальных союзных республик, а потом государств (1,3 млн) практически равнялось численности живших там в 1970-м евреев (1,35 млн).

Понятно, что такие сравнения очень приблизительны. По "еврейской" линии уезжали не только евреи, а численность "зарегистрированных" евреев всегда меньше общего количества тех, кто так или иначе связан с еврейской жизнью. Но вывод очевиден: русские евреи оказались наиболее укорененными.

Эта закономерность сработала и у других советских диаспорных национальностей. Среди немцев бывшего СССР самыми укорененными тоже оказались именно русские немцы. В конце 1980-х, накануне массовой немецкой эмиграции, в СССР жило около 2 млн немцев, в том числе 40% - в России. К началу 2020-х на послесоветском пространстве обитало в 3,5 раз меньше немцев, но в РФ жило уже 60% из них.

К концу 1980-х - началу 1990-х повышенная доля оставшихся в России евреев находилась в столицах. Там, где предстояло произойти главным переменам и событиям. Возможности участия в очередной русской революции были налицо. Но никто не догадывался, что евреев опять хватит на столько важных ролей.

Страна сюрпризов

Глубокая русифицированность и радикально ослабевшая "советскость" российских евреев помогли им к началу 1990-х без душевного надрыва сменить советскую идентичность на российскую. Гражданский российский патриотизм встречался в те годы среди евреев, пожалуй, не реже, чем среди великороссов. Отступил и страх перед низовым антисемитизмом.

Юдофобское крыло номенклатуры, оппозиционное теперь как горбачевскому, так и возникающему ельцинскому режиму, в 1987-1990-м годах пыталось обратиться к массам, продвигая общество "Память" и распуская слухи о погромах. Но расчет на всплеск низовых антиеврейских страстей почти не оправдался. В том числе и потому, что теперь русско-еврейская среда гораздо меньше выделялась среди прочих. "Почти свои", - так оценил народное восприятие евреев глава одной из первых тогдашних опросных служб.

Хорошей новостью для русских евреев стало и то, что отношение к Израилю большинства рядовых россиян с конца 1980-х сделалось позитивным и даже очень позитивным. Долголетние советские инвестиции в антиизраильскую пропаганду оказались неэффективными и скорее возымели обратный эффект. Демократически настроенные россияне симпатизировали Израилю как форпосту западной свободы. А часть русских националистов одобряла его как крепко сколоченную воинственную державу.

По всем этим причинам предпосылки окончательной ассимиляции русских евреев выглядели созревшими. Исследование, проведенное немного позже, в начале 2000-х годов, показало, что для двух третей оставшихся в России евреев, по их словам, русская культура ближе еврейской. Причем 85% опрошенных евреев сообщили, что, живя в России, чувствуют себя в своей стране. Очень многие, фактически уже большинство, состояли в смешанных браках. Только 6% русских евреев отметили, что все их друзья - евреи. А доля тех, у кого среди друзей было больше неевреев, чем евреев, составила 56%.

Исходя из этого, можно было подумать, что после отъезда большинства в Израиль русско-еврейская среда в РФ быстро и безвозвратно исчезнет. Действительно, в 1990-е годы в Израиле русскоговорящих евреев было уже больше, чем в России. Тем не менее, евреи России в это десятилетие преподнесли сюрприз: восстановили свое "засилье" в сферах, где их давным-давно не было.

Время словно бы повернулось назад. Как и в 1920-е годы, люди, воспринимаемые широкой публикой как евреи или отчасти евреи, оказались в 1990-е "перепредставленными" и во власти, и в частном предпринимательстве.

Двойное засилье - 2

Возвращение евреев во власть началось "снизу", через свободные выборы. Конечно, феномен Учредительного собрания, в котором каждый десятый был евреем, не повторился. Однако депутаты еврейского происхождения составили не меньше 2% общесоюзного и российского депутатского корпуса, избранного в 1989-1990-х годах. Но это, конечно, не было "засильем".

Зато в 1991-1992-х годах в российском правительстве реформ оказались несколько человек с еврейскими корнями, включая его руководителей Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Хотя народное отношение к реформаторам быстро стало враждебным, "еврейская" тема в массе неприязненных выпадов против реформаторов оставалась на периферии. В качестве "ненаших" их обличали скорее как интеллигентов и западников, чем как предполагаемых евреев.

А на противоположном полюсе бившее в глаза еврейское происхождение нисколько не помешало всплывшему тогда же Владимиру Жириновскому сделать карьеру балаганного русского националиста. Ослабление в те годы народных антиеврейских инстинктов было очевидным.

