Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+19+11
Иерусалим
+18+9

Мнения

А
А

Легко ломать порядок, который сам разваливается

Глобализация, которая действовала до сих пор, будет заменена на другую или просто рассыплется. Она стала невыгодной для Соединенных Штатов.

11.04.2025
Источник:The Moscow Times
Дональд Трамп. Фото: Getty Images / Andrew Harnik

Тарифная война, объявленная Америкой всему человечеству, уже изменила мир. Одни видят в ней безграмотное самодурство, другие - хитроумную стратегию. Но почти всем ясно, что к старому возврата нет. Прежний глобальный порядок себя изжил.

Американский тарифный шантаж всего мира не имеет аналогов в прошлом. Отсюда и такой разброс объяснений и толкований.

Во всем виноват Рон Вара

Многие хотят отказать трамповым реформам в любой осмысленности, кроме самодурской. Поэтому им так нравится давнишняя история, которую вспомнили в эфире MSNBC.

Оказывается, все началось с того, что Трамп с юных лет обожал тарифы и верил в их спасительную силу. Не хватало советчика, который объяснил бы, как взяться за дело. В 2016-м, когда Трамп в первый раз шел в президенты, он попросил своего зятя Кушнера отыскать подходящего знатока. Сказано - сделано. Кушнер зашел на сайт Amazon, стал просматривать книжные обложки, одна показалась ему подходящей, и автор книжки по имени Питер Наварро стал главным экономическим советником Трампа.

Разумеется, он был жуликом, да еще и выдавал себя за ученика таинственного мыслителя по имени Рон Вара, которого сам же и придумал. Наварро и его анаграмма Рон Вара все эти годы подбивали Трампа начать мировую тарифную войну - и вот наконец подбили.

Так объясняют себе происходящее те, кому Трамп совсем уж поперек горла. Но в противовес им есть и объективисты, которые вычитывают в его действиях изощренный план.

Тонкий план

На этом полюсе в ходу несколько родственных интерпретаций, которые прямо или косвенно исходят из правдоподобной идеи, что модель глобализации, сложившаяся полвека назад, больше не работает.

Предполагается, что в 2020-2030-е будет плавно сходить на нет торговля сырьем и даже готовыми изделиями, ключевым активом сделаются технологии, а неравенство и конфликты между странами станут нарастать. И тогда в трамповых тарифных начинаниях можно увидеть логику, а если захочется, то даже и пошаговый план.

Он примерно такой.

Тарифная война, объявленная человечеству, рушит фондовые рынки. Но так и задумано. Мировая рецессия, которая по всем признакам должна состояться в 2026-2027-м, начинается вместо этого прямо сейчас и тем самым избавит Трампа от неприятностей на промежуточных выборах в 2026-м. Ведь теперь они состоятся, когда пыль уже осядет. В ближайшее время испуганные держатели падающих акций бросятся скупать облигации американского казначейства как наиболее надежные в эти трудные дни. Выросший спрос на облигации снизит процентные выплаты по ним и позволит американским властям сэкономить большие деньги на обслуживании госдолга.

Тем временем режим Трампа с позиции силы проведет переговоры с главными державами по отдельности. Каждой из них будет продиктован порядок взаимной отмены или сокращения тарифов на выгодных для Америки условиях.

Параллельно этому американская промышленность, огражденная тарифной стеной от дешевых товаров из Китая и подобных ему стран, расцветет, как встарь. Но не в виде прежних заводов с массами рабочих, а в форме технологичных производств, где все делают роботы.

Вот так на руинах сломанной Трампом старой мировой системы будет возводиться новая - более циничная, но и более адекватная.

Вот такой у Трампа утонченный план.

Неудобно признаться, но я не готов выбирать между двумя этими объяснениями. Первое откровенно предвзято, а второе приписывает Трампу и его команде дальновидность, которую на других участках работы они ни разу не проявили. Не говоря о том, что политические действия невозможно разыграть как партию в шахматы.

Придется искать что-нибудь менее прямолинейное, чем обе версии. А для этого просто посмотрим на факты.

Наука потреблять

Уже полвека Соединенные Штаты живут не по средствам. Они потребляют больше товаров, чем сами производят.

Торговый баланс США до начала 1970-х всегда был положительным, потом заколебался около нуля и с начала 1980-х всегда сводится с очень большим дефицитом (от 2% до 6% ВВП). В прошедшем 2024-м дефицит американской внешней торговли составил 1,1 трлн долларов (3,7% ВВП). Сегодня Америка - чемпион мира по дефициту внешней торговли, и по абсолютным цифрам вчетверо-впятеро обгоняет следующие за ней державы - Индию и Британию.

