А было так.
Я собралась учиться на адвоката.
В середине жизни, когда ты работаешь и у тебя дети, в университет на занятия каждый день ты ездить не будешь. Самый подходящий вариант - программа для работающих и имеющих высшее образование, занятия два-три раза в неделю. Желательно поближе к дому. В десяти минутах езды от моего дома, в Технологическом парке в Иерусалиме, расположилось ультраортодоксальное отделение колледжа Кирьят Оно, был там и юрфак. Не просто рядом с домом, но и рядом с моим тогдашним местом работы: в те годы я работала политическим обозревателем газеты "Макор Ришон", а отделение колледжа находилось в соседнем с редакцией здании. Я отправила в колледж все необходимые документы и меня пригласили на собеседование.
Принял меня сотрудник секретариата - ну, просто из сериала "Штисель". Парень чуть за тридцать, в лапсердаке, с завивающимися пейсами. Лапсердак не скрывал круглого живота: сотрудник явно любил покушать.
- С академической точки зрения вы полностью подходите, - сообщил он мне, - но у вас будет проблема с дресс-кодом.
И протянул мне распечатанный лист, который, по своей неосмотрительности, я не сохранила и даже не сфотографировала. Инструкция касалась исключительно внешнего вида. По правилам колледжа на программе не смогла бы учиться не только Идит (Мицубиши) Сильман. Не подошла бы и жительница Хар Нофа, современная ультраортодоксальная женщина. Я уже не говорю про длину юбки, рукавов и требование полностью покрывать голову (для замужних). Документ регулировал форму и размер украшений (например, нельзя было носить длинные серьги или серьги-обручи), допустимый цвет лака для ногтей (только розовый или бежевый) и запрещал носить сапоги на каблуке! Ах да - студентка обязана следовать дресс-коду даже вне стен колледжа. 24/7.
- Послушайте, - сказала я сотруднику, - вы знаете, что самое нескромное? Что вы сидите здесь напротив меня и обсуждаете, как должна одеваться мать солдата- эсдерника (ученика ешивы, совмещающей религиозное обучение и службу в армии).
Парень так на меня и уставился:
- У вас сын в ешиве эсдер?
Шел год краткой каденции правительства Нетаниягу - Беннета - Лапида. Ультраортодоксальные партии остались за бортом, и тогдашний глава Совета мудрецов ШАС, раввин Шалом Коэн, зашел так далеко, что назвал носителей вязаных кип "Амалеком". Я поняла, что подписала себе приговор. Мать ученика ешивы эсдер, которая носит серьги-обручи и сапоги на каблуках - в колледже, без сомнения, персона нон грата.
- Да, есть, - подтвердила я, понимая, что терять мне уже нечего.
Он цокнул языком:
- Не поверил бы, что у вас такой взрослый сын.
Я встала и собрала документы:
- Послушайте, я вам вот что скажу. Если бы я одевалась согласно вашей инструкции, вы бы решили, что у меня не сын в ешиве, а внук.
И вышла в коридор.
Я поступила в колледж "Шаарей Мишпат". Учеба в три раза дороже (в ультраортодоксальном отделении Кирьят Оно обучение было субсидировано), дорога из дома в Ход ха-Шарон занимала час с четвертью. Потому что не было шанса, ни малейшего, что я откажусь от длинных серег и любимых летних платьев. Только не я.
Бог, который послал Сон Хар-Мелех в Кнессет
На этой неделе Кнессет одобрил в первом чтении законопроект Лимор Сон Хар-Мелех. Законопроект разрешает гендерную сегрегацию даже при обучении на вторую и третью академическую степень. Сон Хар-Мелех занимается в Кнессете исключительно продвижением гендерной дискриминации в общественном пространстве государства Израиль. Еще до войны она создала парламентское лобби по этому вопросу. Насколько мне известно, лобби провело всего одно заседание, причем представительниц женских организаций туда не допустили. Заседание состоялось за закрытыми дверями. В интервью "Маариву" Сон Хар-Мелех объяснила, что Кнессет - не место для жены и матери. В ее случае, правда, все иначе - ведь в парламент, так она сказала, ее направил бог. А когда бог призывает - не отказывают. Звали бога Итамар Бен-Гвир, он ей позвонил и предложил присоединиться к его списку.
Вы скажете: "Так ты определись - ты же агитируешь за равенство в несении обязанностей, за призыв ультраортодоксов и их интеграцию на рынок труда. А как они выйдут на рынок труда, если не смогут получить профессию? И как им ее получить без гендерного разделения?" Если ЦАХАЛ создает специальную дивизию с кашрутом БАДАЦа и полной гендерной сегрегацией, чтоб ультраортодокс-новобранец даже издалека солдатку не увидел, то почему бы не обеспечить то же самое в университетах и колледжах?
Так вот - я рассказала вам о моем опыте поступления на юрфак в ультраортодоксальном отделении колледжа. Вы, наверное, думаете, что драконовская инструкция составлена была для того, чтобы оберегать покой преподавателей, чтобы их не ввели в соблазн выбившийся из-под косынки локон, локоть или покачивающаяся в мочке уха ученицы сережка? А вот и нет: большинство преподавателей там - либо вязанные кипы, либо светские.
На кого же рассчитана инструкция? А очень просто: на учениц. Администрация колледжа хочет сохранить абсолютный контроль над студентками - в основном замужними.
А вдруг какая-то из них захочет одеваться как ее "вязаная" сокурсница?
А вдруг она "испортится", то есть перестанет беспрекословно подчиняться раввинам?
Законопроект Сон Хар-Мелех направлен на то, чтобы создать в Израиле полностью раздельное общественное пространство. От детского сада и до смерти. Следующий этап - гендерная сегрегация на работе: если мужчина или женщина из ультраортодоксального сектора получили академическую степень, ни разу не встретив представителей противоположного пола, то и в офисе их от этого нужно оградить.
Гендерная дискриминация в автобусах, магазинах, библиотеках, детских развлекательных центрах - уже здесь.
И вот еще что: вы же знаете, правда, что в ультраортодоксальном и ХАРДАЛьном секторе мужчина может преподавать женщинам, но женщина - не имеет права преподавать мужчинам? Вывод делайте сами.
Читайте также
Вишенка на торте
Год назад мы приняли на стажировку женщину за пятьдесят. В отличие от меня, она согласилась следовать драконовской инструкции и закончила юридический факультет в ультраортодоксальном отделении колледжа Кирьят Оно. Ей даже разрешили не покрывать голову, потому что она была разведена. Но… держитесь крепко! Секретариат сделал ей выговор из-за ее внешнего вида: она хоть и соблюдала правила, но, по мнению администрации, одевалась "слишком молодежно". Женщина за пятьдесят должна, так они считают, одеваться как подобает бабушке.
Когда я писала эту статью, мне позвонил младший сын (это его старший брат ушел служить 11 лет назад, когда у меня состоялась увлекательная беседа с сотрудником секретариата). Сообщил, что у них изымают телефоны, и с этого момента новости будем получать только в родительском чате. Вы понимаете, почему.
Наших детей и мужей правительство отправляет на войну, рассылает повестки, опираясь при этом на голоса депутатов от ШАС, которые сами в ЦАХАЛе не служили.
Граждане Израиля - на фронте, а тем временем за спинами солдат, в тылу, Лимор Сон Хар-Мелех продвигает создание ультраортодоксального государства, в котором женщине нельзя преподавать в университете и запрещено самой решать, носить ли серьги и какое платье надеть: ведь полиция скромности может прийти к выводу, что оно ей не по возрасту.
Источник: Маарив
Авторский перевод