По той же причине не вызвало ажиотажа и то, что российские евреи восстановили свою традиционную "перепредставленность" в медиа, во многом утраченную из-за гонений на "космополитов". Многочисленность журналистов с еврейскими корнями на ТВ и в газетах была очевидна, но публика не возражала.

Волна юдофобии поднялась немного позже, и ее повод тоже был традиционным. К середине 1990-х оказалось, что большинство бизнес-магнатов первого призыва происходят из еврейской среды. Все, кроме одного-двух участники "Семибанкирщины" 1995-1996-го годов были полностью или частично евреями, а в двадцатке капитанов первых волн приватизации евреев оказалось не меньше трети.

Причиной этого была не только их специфическая "еврейскость". Когда начался большой дележ собственности, они оказались в нужном месте и в нужное время просто в качестве хорошо осведомленных москвичей. Но сказалось и то, что отказ от антипредпринимательских шаблонов и тормозов советского поведения в русско-еврейской среде случился раньше и шел быстрее, чем у других.

Особую непопулярность приобрел Борис Березовский, который в качестве скоробогача, медиамагната и предполагаемого теневого правителя страны воплощал все основные юдофобские стереотипы. Отметим повторяемость сюжетов. Как и в 1920-е, полные и частичные евреи, занимавшие в 1990-е высокие позиции, не были единым сообществом и не продвигали "еврейские" интересы или программы. Приобретение приватизируемой собственности людьми с еврейскими корнями не координировалось и не поощрялось никаким "еврейским" центром.

Березовский был типичным для российской автократии безответственным придворным интриганом. А Чубайс - типичным российским сановником и главой банального российского чиновничьего клана. Его борьба с Березовским и Гусинским в 1997-1998 годах была столь же непримиримой, как борьба Троцкого с Каменевым и Зиновьевым 70 годами раньше, и тоже привела в итоге к фатальным результатам для обеих противоборствующих сторон.

Режим Ельцина до конца сохранял лояльность к своим подданным-евреям. Традиционные страхи перед юдофобским поворотом раз за разом не оправдывались. В путинскую диктатуру представители русско-еврейской среды вступили в качестве заметных и влиятельных фигур во множестве сфер.

Прощальное дружелюбие России

"Еврейская" сторона первых 10-15 лет правления Владимира Путина выглядела по-своему идиллически. Правитель казался без пяти минут юдофилом. На высших должностях в его администрации и правительстве служило несколько евреев. А давние приятели, братья Ротенберги, стали придворными миллиардерами, наряду с другими его знакомцами. Да и братья Ковальчуки тоже подпадают под Закон о возвращении.

Гонения на Березовского и судебная расправа с Ходорковским не подавались режимом в качестве юдофобских акций и обычно воспринимались как мероприятия, предпринятые для упрочения власти автократа.

Отношения с Израилем были хороши как никогда. В те годы проводимые в России опросы показывали, что к Израилю позитивно относится в несколько раз больше россиян, чем негативно. Путин наносил в Израиль сердечные визиты (в 2005-м и 2012-м), подружился с Ариэлем Шароном и Биньямином Нетаниягу, сотрудничал с Израилем в открытых и закрытых сферах. Российский диктатор охотно рассуждал о духовном и культурном родстве россиян и израильтян.

Популярность Путина и его режима в Израиле тоже долго была высокой. На президентских выборах в 2004-м на израильских участках за него были подано 67% голосов (против 25% за Ирину Хакамаду). Но к следующему путинскому избранию, в 2012-м, наметился перелом: на этот раз он набрал в Израиле только 48% голосов (против 40% у Михаила Прохорова). Это было эхом российских событий.

Евреи в России, и особенно в Москве, в большинстве своем поддержали антирежимные уличные выступления 2011-2012-го годов. В эти годы возобновилась еврейская эмиграция по политическим мотивам. В 2014-м ее подтолкнуло и первое российское вторжение в Украину. Но пока эмиграция оставалась небольшой.

К началу 2020-х численность русско-еврейского сообщества в РФ, хоть и снижалась по демографическим причинам, все еще составляла несколько сотен тысяч - "официальных" и "неофициальных". Частью его были постоянно живущие в России израильские граждане (50-80 тысяч, по разным оценкам).

Россия все еще выглядела благоприятным местом для евреев. В столицах еврейские интеллектуалы оставались весьма заметной и активной частью интеллигенции. Правда, теперь самыми известными из них становились критики или открытые противники режима Путина.

