Спросили тут меня, что я думаю о причинах 7.10. Ответ получился длинный, но и вопрос непростой. Скажу сразу, о конкретных причинах я не думаю ничего. Не мой вопрос. Чтобы точно разобраться на тактическом уровне кто когда кому что сказал, кто и как что-то сделал, кто и почему чего-то не сделал, потребуется еще десяток лет и десяток комиссий. Выводы их крайне важны для армии и для органов безопасности, но мне они не так интересны, я не профессионал. Меня интересует концептуальный уровень. И тут у меня ответ есть. Мне он кажется достаточно убедительным. Как ни странно, пришла я к нему, читая статью Шани Мор, некоторые из положений которой я тут привожу, но с выводами которой совершенно не согласна.
Я не верю ни в какие конспирологические теории. Я не думаю, что случившееся было результатом чьей-то продажности, или предательства, или даже некомпетентности. Это было бы слишком просто: уволить все военное руководство, заменить его другими, более компетентными людьми, и проблема решена. Увы, все гораздо сложнее. Проблема не в людях, проблема в концепции. Даже так - в Концепции. И дело тут не в том, что Концепция, господствовавшая в армии и в политической верхушке, была плохой. Дело в том, что она была неочевидно плохой, и долгое время казалось, что она работает. Так долго казалось, что почти все в это поверили. Пока 7.10 Концепция не рухнула.
Концепция эта, во многом, но не полностью навязанная Израилю Западом, состояла из двух основных постулатов. 1. Подавляющее большинство палестинцев хочет мира. 2. Тех, кто не хочет мира, можно умилостивить деньгами. Большими деньгами. Очень большими деньгами. И тогда настанет у нас тут новый Ближний рай, простите, Восток.
Эти идеи были так любимы либеральными израильскими и западными политиками, что повторяющиеся раз за разом неудачи не мешали им продолжать верить в Концепцию. Им, а вместе с ними и нашей армейской верхушке. Потому что, согласно Улиссу Гранту, хороший военный не любит воевать.
Причем в Концепцию эту верили и сменяющиеся левые оппозиционные лидеры, и неизменный правый Биби. Левые верили, что большинство палестинцев хочет мира, в правые верили, что мира хочет меньшинство, а большинство можно и нужно купить. Их и пытались купить. Например, чемоданами из Катара, по 30 млн долларов ежемесячно.
Редкие люди, которые были способны вырваться из рамок этой Концепции, обнаруживали, что вокруг вакуум. За последние пять лет платформы политических партий, их экономические, политические и социальные взгляды свелись к тупому примитивному боданию лбами "только Биби - только не Биби". Вменяемые голоса заглушались истерическими воплями демонстраций.
ООН и всякие прочие мировые гуманитарные организации тоже верили в эту Концепцию. Их совместные усилия годами усугубляли конфликт, обеспечивая террористов деньгами и легитимацией, но они продолжали стараться. Совокупным результатом их усилий стало появление негосударственных военизированных структур вдоль всех границ Израиля. Такая структура (ХАМАС, "Хизбалла", ПА) создает некое подобие суверенитета на своей территории, включая контроль над оружием, продовольствием и финансовыми потоками, но без какой-либо ответственности за благосостояние и безопасность собственных граждан. Имея государственные права, структура не имеет государственных обязанностей и живет на содержании у мирового сообщества. Которое почему-то винит в этом иждивенчестве Израиль.
Согласно Концепции, любая вспышка палестинского насилия есть реакция на какие-то действия Израиля. Вот Шарон поднялся на Храмовую гору. Вот основали новые поселения. А если на гору не ходить и поселения не основывать, то все будет хорошо. Экстремальным проявлением такого подхода стало стремление некоторых западных стран отреагировать на резню 7.10 признанием палестинского государства.
Дело даже не в абсурдном и аморальном поощрении страшного насилия. Дело в том, что на протяжении всего столетнего конфликта именно палестинцы последовательно отвергали возможность создания своего государства, если это означало признание Израиля. Все эти признавшие Палестину Исландия, Ирландия, Норвегия, а с недавних пор и Франция, Англия и Канада, предполагают, что палестинское государство де-факто существует, и только злой Израиль препятствует его созданию де-юре. В такой логике резня 7.10 - понятная, хотя и жестокая реакция палестинцев на отсутствие собственного государства, а не очередное выражение последовательной позиции "Палестина от реки до моря", которая и привела к тому, что все переговоры проваливались. Как ни странно, даже у этого аспекта концепции имеются сторонники не только на Западе, но и в Израиле.
Концепция эта, ставшая после соглашений Осло основной, хоть и проговариваемой сквозь зубы израильской идеологической концепцией, терпела неудачу за неудачей, но это никому не мешало. После провала переговоров в Кэмп-Дэвиде и начала второй интифады во всех переговорах, явных и тайных, через Америку, Европу или ООН, палестинцам предлагали лучшие условия, чем те, которые они раннее отвергли, а израильтянам — худшие условия, чем те, на которые они ранее согласились. Концепция утверждала: причина провала предыдущих инициатив, причина очередных вспышек насилия в том, что палестинцам не дали достаточно.
Отвлечемся на минуту от того факта, что это израильско-палестинский конфликт. Представим, что это некий абстрактный конфликт неких абстрактных сторон. Проигравшей стороне нет смысла соглашаться на перемирие, потому что очередной проигрыш только улучшает ее положение. Победившей стороне нет смысла соглашаться, поскольку status quo лучше предлагаемых ей условий. Что ж тут удивляться, что переговоры раз за разом проваливались.
Основным требованием палестинцев и их сторонников всегда было и по-прежнему остается уничтожение Израиля. Они говорят это постоянно и открыто все 77 лет, что Израиль существует. Но левые израильтяне и их западные сторонники уверили себя, что палестинцам нужна только государственность и повышение жизненного уровня. Что правильным сочетанием территориальных уступок и экономических стимулов палестинцев можно ублаготворить. И тогда наступит на земле мир, а в человеках благоволение.
Читайте также
Вот эта Концепция постоянного, неоправданного компромисса, эта слепая вера в лучшие намерения врага, эта постоянная многолетняя покупка сегодняшнего покоя ценой отодвинутой на завтра войны, и есть главная причина 7.10. Ведь с точки зрения палестинцев получается, что чем кровавей конфликт, тем большую цену готов заплатить мир за его остановку, тем сильнее всеобщее давление на Израиль. Значит, если начать войну на 7 фронтов, войну с тысячами жертв и сотнями заложников, Израиль будет готов отдать почти все, чтоб ее остановить. Если сумеет выстоять. А если не сумеет - мечта "От реки до моря" сбылась. Win-win situation.
В Израиле многие, хотя и не все, прозрели после 7.10. К сожалению, почти никто не прозрел среди наших западных союзников, скорее наоборот. Поэтому неудивительно, что некоторые арабские страны проявляют к нам больше сочувствия и понимания, чем Европа и Америка. Вель у этих стран нет концепции, они видят вещи такими, какие они есть.