Дело "Катаргейт" становится все масштабнее. Одновременно крепнет связанное с ним подозрение: кто-то распространял фейковые новости, очерняющие Египет, с помощью журналистов, поддерживающих Нетаниягу. Что было на руку Катару.
Это выходит уже за рамки даже обычной "операции влияния". Таким образом удалось спровоцировать серьезную дипломатическую напряженность с важнейшим союзником Израиля на Ближнем Востоке - Египтом, пишет военный корреспондент Ynet Ави Иссахаров.
На этот же аспект "Катаргейта" обратил внимания профессор Эли Поде - преподаватель факультета исламоведения и ближневосточных исследований Еврейского университета - в своей статье для сайта 12-го канала ИТВ.
Нервный тон последних видеороликов Биньямина Нетаниягу позволяет догадаться, насколько тяжелые подозрения нависли над канцелярией премьер-министра. Ролик от 2 апреля был выдающимся даже на этом фоне. Премьер-министр, вместо того, чтобы отрицать обвинения в адрес своих советников, начал доказывать… что Катар - "не враждебное" Израилю государство.
Но реальность такова: Катар на протяжении многих лет предоставлял убежище лидерам ХАМАСа и финансировал эту группировку - как и в целом движение "Братья-мусульмане". Пропалестинские демонстрации в западных университетах зачастую проходят на катарские деньги.
Понимание того, что у Катара были агенты влияния внутри канцелярии премьер-министра, возможно проливает свет на то, откуда взялся поток публикаций, очерняющих Египет. В последние месяцы они появлялись в израильских СМИ, в первую очередь связанных с Нетаниягу, - но не только в них.
Например, распространялись фейковые новости о том, что Египет якобы готовится к войне с Израилем и собирает для этого силы на Синайском полуострове. Это "злонамеренный вымысел, за которым, вероятно, стоит Катар", - пишет Ави Иссахаров.
Катар и Египет: вражда и соперничество
Рассорив Израиль с Египтом, Катар убил бы одним выстрелом двух зайцев. Отношения Дохи с Израилем - крайне сложные (хотя за кулисами они контактировали и до войны). Но в то же время - между Катаром и Египтом существует многолетнее, острое соперничество.
В Катаре доминирует религиозное течение "Братьев-мусульман". Там жили ведущие духовные лидеры этого движения, включая шейха Юсуфа Кардауи - выходца из Египта, считавшегося главным богословом "Братьев-мусульман".
ХАМАС считал Кардауи духовным авторитетом. Именно он в начале 2000-х годов дал религиозное оправдание для атак террористов-смертников, напоминает Ави Иссахаров.
В 2012 году, во время "арабской весны" "Братьям-мусульманам" удалось после долгих лет борьбы прийти к власти в Египте. Катар поддерживал их режим во главе с Мохаммедом Мурси. Но уже в 2013 году Мурси свергли путем военного переворота. И сверг его не кто иной, как нынешний президент Египта - Абдель Фаттах ас-Сиси, который был тогда военным министром.
Одним словом, катарским властям не за что любить нынешний египетский режим. Телеканал "Аль-Джазира" ожесточенно критикует официальный Каир - из-за чего Египет не раз закрывал офисы канала. Вражда между странами - это не просто политическое соперничество, а глубокая, религиозно-политическая ненависть, пронизывающая все сферы, отмечает Ави Иссахаров.
С 2017 по 2021 год Египет даже разорвал дипотношения с Катаром - и вместе с Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном ввел против него экономическую блокаду.
Однако с начала 2021 года между Египтом и Катаром наметилось "потепление". В мае 2021 года в Каире встретились ас-Сиси и министр иностранных дел Катара. В марте 2022 Катар пообещал вложить 5 миллиардов долларов в египетскую экономику. Спустя три месяца эмир Катара впервые с 2015 года посетил Египет. В ответ ас-Сиси приехал на церемонию открытия чемпионата мира по футболу в Катаре в ноябре 2022 года.
Параллельно министры финансов двух стран подписали меморандум о расширении экономического сотрудничества. И тем не менее, отношения между двумя странами - весьма непростые. И их соперничество за роль в регионе усилилось с началом войны 7 октября.
Доха и Каир начали конкурировать в том числе в вопросе посредничества по израильским заложникам. Причем главным адресатом их усилий был, разумеется, не Израиль, а США.
У Египта и Катара - разные интересы в Газе
Египет, имеющий общую границу с Газой, опасается массового бегства палестинцев на Синай. Он заинтересован в завершении войны в Газе, и в том, чтобы режим ХАМАСа в секторе сменился на власть Палестинской автономии.
Египетское посредничество направлено на достижение этих целей - а также на укрепление собственного влияния в арабском мире и на демонстрацию своей ценности как союзника США, пишет профессор Эли Поде.
Катар, напротив, не испытывает непосредственной угрозы и стремится сохранить свое влияние в Газе. Для этого ХАМАС должен остаться у власти, а Катар - играть ключевую роль в восстановлении сектора.
Почему Израиль выбрал Катар, а не Египет в качестве посредника?
С самого начала войны 7 октября возникали вопросы: почему Израиль делает ставку на Катар, а не на Египет как на главного посредника в переговорах по освобождению заложников.
В конце концов, именно Катар на протяжении многих лет предоставлял убежище лидерам ХАМАСа и финансировал группировку.
В СМИ, особенно лояльных Нетаниягу, высказывались различные доводы в пользу роли Катара. Но в последние месяцы возникла аномальная медиа-волна.
