Когда вчера президент США Дональд Трамп вылетел из Абу-Даби обратно в Вашингтон, можно осторожно предположить, что в канцелярии премьер-министра были слышны легкие вздохи облегчения.
Хотя Нетаниягу всю неделю был осторожен и не комментировал публично помпезную поездку президента на Аравийский полуостров, и те, кто ориентируется на его заявления, не смог бы узнать, что произошло практически на каждой остановке Air Force One в регионе. А произошло то, что на каждой остановке Биби потерпел, как минимум, неудачу, если не серьезное политическое поражение.
Начиная с соглашения об освобождении Идана Александра, достигнутого в ходе прямых переговоров между США и ХАМАСом еще до взлета борта номер 1 Трампа, через историческую встречу с сирийским правителем аш-Шараа и объявление о снятии санкций вопреки просьбе Израиля, и заканчивая соглашениями о поставках оружия на сумму со многими нулями, которые грозят подорвать качественное военное преимущество ЦАХАЛа в регионе.
Трамп время от времени упоминал Израиль, между мечтами о мире с Сирией с расширением "Соглашений Авраама" и бахвальством о своей роли в освобождении заложников. Но пока он любовался роскошными дворцами в Эр-Рияде и Дохе, хуситы, о прекращении огня с которыми он объявил только на прошлой неделе, продолжали без помех обстреливать Израиль ракетами. И весь мир увидел, как первая и успешная поездка президента на Ближний Восток буквально и во всех смыслах обошла Иерусалим.
Итак, почетный караул Эмиратов сопроводил вчера Трампа по красной дорожке к трапу самолета на обратном пути в Белый дом, но его региональные похождения могут оказаться лишь первым шагом к дипломатическому и особенно политическому краху, с которым Нетаниягу придется столкнуться, если он продолжит удерживать Израиль вне хода событий.
По оценкам в Иерусалиме, вероятность заключения ядерного соглашения с Ираном кажется вполне реальной, особенно в свете теплых объятий, в которые Катар заключил Трампа, получившего во время своего визита подарки в виде нового роскошного самолета и миллиардов для бизнесов своей семьи.
Нетаниягу надеется, что переговоры с Ираном провалятся, и, как это было принято в прошлом, он отправил Рона Дермера и других эмиссаров, чтобы те спровоцировали помехи в Сенате и Конгрессе и мобилизовали произраильских республиканцев, чтобы они писали письма, петиции и оказывали давление на администрацию с целью ужесточения условий сделки. Только вот с Трампом он не сможет по-настоящему повторить кампанию, которую он вел против Обамы в 2015 году, и его влияние, как оказалось, гораздо более ограничено.
Во время первого президентского срока Нетаниягу передвигал фигуры на шахматной доске Ближнего Востока вместе с Трампом: он подтолкнул его выйти из ядерного соглашения с Ираном, перенести посольство в Иерусалим, признать суверенитет Израиля на Голанских высотах и разработать "Соглашения Авраама".
Во время второго срока, несмотря на то что он начался с громких обещаний, угроз "открыть врата ада" и планов по переселению жителей Газы, Трамп относится к Израилю скорее как к еще одной клетке на доске, которую можно пропустить, если там что-то не соответствует его интересам. Так он и поступил с хуситами, сирийскими правителями, саудовскими и катарскими шейхами, и давайте не забывать о турецком лидере Эрдогане, которого повысили до статуса лучшего друга в регионе.
Только в одной области президенту США пока еще не удалось навязать Нетаниягу новую реальность, даже в ходе исторического визита на Ближний Восток: это прекращение войны в Газе.
Его посланники Стив Уиткофф и Адам Бюлер, прибывшие в Израиль, чтобы приветствовать Идана Александра, стали для израильского правительства примером морального ориентира, когда заверили семьи оставшихся заложников в своей приверженности миссии до конца, и под давлением Трампа Нетаниягу направил в Доху делегацию для проведения еще одного раунда переговоров.
Но, как и в предыдущих раундах, ее мандат был ограничен, и главный разрыв сохранился: Израиль готов обсуждать только план Уиткоффа, частичную сделку, которая позволит продолжить войну и оставить часть заложников в плену, в то время как ХАМАС и все укрепившиеся союзники Трампа в регионе требуют ее окончания.
Читайте также
Трамп публично не поддержал план Лиги арабских государств по прекращению войны, и на данный момент он не дал Нетаниягу сигнал "стоп" операции "Колесницы Гидеона", начало которой было отложена до конца его визита. "Полностью правое" правительство надеется, что по возвращении непредсказуемый и переменчивый президент потеряет интерес к Газе, что позволит Иерусалиму продолжать войну с ХАМАСом до конца или, по крайней мере, тянуть время с помощью поэтапных и частичных соглашений, не выводя войска и не отказываясь от мечты снова оккупировать сектор.
Однако четкий сигнал, который послан полетами Трампа в небесах Ближнего Востока, заключается в том, что он создает региональную коалицию, даже если Нетаниягу, связанный союзом с Бен-Гвиром и Смотричем, останется в стороне. И если Трамп решит продолжить передвигать шахматные фигуры без Биби, как это видно из сообщений о продолжающихся прямых переговорах с ХАМАСом и его неоднократных заявлений о голоде в Газе, он может загнать Нетаниягу в ловушку, из которой тот бежит уже год и семь месяцев. И Трамп, в отличие от своего предшественника, не из тех президентов, которые любят получать ответ "нет".
В окружении Нетаниягу все еще надеются удовлетворить возросший аппетит Трампа с помощью еще одной частичной сделки и механизма гуманитарной помощи под его эгидой, осторожно оценивая, что Бен-Гвир и Смотрич могут поднять шум, но не откажутся от своей власти, полномочий и кресел. Как харедим, которые уже две недели парализуют работу коалиции из-за кризиса вокруг закона о воинской повинности, но не угрожают, по крайней мере сейчас, ее развалом.
Как известно, стратегия выживания Нетаниягу заключается в том, чтобы выжидать, сохраняя статус-кво. А прохладный ветерок из Белого дома только усиливает его страх и нежелание распускать правительство и идти на досрочные выборы, не нападая на Иран, не нормализуя отношения с Саудовской Аравией и не проводя агитацию в стиле "другая лига" на рекламных щитах.
Источник: Walla