Врезавшийся в октябре прошлого года в дом премьер-министра Биньямина Нетаниягу в Кейсарии беспилотник нес всего 1-2 килограмма взрывчатки и не смог пробить бронированное окно резиденции премьер-министра. В жилых домах не ставят окна стоимостью порядка миллиона шекелей, и потому даже небольшой заряд взрывчатки может наделать немало бед. Но несмотря на реальную угрозу, а также богатый и печальный опыт использования БПЛА-камикадзе в войне Украины и России, в Израиле вопрос защиты жилых зданий даже не обсуждается.
Как показывает практика, проблемы не исчезают при их игнорировании. Более того, игнорирование проблем и отказ от их решения лишь усугубляют ситуацию и могут привести к еще более неприятным последствиям. Хотя израильское правительство и не разделяет подобную точку зрения. Наши политики уверены, что если поиск решения проблемы можно отложить, то это обязательно следует сделать. И откладывать до тех пор, когда решение придется искать уже другим людям.
Опыт использования беспилотников-камикадзе — как против Израиля, так и в конфликте между Россией и Украиной — показывает, что создать эффективную систему борьбы с дронами на всем протяжении границ просто невозможно. Более того, на сегодняшний день даже борьба с использующими одиночные БПЛА на границе с Египтом контрабандистами идет с переменным успехом. А значит сценарий атаки израильских городов десятками или сотнями дронов-камикадзе вполне имеет право на жизнь. Естественно, возникает вопрос: что защитит жильцов в высотных жилых башнях, сделанных "из стекла и бетона", от попадания дронов и, что главное, как они смогут эвакуироваться в случае попаданий?
Первый удар — не самый опасный
Нет никаких сомнений в том, что строительство высотных жилых башен — это требование времени. Люди стремятся жить как можно ближе к центрам занятости и развлечений, цена земельных участков в этих районах растет и потому вполне логично, что новостройки стремятся ввысь. Израиль не является исключением, еще согласно данным за первую половину 2018 года, каждая десятая квартира в Израиле была построена в башнях высотой в 21 этаж и больше. Но учли ли проектировщики и строители, что практически вся территория Израиля может фактически в один момент оказаться под обстрелом?
Согласно существующей доктрине, жильцам новых высоток боятся нечего, так как в каждой новой квартире есть комната безопасности (МАМАД). И действительно, если жильцы успеют укрыться в МАМАДе, то первый удар достаточно небольшого беспилотника им, скорее всего, будет не страшен.
Но что произойдет, если после взрыва в здании начнется пожар? Да, в теории башни строятся в соответствии со стандартами, гарантирующими устойчивость зданий во время землетрясений и пожаров благодаря установленным противопожарным системам и изолированным от огня лестничным клеткам. И если лестничная клетка действительно изолирована и не пострадала после взрыва, то жильцам предстоит всего лишь долгий спуск в давке и духоте.
Но если путь вниз перекрыт по какой-то причине, то те, кто живут на этажах выше 15-го, окажутся в ловушке. Специалисты отмечают, что на практике при сильном пожаре в высотном здании шансы на спасение есть лишь на тех этажах, до которых дотягивается пожарная лестница.
В 2019 году Служба пожарной охраны Тель-Авива получила лестницу, позволяющую подняться на высоту до 60 метров (20 этажей), но в целом у пожарных машин на службе Управления пожарной охраны Израиля лестницы рассчитаны на 30 метров (автомобиль "Нец") и 44 метра (автомобиль "Нешер"). Что достаточно для здания высотой порядка 14 этажей.
Другими словами, в распоряжении израильских пожарных на сегодняшний день практически нет технических средств, позволяющих бороться с огнем на верхних этажах жилых зданий, не говоря уже о небоскребах. Кроме того, эвакуация жителей на большой высоте по лестнице из горящего здания - медленная и трудоемкая операция, которая не поможет в спасении большого числа людей.
Может стоит уже сегодня задуматься о защите зданий?
Без строительства высотных жилых башен в районах спроса не обойтись. Но, может быть, стоит не ждать атак многочисленных дронов и начать смотреть вперед уже сегодня? Да, скорее всего не существует универсальной защиты, и на израильские города могут обрушиться и тяжелые баллистические ракеты, но в этом случае есть надежда на системы ПВО. Которые бессильны против небольших и низколетящих беспилотников. Нет никаких сомнений в том, что со временем на боевое дежурство заступят и новые системы борьбы с БПЛА, но идея внесения изменений в конструкцию зданий с целью защиты жильцов от угрозы БПЛА точно лишней не будет.
Чтобы не пришлось укрывать многоэтажки километрами антидроновых сетей
В марте 2025 года, как сообщал губернатор Вячеслав Гладков, в городе Шебекино Белгородской области было зафиксировано более 50 атак дронов за месяц. Многоэтажные дома, составляющие значительную часть городской застройки, оказались особенно подвержены рискам: обломки дронов, сбитых системами ПВО, нередко падали во дворы и на крыши, а FPV-дроны, управляемые операторами в реальном времени, наносили удары по окнам и стенам.
Все это вынудило власти ускорить внедрение защитных технологий: антидроновые сетки, изначально применявшиеся для защиты военных объектов, теперь стали частью гражданской инфраструктуры. 41 многоэтажное здание полностью укрыто антидроновой сеткой.
Читайте также
Она представляет собой сплетенную из прочных материалов (чаще всего - высокопрочного полиэтилена или стали) сеть с ячейками определенного размера, достаточно мелкими, чтобы остановить дроны разных габаритов. По сути, это пассивная система защиты, дополняющая (а иногда и заменяющая) более сложные и дорогостоящие электронные системы обнаружения и подавления дронов.