Особенно тревожным стал вброс от одного из ближайших к канцелярии Нетаниягу журналистов - Ави Иссахаров называет его "Шофар", "рупор" премьер-министра.
"Шофар" вместе с другими сторонниками премьера распространил выдуманную историю: будто глава ШАБАКа Ронен Бар позвонил 7 октября египетскому начальнику разведки, а тот поговорил с Яхъей Синуаром. Согласно этой истории Синуар якобы целенаправленно ввел их двоих в заблуждение, убедив, что атаки ХАМАСа не будет. Нетрудно заметить две "цели", против которых направлен этот информационный вброс, - это Египет и глава ШАБАКа.
Раз за разом в израильских СМИ появлялись "новости" о том, что Египет якобы готовится к войне против Израиля - и снова и снова эти утверждения не подтверждались. Использовались старые фото- и видеоматериалы: кадры многолетней давности, проморолики египетской армии, которые были выданы за свидетельства мобилизации.
Это происходило в основном в медиа, лояльных Нетаниягу, и распространялось журналистами, которых считают рупорами премьера - но не только ими.
Каждый раз в оборонных структурах Израиля все это опровергали. Как минимум однажды военные источники рассказали ynet, что ЦАХАЛ проверяет, не стоят ли за этими публикациями иностранные силы, пытающиеся подорвать отношения между двумя странами.
"Источники в Израиле убеждены, что определенные игроки пытаются дестабилизировать отношения между странами, распространяя ложную информацию о подготовке Египта к войне против Израиля", сообщал 19 февраля журналист ynet Йоси Йегошуа.
Да, временами Египет усиливал военное присутствие, но все происходило с ведома и согласия Израиля, пишет Ави Иссахаров. Не было зафиксировано никаких перемещений египетских сил на Синай с целью подготовки к войне с Израилем. Не происходило ничего, что могло бы оправдать панику или заголовки о войне.
Кто стоял за этой информационной атакой?
Сейчас возникает закономерный вопрос: кто стоял за распространением этих фальшивок в Израиле? Совпадение ли, что именно лояльные Нетаниягу журналисты первыми их публиковали? - задается вопросом Иссахаров.
Напомним, в постановлении суда, 1 апреля продлившего арест двух советников Нетаниягу, подозреваемых по катарскому делу, было сказано: "Анализ секретных материалов и улик свидетельствует о наличии обоснованного подозрения в следующем: американская компания вступила в контакт с подозреваемым №2 с целью продвигать позитивный имидж Катара и распространять негативные сообщения о Египте".
Фейковая кампания против Египта - угроза безопасности
Ави Иссахаров подводит итог: те, кто распространял подобные ложные сообщения, пытались ударить одновременно и по Египту, и по главе ШАБАКА.
Возможно, журналисты не действовали сознательно - может, их использовали, или они стали частью медийного проекта, связанного с ближайшим окружением Нетаниягу - Эйнхорном, Урихом и Фельдштейном.
Но по факту - кто-то намеренно распространял ложь о Египте через журналистов, поддерживающих премьер-министра, создавая опасную дипломатическую напряженность с важнейшим союзником Израиля на Ближнем Востоке.
"Это не "информационная операция" как у разведки, это - угроза национальной безопасности. Если это делали люди изнутри канцелярии премьер-министра, то речь идет о беспрецедентной халатности и прямой угрозе гражданам Израиля", - пишет Иссахаров.
Мир с Египтом
Мирный договор с Египтом Израиль заключил еще в 1979 году. Кстати, с израильской стороны подписал его премьер-министр от партии "Ликуд", Менахем Бегин.
Важность мира с Египтом самоочевидна - так Израиль может не беспокоиться за одну из своих самых протяженных границ и держать там лишь батальоны охраны границ, такие, как "Каракал". Это легкая пехота, усиленная танковыми ротами, чья главная задача, - борьба с контрабандистами.
Учитывая нехватку солдат в боевых частях и операцию в Газе, последнее, что сейчас нужно Израилю, - это получить еще одну границу, где надо держать серьезные силы для обороны - как например, на границе с Ливаном или Сирией.
"26 марта отмечалась 46-я годовщина мирного договора между Израилем и Египтом. Привычка к миру привела к тому, что он стал восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Однако внешняя политика Израиля на Ближнем Востоке должна иметь четкие приоритеты - прежде всего сохранение и укрепление мира с Египтом", - пишет профессор Эли Поде.
Читайте также
Его как специалиста тревожит медиакомпания, направленная против влияния Египта, и намеки на его якобы враждебность Израилю.
Поде указывает что у Израиля были и есть тайные контакты с Катаром. Они существуют давно. Несмотря на поддержку Катаром "Братьев-мусульман" и других исламистов, связи Дохи с Израилем сохранялись с 1990-х годов, даже после изгнания израильского посла в 2000 году.
То, что Израиль продолжает поддерживать тайные и открытые контакты с Катаром в период войны - тоже неудивительно, пишет Поде. Именно гибкость долгое время определяла характер израильско-катарских отношений - даже если задним числом можно сказать, что такая стратегия привела к трагедии 7 октября.
"Открытые или скрытые отношения с Катаром могут быть полезны Израилю. Но если это происходит за счет Египта - это ошибка. Без прикрас: это просто глупая политика, - заключает профессор Эли Поде. - Египет - по своему размеру, значению и близости - остается важнейшим арабским союзником Израиля".