Так работает глобализация, нынешняя версия которой как раз и была запущена в 1970-е. Страны, отправляющие товары в США, обладают более дешевой рабочей силой, причем не только Китай, но даже и Европа, а Соединенные Штаты - более уважаемой валютой.

Поэтому разницу между своим экспортом и своим импортом торгующие с Америкой страны соглашались превращать в доллары, в первую очередь, в облигации казначейства Соединенных Штатов. И этот праздник американского избыточного потребления длился несколько десятилетий.

Внешний долг американского государства все время рос и достиг сейчас $8,5 трлн долларов. Главный держатель американского долга - Япония (1,1 трлн). Следующими идут Китай (0,8 трлн) и Британия (0,7 трлн долларов).

Есть обо что обломать зубы

Но иностранные долги составляют только четверть всех долгов американского государства. Суммарный госдолг Америки сейчас достигает 36,7 трлн долларов (это 123% ВВП). На три четверти это задолженность перед американскими же держателями. Выплата процентов по такому долгу все более обременительна, и американские власти действительно остро заинтересованы в том, чтобы проценты были пониже. Тем более, что госдолг быстро растет. Только за прошлый год он увеличился на 2,2 трлн долларов (или 7,6% ВВП).

Таким образом, проблема растущего госдолга лишь частично объясняется дефицитом внешней торговли. Куда в большей степени его причина - другой дефицит, бюджетный. Федеральные расходы в США сейчас превышают доходы на 2 трлн долларов (6% ВВП), а дефицит всех уровней бюджетной системы достигает даже 8% ВВП.

Поэтому борьба с несбалансированностью американской внешней торговли (в какой бы форме эта борьба ни шла), пожалуй, менее важна, чем старания уменьшить этот внутренний бюджетный дефицит.

Теоретически администрация Трампа действительно стремится сократить кое-какие госрасходы. Илон Маск даже пообещал, что его Департамент эффективности правительства (DOGE) урежет гостраты на те самые 2 трлн долларов. Но на момент написания этой колонки достигнутая экономия была менее $300 млрд - по подсчетам самого DOGE. А с учетом намечаемого уменьшения налогов и горделиво обещанного Трампом роста военных расходов до 1 трлн долларов бюджетный дефицит будет расти, а не снижаться.

Не помогут и новые тарифы. Как ни считай, выгода казны от их введения не достигнет и одного триллиона, а понадобятся, после снижения налогов, по меньшей мере два-три. Можно еще и подрезать социальные расходы, но не похоже, что Трампу хватит на это политической отваги.

Три цели и два проверенных способа

Из всего сказанного вытекают три вывода.

Во-первых, накопление внутренних и внешних проблем зашло слишком далеко, и обойтись без снижения уровня жизни среднего американца будет невозможно.

Во-вторых, часть своих трудностей американцы постараются переложить на другие страны.

И в-третьих, та версия глобализации, которая действовала до сих пор, будет заменена на другую или просто рассыплется. Она отработала свое и стала невыгодной для ее инициатора и защитника, Соединенных Штатов. Поэтому она в любом случае уйдет в историю.

Согласимся, что эти три цели не получится достигнуть ни по нашептываниям загадочного Рона Вара, ни по изощренному поэтапному плану, даже если таковой действительно составлен трамповыми интеллектуалами. В событиях такого размаха всегда очень много неожиданностей.

Есть два проверенных способа борьбы с дефицитом внешней торговли и с разросшимся государственным долгом.

Читайте также

Если национальная валюта слабеет относительно других, то экспорт крепчает. И наоборот.

Юань все годы глобализации был слишком дешев. Единственный надежный механизм балансирования американской торговли с Китаем - отнюдь не супертарифы, а удорожание юаня относительно доллара или удешевление доллара относительно юаня.

Даже и евро рядом с долларом чересчур дешев, если судить по паритетам покупательной способности.

Что же до государственного долга США, то в 1960-м он составлял 53% ВВП, а к 1980-му упал до 35% ВВП. Это было достигнуто вовсе не героическим возвратом долгов, а с помощью ежегодной десятипроцентной инфляции в 1970-е. Госдолг просто обесценился. Сейчас он в три с половиной раза выше относительно ВВП, чем 45 лет назад, и всплеск инфляции можно ненадолго отложить только глубоким спадом экономики.

Скачки мировых валют и взлеты инфляции - это стихийные, но неизбежные дополнения к трамповой тарифной революции. Она не выглядит ни продуманной, ни великодушной. Но распад старой системы уже не остановишь, и нигде и никем не предложено никакой альтернативы.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке