На предстоящем обсуждении в Совете Безопасности о продлении мандата Временных сил ООН в Ливане (UNIFIL), который должен истечь в конце августа, ожидается ожесточенная дискуссия относительно будущего этих сил.
Это происходит на фоне растущей критики их продолжающейся неэффективности в выполнении своего мандата - проблемы, которая стала совершенно очевидной во время недавней войны между Израилем и "Хизбаллой", когда были раскрыты огромные масштабы военных приготовлений, вооружения и инфраструктуры шиитской организации на юге Ливана.
Орна Мизрахи и Моран Леванони опубликовали аналитический материал относительно ситуации с UNIFIL, и возможных альтернативных подходов Израиля к ее разрешению. Орна Мизрахи, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности, присоединилась к INSS в декабре 2018 года после долгой военной и военно-политической карьеры: 26 лет в ЦАХАЛе (подполковник резерва) и 12 лет в Совете национальной безопасности в министерстве главы правительства. На своей последней должности (2015-2018) заместителя советника по национальной безопасности по внешней политике она руководила стратегическим планированием региональной и международной политики от имени СНБ для премьер-министра и израильского кабинета и отвечала за подготовку документов для встреч премьер-министра на международной арене.
Подполковник (резерва) доктор Моран Леванони - руководитель проекта по исследованию Ливана в Институте исследований национальной безопасности (INSS). Леванони родился в кибуце Рош ха-Никра и получил докторскую степень по истории Ближнего Востока.
Авторы отмечают, что военное укрепление "Хизбаллы" в этом регионе углубилось после окончания Второй ливанской войны, что является вопиющим нарушением резолюции 1701 Совета Безопасности, которая была принята по завершении войны в 2006 году и призывала к модернизации сил ООН для оказания помощи ливанской армии в выполнении резолюции.
В настоящее время UNIFIL имеет в своем распоряжении около 10.000 солдат из примерно 50 стран и имеет бюджет более полумиллиарда долларов в год для выполнения своей миссии.
За эти годы "Хизбалле" удалось нейтрализовать деятельность UNIFIL, не позволив ее персоналу войти в районы, находящиеся под ее контролем, где она установила свое присутствие, утверждая, что это частные земли. С октября 2024 года после наземной операции ЦАХАЛа в южных ливанских деревнях были во множестве обнаружены тайники с оружием. Они включают ракеты и пусковые установки, снаряжение и боеприпасы, хранящиеся в общественных зданиях, частных домах и сельскохозяйственных строениях.
UNIFIL также не удалось обнаружить интенсивную деятельность "Хизбаллы" по рытью целой сети подземных туннелей, в том числе очень близко к израильской границе. Эти туннели включали склады оружия, предназначенные для использования силами спецназа "Хизбаллы" ("Радуан"), в запланированном наземном наступлении на Галилею.
Особенно ярким примером является существование шахты и туннеля в районе Накуры, которые использовалась для хранения оружия всего в нескольких десятках метров от поста UNIFIL, в прямой видимости его сторожевой вышки, и обнаруженные ЦАХАЛом 13 октября 2024 года.
Помимо этого, поведение UNIFIL во время войны между Израилем и "Хизбаллой" - до прекращения огня 27 ноября 2024 года - еще больше подкрепило утверждение Израиля о том, что присутствие сил ООН мешает операциям ЦАХАЛа и порой даже служит интересам "Хизбаллы".
В этот период UNIFIL значительно сократили свои передвижения на юге Ливана (его персонал оставался на своих базах и выходил только для выполнения ограниченных миссий, таких как оказание гуманитарной помощи ливанскому гражданскому населению и транспортировка предметов первой необходимости).
Тем не менее, это представляло собой вызов для ЦАХАЛа, которому приходилось действовать в непосредственной близости от позиций UNIFIL. Силы ООН даже подали несколько жалоб на то, что им наносит вред ЦАХАЛ, но при этом отклонили требование Израиля покинуть зоны боевых действий, утверждая, что они были размещены там в соответствии с мандатом Совета Безопасности и по просьбе ливанского правительства - и уйдут только в том случае, если Совет Безопасности примет соответствующее решение.
После прекращения огня в оперативных характеристиках UNIFIL произошел заметный сдвиг, совпавший с началом деятельности "Комитета пяти", включающего США, Францию, Израиль, Ливан и UNIFIL, который возглавляется США и которому поручено контролировать соблюдение соглашения о прекращении огня.
Это развитие событий произошло одновременно со значительным изменением в деятельности ливанской армии (Ливанские вооруженные силы, LAF) под руководством нового политического руководства Ливана.
