Читайте также
После попыток заигрывания с исламистами египетское руководство объявило им открытую войну
На фронтах продолжающейся войны исламистов со светскими режимами на Ближнем Востоке наметилось качественное изменение ситуации, вызванное как внутренними, так и внешними причинами. Последним сигналом явилось решение руководства Египта объявить «Братьев-мусульман» террористической организацией. Непосредственным поводом для этого послужил взрыв у полицейского участка в городе Эль-Мансура, жертвами которого стали 14 человек. Одновременно в Египте был арестован Хашим Кандиль - премьер-министр в свергнутом правительстве Мухаммеда Мурси и также член Братства.
Таким образом, замкнулся цикл: от попыток заигрывания с «Братьями-мусульманами» египетское руководство объявило им открытую войну. В тюрьме находятся практически все лидеры Братства, жестко подавляются выступления студентов-теологов в университете Аль-Азхар. Египетские военные намерены нанести сокрушительный удар по исламистским группировкам до референдума по новой конституции и новых выборов, намеченных на начало следующего года. Залогом успеха стал также тот факт, что египетским службам безопасности удалось перекрыть каналы финансирования исламистов, прежде всего из Катара и других стран Персидского залива. Кроме того, египетская армия начала активную борьбу с боевиками «Хамаса» на границе с сектором Газа.
То, что происходит в Египте, совпадает с другими опасными моментами для «международного Джихада», который терпит поражения также в Сирии и других странах. Главная причина – неожиданная стойкость светских режимов и армии в Сирии и Египте – ключевых странах региона. Мобилизуются и гражданские силы в Тунисе, где у власти пока находится исламистская партия.
Вторая причина ослабления исламистов заключается в том, что многие страны Запада по чисто конъюнктурным соображениям неожиданно пересмотрели свою позицию и решили отказаться от поддержки джихадистов. Их стали объявлять вне закона в Германии, Бельгии и Великобритании. В частности, власти Германии поставили на учет сотни салафистов, которые отправились или намерены отправиться на сирийский фронт. США и другие страны Запада также близки к тому, чтобы сократить помощь отрядам сирийской оппозиции.
По некоторым подсчетам, в Сирии сейчас воюют не менее 10 тысяч джихадистов-добровольцев только из стран Западной Европы. Число джихадистов из других арабских стран, Средней Азии и Северного Кавказа с трудом поддается исчислению. В любом случае, они представляют собой самую боеспособную силу вооруженной сирийской оппозиции, насчитывающей около 100 тысяч человек.
Значительно большую сдержанность в сирийском вопросе стала проявлять Турция, где исламистски ориентированное правительство Эрдогана сталкивается сейчас с серьезными внутренними проблемами. Сократил помощь исламистским движениям и Катар, который «перенапрягся» в качестве главного спонсора международного Джихада. Даже Саудовская Аравия, где государственной идеологией является ваххабизм, решила поддержать военный режим Египта, который развернул беспощадную борьбу с «Братьями-Мусульманами».
Похоже, что проблема нарастающей волны исламизма серьезно встревожила многие правительства стран Запада, а также арабо-мусульманского мира. Значит ли это, что использованию Ислама в политических, военных и подрывных целях будет положен конец? Конечно, нет. Противостояние продолжится. Вместе с тем, исход нынешнего раунда борьбы между исламистами и светскими силами на Ближнем Востоке чрезвычайно важен для России, где исламистское подполье не смогло бы выжить без финансовой и идеологической поддержки стран Персидского залива.