Сегодня в -надцатый раз коллега попробовал продать мне новую придумку левых -- что якобы существуют какие-то мифические "правые вокисты".
Цель этих манипуляций проста, как слеза: с вокизмом у левых не проехало, люди его ненавидят, и отмыть его не получается. Поэтому левые устроили концерт по принципу Али Бабы, ставящего метки на все ворота города, чтобы сбить со следа разбойников: левые теперь обзывают "вокистами" всех подряд. Особенно правых. Но, в принципе, не важно, кого.
Если все вокруг "вокисты", то люди типа забудут, насколько омерзительны настоящие вокисты -- которые всегда и везде только левые.
Американцев на мякине не проведешь, но для не-американцев может быть полезно: вот немного о том, что такое вокизм на самом деле.
У слова "вокизм" долгая и колоритная история, и совершенно однозначная этимология. Это -- важная часть американской культуры. Тут не может быть "а вот я лично под этим словом имею в виду что-то свое."
Основа вокизма следующая:
Во-первых, фокус вокизма -- даже не просто фокус, а одержимость -- это идентичность: расовая, гендерная, сексуальной ориентации, и т.д. Причем идентичность для них существует исключительно в контексте борьбы с угнетением. Из-за этого вокистское определение идентичности очень красочное и непредсказуемое; большие группы людей могут быть неожиданно сбиты в категории или исключены из категорий по соображениям "власти/силы", хотя формально категории составляются якобы по этническим или сексуальным признакам.
Например, вокисты все не могут решить, включать ли индийцев, персов, арабов в категорию "азиатов", "белых", или еще кого. Из-за того, что идентичность определяется "властью", вокисты на полном серьезе считают, что израильтяне -- белые, а палестинцы -- не белые, даже если они совершенно не отличимы внешне. Израильский араб, принявший иудаизм, становится "белым", но израильский еврей, принявший ислам, не становится "не-белым", потому что он не теряет "власть". А если теряет, то т̶а̶к̶,̶ ̶н̶ы̶з̶е̶н̶ь̶к̶о̶-̶н̶ы̶з̶е̶н̶ь̶к̶о̶, недостаточно.
Или такое: вокисты начали исключать мейнстримых (женатых, обеспеченных, образованных) геев из категории ЛГБТ, потому что у них слишком много "власти". Поэтому гетеросексуальная девочка-подросток, которая в целях привлечения внимания объявила себя пантерой -- член ЛГБТ-сообщества, а семейная пара геев -- нет.
Во-вторых, главное в вокизме -- критика традиционных институтов. По мнению вокистов, все ключевые социальные структуры и нормы якобы формируют и закрепляют несправедливые иерархии.
В эти структуры входит много очевидного: например, семья, образование, государство, культура, мораль, основы демократии вроде равенства и голосования, рынок и частная собственность, индивидуализм, и т.д.
Ну, это ожидаемо. Но у вокистов в той же категории "структур, продвигающих несправедливые иерархии", сидит вообще весь мир: наука и научный метод, календари и праздники, стандартные размеры мебели и помещений, физические ландшафты вроде тротуаров и городского дизайна, режим работы и отдыха, пищевые нормы и кухонные традиции, стандарты красоты, одежды, и декора, вообще любая система оценки чего угодно, любые требования к работе и к поведению.
Вы могли слышать разговоры о том, что приходить на работу вовремя -- это расизм, дедлайны -- расизм, не использовать ненормативную лексику -- расизм, математика -- расизм, метод записи математических задач -- особо изощренный расизм, а требовать продемонстрировать данные, когда пытаешься кого-то в чем-то убедить -- расизм, сексизм, и классизм. Утверждать, что наука требует научного метода -- вообще десять разных измов.
Вы думали, это шутки, но вокисты это говорят серьезно. Вокисты считают, что все, что нас окружает -- часть системы иерархии и поэтому требует либо радикальной трансформации, либо деконструкции.
Из-за этого вокисты крайне параноидальны.
Тут вообще интересная штука.
Каждый профессор, включая профессоров-вокистов, обязан публиковаться. При этом низковисящий фрукт -- рассказы об угнетающих иерархиях в очевидных местах вроде полиции или правительства -- уже весь собран.
Поэтому модус операнди профессора-вокиста -- поиск угнетающей иерархии в местах, куда другие вокисты пока не добрались. Платные парковки? Да, они страшно угнетают угнетенных! Расположение кнопок на клавиатуре? Да! Вегетарианство? Да! Газон перед домом? Да! Нет газона перед домом? Тоже да!
Чтобы обскакать конкурентов, профессорам-вокистам необходима недюжинная креативность. Они всегда в поиске источников оскорблений в карьерных целях.
И поэтому в личном общении они тоже параноидальны.
Назовите это профдеформацией. Я не сомневаюсь, что многие профессора-вокисты притворяются более сумасшедшими, чем они на самом деле есть, чтобы строчить свои статьи. Но тут как с улыбкой, которая улучшает настроение -- если ты будешь долго делать вид, что ты спятил, ты реально спятишь.
Читайте также
Но вернемся к списку главных характеристик вокизма.
В-третьих, вокисты рассматривают "угнетение" как структурный феномен: то есть, угнетение -- это не плохое поведение конкретного человека, а характеристика, заложенная в самих общественных институтах.
В-четвертых, вокисты поддерживают радикальный активизм: дискриминацию, цензуру, исключение отдельных групп, тотальный террор, культуру отмены, осуждение и бойкоты за неполиткорректные слова, групповые письма и акции протеста против врагов народа.
В-пятых, вокисты занимаются манипуляциями языка: фашизм у них -- это "антифашизм", расизм -- это "антирасизм", запрет на дискриминацию -- это "дискриминация", и так далее.
Надеюсь, вы видите, что правых вокистов нет и быть не может. МАГА вокистов тоже. Хороших вокистов тоже.
Бывают ли плохие правые? Да.
А вдруг Трамп плохой? Может быть.
Но это никак не связано с вокизмом. Хватит нам голову морочить.
Нет, у нас не память золотой рыбки. Мы не забыли.