Ливанская армия продемонстрировала большую решимость в выявлении и изъятии оружия "Хизбаллы". Их присутствие на юге Ливана было значительно усилено, и теперь в этом районе развернуто около 6000 солдат (еще 4000 планируется набрать). Эти силы организованы в две бригады - бригада 5 в западном секторе и бригада 7 в восточном секторе - дополненные подразделением быстрого развертывания коммандос и патрулями воздушной разведки.
По данным ливанских источников, ливанская армия теперь сохраняет командные позиции, в том числе вдоль границы. Они проводят патрулирование, установили контрольно-пропускные пункты на переходах и совершили налеты на более чем 500 позиций "Хизбаллы". Сообщается, что LAF захватили и уничтожили запасы оружия "Хизбаллы". Высокопоставленный сотрудник ливанских силовых структур сообщил французскому информационному агентству 30 апреля, что ливанская армия демонтировала более 90% инфраструктуры "Хизбаллы".
Даже если эти цифры не совсем точны, они отражают существенный сдвиг в намерениях и возможностях LAF действовать против "Хизбаллы" - несмотря на желание координировать свои действия с "Хизбаллой" и избегать ожесточенных столкновений с ее боевиками на местах. UNIFIL поддержали эти усилия, сопровождая операции LAF и помогая с обменом разведданными, несмотря на опасения, что информация может просочиться к "Хизбалле".
Тем не менее, эффективность UNIFIL остается ограниченной, поскольку им все еще трудно действовать независимо. Несколько недавних инцидентов подчеркнули эту слабость, особенно когда силы ливанской армии не присутствовали. Например, войска UNIFIL были изгнаны из деревень местными жителями - замаскированными боевиками "Хизбаллы". 16 мая жители деревни Джмайджме напали на силы UNIFIL, пытавшиеся войти в деревню, грубо нарушив мандат UNIFIL, который гарантирует им свободу передвижения.
Этот принцип был дополнительно подкреплен резолюцией 2650 Совета Безопасности (август 2022 г.), которая продлила мандат UNIFIL и установила, что им должно быть разрешено проводить патрулирование без предварительного уведомления. Эти события подчеркивают оперативную слабость сил UNIFIL и их неспособность выполнять свои задачи, поскольку безопасность их персонала и баз остается их главным приоритетом.
Позиции сторон в преддверии продления мандата UNIFIL
После войны голоса в израильском истеблишменте призывали к прекращению присутствия UNIFIL на юге Ливана, утверждая, что оно не служит никакой полезной цели. Более того, присутствие UNIFIL рассматривается как вредное для Израиля, поскольку оно ограничивает оперативную свободу ЦАХАЛа, который постоянно действует, чтобы предотвратить возобновление укрепления "Хизбаллы" на юге Ливана. UNIFIL имеет тенденцию занимать позицию ливанской стороны в отношении деятельности ЦАХАЛа на юге.
Например, 6 мая командующий силами UNIFIL призвал ЦАХАЛ полностью уйти с ливанской территории и прекратить свои удары - даже несмотря на то, что эти действия направлены на предотвращение нарушений соглашения о прекращении огня со стороны "Хизбаллы" и, по сути, также служат интересам Ливана.
Также наблюдается значительное снижение ранее важной роли UNIFIL в качестве связующего звена между ЦАХАЛом и ливанской армией в рамках Трехстороннего военного комитета (ЦАХАЛ, LAF и UNIFIL), который не собирался с начала войны. На смену ему пришел Комитет по обеспечению соблюдения соглашения, "Комитет пяти", которому поручено контролировать выполнение соглашения о прекращении огня.
Соединенные Штаты, которые играют центральную роль в обеспечении прекращения огня и содействии диалогу между сторонами и имеют право вето на любую резолюцию Совета Безопасности, продлевающую мандат UNIFIL, как сообщается, выразили недовольство деятельностью международных сил.
По данным Al-Jadeed (10 мая 2025 г.), Вашингтон требует существенных изменений в мандате и даже угрожал не продлевать его. Напротив, Ливан поддерживает продление мандата UNIFIL. UNIFIL якобы помогает ослабленной армии Лиана и предоставляет Ливану экономические выгоды - от помощи жителям и до притока долларов США в серьезно пострадавшую экономику Ливана.
На заседании ливанского кабинета министров, состоявшемся 17 апреля, на котором присутствовали президент Джозеф Аун и начальник штаба армии, было решено поддержать продление мандата UNIFIL еще на год перед предстоящими обсуждениями в Совете Безопасности. Позиция Ливана имеет значительный вес, как принимающей страны UNIFIL, чье согласие требуется для дальнейшего присутствия сил. В прошлом Ливан пользовался поддержкой Франции, России и Китая в Совете Безопасности.
Альтернативы для Израиля относительно мандата UNIFIL
Если предположить, что из-за плохой работы UNIFIL Израиль вряд ли согласится продлить ее мандат в нынешнем формате еще на один год, то у израильских лиц, принимающих решения, есть две основные альтернативы:
Требовать кардинального изменения мандата UNIFIL как условия его дальнейшего присутствия. Израиль в координации с Соединенными Штатами будет продвигать конкретные предложения по поправкам, включая требование об оптимизации сил путем сокращения их численности и продления их мандата всего на шесть месяцев, требуя более тщательного надзора за их деятельностью в течение этого периода; изменение мандата, позволяющее силам действовать более эффективно в предотвращении нарушений со стороны "Хизбаллы"; изменение состава стран-участниц, обеспечивающее участие государств, приемлемых для Израиля, с более высоким уровнем военного профессионализма; модернизацию их возможностей наблюдения с помощью передовых технологических систем (включая беспилотники и приборы ночного видения); и усиление присутствия UNIFIL на пограничных переходах и увеличение патрулирования вдоль маршрутов, ведущих из северного в южный Ливан.
Требовать немедленного прекращения присутствия UNIFIL в Южном Ливане. Израиль может выступать против дальнейшего присутствия сил UNIFIL из-за их неэффективности, улучшения работы LAF и создания возглавляемого США Комитета по обеспечению соблюдения соглашения. Соединенные Штаты могут наложить вето на любую резолюцию Совета Безопасности о продлении мандата, мотивируя это высокими расходами на содержание сил (около 25% финансируется из бюджета США) и в соответствии с прошлой политикой президента Трампа, который уже приказал сократить помощь США ООН. Результатом станет немедленное прекращение операций UNIFIL в Ливане по окончании их текущего мандата. Силы должны будут прекратить все оперативные, административные и логистические мероприятия и уйти в течение короткого периода времени. Затем ответственность за реализацию соглашения о прекращении огня будет возложена на LAF в координации с "Комитетом пяти".
Заключение
Результаты войны между Израилем и "Хизбаллой" и последующие события предоставляют Израилю возможность установить новый режим вдоль границы с Ливаном. В его основе лежит устранение военного присутствия "Хизбаллы" в этом районе при сохранении свободы действий ЦАХАЛа для противодействия возникающим угрозам.
Учитывая, что UNIFIL в своем нынешнем формате не способствует интересам безопасности Израиля и может даже помешать усилиям ЦАХАЛа по борьбе с "Хизбаллой", предстоящее обсуждение в Совете Безопасности в августе продления мандата представляет собой подходящую платформу для изменений. Дебатам в Совете Безопасности, вероятно, будут предшествовать интенсивные дипломатические усилия как со стороны Израиля, так и Ливана с международным участием.
С точки зрения Израиля было бы предпочтительнее прекратить присутствие UNIFIL, и при администрации Трампа это может быть осуществимо. Однако с точки зрения безопасности сохраняются опасения, что немедленное прекращение операций оставит вакуум, который LAF пока не полностью готовы заполнить. Ливанская армия по-прежнему не имеет возможности выполнить резолюцию 1701 и поддерживать соглашение о прекращении огня, а у "Комитета пяти" нет физического присутствия на местах.
С дипломатической точки зрения на данном этапе маловероятно соглашение с Ливаном и его сторонниками в Совете Безопасности, особенно с Францией, которая последовательно поддерживает позицию Ливана. В результате, прекращение мандата потребует вето США, чего Вашингтон, возможно, пожелает избежать в настоящее время.
В любом случае, прежде чем Израиль потребует прекращения операций международных сил, он должен убедиться, что условия на местах благоприятствуют такому шагу. Это включает в себя укрепление ливанской армии - обеспечение того, чтобы она была свободна от сторонников "Хизбаллы" - чтобы она могла взять на себя важную роль по предотвращению наращивания военной мощи "Хизбаллы" на юге Ливана. Параллельно также необходимо укрепить статус "Комитета пяти".
Соответственно, в дипломатических переговорах, ведущих к предстоящему обсуждению мандата UNIFIL в Совете Безопасности, Израилю рекомендуется выдвинуть четкие требования по улучшению работы в качестве условия согласия на дальнейшее присутствие сил. Они должны включать обязательство вернуться к вопросу через шесть месяцев с явной оговоркой, что если не будет наблюдаться никаких улучшений, Израиль будет стремиться прекратить присутствие UNIFIL на юге Ливана.
Читайте также
Параллельно Израилю и Соединенным Штатам следует выступить с совместной дипломатической инициативой по прекращению мандата UNIFIL в рамках более широкого соглашения по безопасности между Израилем и Ливаном - под американским покровительством - которое будет включать дополнительные механизмы безопасности для замены международных сил.
Растущее сближение между Соединенными Штатами и странами Персидского залива может послужить основой для вовлечения Саудовской Аравии и ОАЭ в это соглашение, особенно в поддержку модернизации возможностей ливанской армии.