Дальнейшая судьба русско-еврейской среды накануне второго российского вторжения в Украину выглядела хоть и не мажорной, но по-своему естественной: углубляющаяся ассимиляция, постепенная утрата еврейской индивидуальности, плавное убывание "перепредставленности" и небыстрое, но безвозвратное растворение в массе россиян. Это могло занять еще не один десяток лет. Война перечеркнула этот сценарий.

Крушение "перепредставленности"

Неполные четыре года, прошедшие после 24 февраля 2022-го, стали временем стремительной ликвидации "засилья" русских евреев во всех сферах. В Израиль за это время репатриировались почти 100 тысяч выходцев из РФ. Массовость исхода в первые два года войны соответствовали пиковым цифрам 1990-1991-го годов. Тогда это был разрыв с СССР, теперь - с постсоветской Россией.

Формально говоря, даже и такой поток не особенно уменьшил общее число оставшихся в РФ людей с еврейскими корнями. По мнению израильского министерства алии, в РФ и сейчас остается около полумиллиона человек, подпадающих под Закон о возвращении. Иногда называют и гораздо более высокие цифры. Но это именно формальный взгляд.

После разгрома и изгнания из России независимых медиа говорить о "засилье" евреев в этой сфере больше не приходится. Если да, то только в эмиграции. Прекратил деятельность внутри РФ и оппозиционный актив, "перепредставленность" в нем людей с еврейскими корнями переместилась в другие края или в путинские тюрьмы. Россию покинуло множество статусных интеллектуалов, воспринимавшихся как лицо интеллигенции Москвы и Петербурга. Евреи были весьма "перепредставлены" и в этом кругу.

Усердные евреи-лоялисты среди оставшихся в РФ культур-профессионалов все еще не редкость, но уходящая натура. И высокопоставленные чиновники еврейского происхождения тоже еще встречаются. Например, Сергей Кириенко. Но он выдвинулся на высшие посты еще в 1990-х, и сейчас такой взлет вряд ли возможен.

По случайному или неслучайному совпадению, явно сходит на нет и "засилье" евреев в большом бизнесе РФ. В рейтинге Форбс, опубликованном в 2025-м, десятку самых состоятельных миллиардеров России возглавляет Вагит Алекперов, бизнесмен с азербайджанско-русскими корнями, а от евреев там один только Леонид Михельсон на третьем месте. Пожалуй, это уже не "засилье". Точнее, "засилье", но не евреев. Потому что если отсеять неславян и этнических украинцев, то в первой российской бизнес-десятке чистокровные великороссы останутся в меньшинстве.

Впрочем, анализ "засилий" нового типа не входит в нашу задачу.

Исчезновение

Люди с еврейской кровью в России еще остаются, и немало. Но они больше не выглядят как объединенная общей аурой среда, способная порождать "засилье" в какой-либо сфере. Те, кто не уезжает, старается побыстрее раствориться и исчезнуть с радаров в качестве евреев. Мечта Ильи Эренбурга, наконец, сбывается.

Многозначительным образом преобразились и отношения России с Израилем. Духовное родство, о котором так охотно говорили, почти забыто. Причем на уровне не только властей, но и народов. После вторжения в Украину Путин не внес Израиль в список "недружественных стран", однако от взаимных государственных симпатий мало что осталось. Сегодня все партнеры и сочувственники Путина на Ближнем Востоке - враги Израиля.

Перестроилась и простая публика. Средний россиянин - лоялист, следующий пропаганде, - рассматривает Израиль как одно враждебных России западных государств. В отношении к нему у российских низов теперь уверенно преобладает негатив. В войне, идущей с 7 октября 2023 года, 57% опрошенных Левада-центром россиян не занимают ничьей стороны, 26% симпатизируют палестинцам и только 6% - израильтянам.

Читайте также

Больше нет дружелюбия и с израильской стороны. В недавнем опросе Pew Reserch 82% израильтян против 15% сообщили о недоверии к России. Отношение персонально к Путину еще хуже: 87% к 10%. Особых разграничений между Россией и ее режимом средний израильтянин сейчас не проводит.

Понятен разрыв с сегодняшней РФ политизированных россиян с еврейскими корнями, которые с другими изгнанниками вместе укрылись на Западе от путинских расправ. Но подавляющее большинство евреев, знающих и все еще любящих русский язык и русские обычаи, сейчас живет в Израиле. Далеко не все они считают себя беглецами и жертвами преследований. Тем более впечатляет их глубокое охлаждение к России.

В 2020-е годы Россия и ее евреи разошлись. Великий эксперимент закончен. Финал оказался преждевременным, но закономерным.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке