Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+16+9
Иерусалим
+12+5

Мнения

А
А

Реальный Трамп

Сегодняшние страшилки либеральных политиканов и СМИ о "фашизме" Трампа или Маска - не более чем пустые клише пропагандистской демагогии.

Григорий Хавин
05.02.2025
Источник:Лехаим
Илон Маск и Дональд Трамп. Фото: Getty Images / Anna Moneymaker

Американцы, в свое время пожившие в перестроечной и постсоветской России, неизменно говорят о том, какую интересную, захватывающую жизнь они там наблюдали. Все пребывало в движении и менялось на глазах. Это было потрясающе. Люди были смелы, красивы и искренни. Даже если ты сам ничего особенного не делал, а просто смотрел телевизор и прогуливался по центральным улицам, лицо приятно холодил волнующий ветер перемен.

В Америке, говорили они, все иначе. В воздухе нет этого нервного дуновения будущего. Ветер в Нью-Йорке тоже дует, - подворотни не хуже питерских или московских в смысле революционных перспектив, граждане думают отнюдь не только о заработке и развлечениях, но стремятся к идеалам социальной справедливости и свободы, - а будущего не происходит. Сегодня тот же день, что был вчера, только к старым заботам добавляются новые проблемы…

Одни говорили о кризисе капитализма и закате империи, другие - о тисках глобалистской бюрократии, выкачивающей из Америки деньги и ресурсы, разрушающей основы общества. В последнее время всех объединяло мрачное, тревожное ощущение от происходящего в стране и мире.

"Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые". Пришел черед и Америки.

На предвыборных митингах и президентской инаугурации если не сам Трамп, то Илон Маск уж точно мог бы станцевать не под Village People, а под "Перемен" Виктора Цоя. Но американцы Цоя не знают. Да и скупая посткоммунистическая эстетика - "сигареты в руках, чай на столе" - непонятна американской публике. "Дип стейт", конечно, ущемил индивидуальную свободу, но не до такой степени.

Так что публика подтанцовывала Трампу в такт неизменной YMCA, наблюдала, как он режет праздничный торт только что врученной ему саблей главнокомандующего, и гадала, что принесут стране и миру ближайшие четыре года.

Предыдущая администрация оставила Трампу тяжелое наследство. Бюрократическая система, которую представлял Байден, привела Америку к экономическому, идеологическому и политическому кризису. Трамп намерен эту систему сломать. Удивительно, но на сей раз мы не видим маршей протеста и прочего организованного негодования адептов прогрессивной демократии, как было при предыдущем вступлении Трампа в должность. Очевидно, что страна устала от демократического "развитого социализма", в рекордные сроки перешедшего в фазу застоя со многими знакомыми атрибутами.

Трамп даже объявил "гласность", приказав рассекретить ряд архивных материалов, в том числе скандальных, касающихся деятельности спецслужб и крайне нелицеприятных для имиджа Америки - "величайшей демократии", принципиальной поборницы прав человека во всем мире. Среди первых президентских указов был указ об отмене цензуры и о недопущении преследования граждан по политическим мотивам.

Параллель с перестройкой также в том, что причиной кризиса, в который погрузилась Америка, в большой степени является идеология. Бюрократическая система увидела в неомарксизме подходящий инструмент для управления обществом в условиях глобализации. Со времени президентства Барака Обамы "прогрессивная" идеология фактически стала официальной для демократической партии и всей государственно-бюрократической системы в Америке. Однако система очень быстро стала заложницей идеологических догм, идущих вразрез с реальностью как во внутренней, так и во внешней политике. Большая часть американского населения оказалась не готова воспринимать квазирелигиозную неомарксистскую доктрину в качестве руководства для жизни. Более того, в "прогрессивной" демократии, разрушающей традиционные и основополагающие американские ценности, миллионы американцев видят непосредственную угрозу для себя и своих детей.

И тут уже напрашиваются другие исторические параллели.

Сто лет назад в Германии марксистская идея была чрезвычайно популярна и сильнейшим образом поляризовала общество. Большая часть населения не считала правильным отказ от религии, традиционной семьи, частной собственности и "буржуазной культуры". Реакция на ультралевую раскачку общества не заставила себя ждать. Идеологическое противостояние в условиях экономического кризиса привело к возникновению национал-социализма и приходу к власти Гитлера.

В этой связи симптоматичен курьез, произошедший с Илоном Маском на инаугурации Трампа.

Выходя на сцену, Маск праздновал победу. Он вскидывал руки в жесте триумфа, затем широко раскрывал их, как бы обнимая зрителей и демонстрируя свою открытость. Надо сказать, эксперты в данной области отмечают некоторую необычность языка тела Маска. Например, эмоционально жестикулируя, раскрывая и вскидывая руки, он держал пальцы сдвинутыми вместе. По мнению специалистов, это говорит о его интравертности.

Да и не нужно быть экспертом, чтобы сделать такой вывод: Маск не просто стереотипный айтишник, а абсолютное воплощение этого социально-психологического типа. Так же, как Марк Цукерберг, которого за скупую мимику и скованность движений регулярно сравнивают с рептилоидом, или Билл Гейтс, публичные проявления которого не так язвительно комментируются лишь из почтения к его возрасту и статусу гуру. Или как глава Open AI Сэм Альтман и глава Oracle Ларри Эллисон, которые во время заявления Трампа о создании грандиозного, небывалого по масштабам и привлеченным инвестициям проекта по искусственному интеллекту Stargate с их участием стояли с каменно-траурными лицами, скрестив руки на уровне паха (кстати, классическая поза Гитлера перед публикой, когда он не жестикулировал во время выступлений).

Одним словом, невербальная коммуникация, при всей ее важности в публичных выступлениях (которой виртуозно и творчески владеет Дональд Трамп), не всем дается легко. И некоторые из самых влиятельных и богатых людей на планете не считают нужным тратить время и силы на ее освоение. Что ж, может, это не так уж плохо в эпоху тотального политического шоу, по крайней мере в этом есть какая-то непосредственность, искренность. А новый имидж Марка Цукерберга - с аккуратными кудряшками и наигранной улыбкой объявляющего об отмене политической цензуры в фейсбуке - вызывает еще меньше доверия, чем его прежняя, рептилоидообразная ипостась.

В случае Маска это даже не интравертность или социальная неуклюжесть, он страдает от синдрома Аспергера - аутического расстройства. Маск рассказал об этом в 2022 году, в популярном подкасте ТЕD: он поделился тогда с аудиторией, насколько сложно ему дается социальная коммуникация, как нелегко приходилось в детстве и подростковом возрасте: "Понимание социальных сигналов не было интуитивным… Я был склонен воспринимать вещи слишком буквально… А потом это оказывалось неправильным: люди не просто говорили не то, что имели в виду, но было еще много других вещей, которые на самом деле имелись в виду. И мне потребовалось время, чтобы понять это".

Нет ничего необычного в его сдвинутых пальцах в момент эмоциональной жестикуляции: ему действительно должно быть очень нелегко находиться в центре внимания, тем более на сцене. То, что он находит возможность это делать, говорит об исключительной силе его характера.

Выйдя на сцену, Илон Маск ярко высказался об исторической значимости победы Трампа для всего человечества, а после сделал довольно странную вещь. Он стукнул себя кулаком в грудь и выпрямил руку - но не в сторону публики и параллельно земле, как часто делают футболисты после забитого гола или рэперы на концерте, вдобавок выпрямляя и расставляя немного указательный и средний пальцы (что означает что-то вроде: "сердечно благодарю за поддержку"), а вскинул руку вверх. Затем он воскликнул: "Я всем сердцем с вами!", развернулся и зачем-то повторил жест в противоположную от публики сторону, с теми же словами.

Жест напоминал фашистское приветствие. Противники Трампа и Маска тут же назвали это именно фашистским приветствием: Маск-де посылал сигнал "ультраправым", ведь и сам он "потомственный нацист", и "прогрессивная общественность" - сама Камала Харрис! - предупреждала: Трамп - фашист, и все его сторонники - фашисты. "Передовые" СМИ, от New York Times до "Аль Джазиры", посвятили событию множество статей и комментариев в таком роде.

Маск также прокомментировал ситуацию в сети Х, остроумно подчеркнув тенденциозность и нелепость обвинений его в нацизме игрой слов, где использовались фамилии лидеров Третьего рейха и их созвучие с английскими словами.

Игру слов Маска перевести не удастся, но попытаемся передать смысл: "Не говорите "да" обвинениям в нацизме! Некоторые готовы заглотнуть все, что угодно. Прекратите тупо бодать своих противников!"

Слово "да" (yes) было написано как Гесс - имея в виду Рудольфа Гесса, слово "заглотнуть" оказывалось созвучно фамилии Геббельс, а "тупо бодать" - созвучно фамилии Геринг.

Остроумие, однако, это красная тряпка для адептов "прогрессивной" ортодоксии, а нарочитая, утрированная глупость - не только их визитная карточка, но и новая норма, навязываемая публике. Поэтому довольно остроумный пост Маска также был признан кощунством и доказательством его нацизма: по такому поводу "прогрессивная" пресса разразилась новой порцией праведного гнева.

Сам Маск иронично заметил, что его разоблачители слишком уж надолго отвлеклись от выражения поддержки ХАМАСу - и только для того, чтобы дать ему бой.

"Илона Маска лживо шельмуют. Илон - большой друг Израиля. Он посетил Израиль после резни 7 октября, во время которой террористы ХАМАСа совершили самые ужасные злодеяния против еврейского народа со времени Холокоста. С тех пор он неоднократно и решительно поддерживал право Израиля на защиту от геноцида, террористов и режимов, которые стремятся уничтожить единственное еврейское государство. Я благодарю его за это", - написал по этому поводу Биньямин Нетаниягу в сети Х.

Но Нетаниягу не авторитет в области антисемитизма для таких рупоров "прогресса", как New York Times, а для "Аль Джазиры" и подавно. Нетаниягу - сам "нацист и военный преступник", поэтому его не было в Освенциме на мероприятиях Дня памяти Холокоста. Зато там были такие "истинные друзья" еврейского народа, которых наверняка приветствовал бы признанный эксперт в этой области, Альфред Розенберг, некогда собиравшийся после "окончательного решения еврейского вопроса" открыть музей истории евреев Европы.

Маск, разумеется, не нацист и не антисемит. Обвинения в его адрес со стороны идеологических антисемитов, поддерживающих, среди прочего, ХАМАС, являют собой очередной пример подмены понятий и спекуляции на Холокосте в неолиберальном нарративе.

Тем не менее, к жесту Маска стоит присмотреться. Вернемся в Европу, на столетие назад.

Тогдашний глава Польши маршал Юзеф Пилсудский, который был вполне авторитарным диктатором, в своих речах очень четко формулировал характер и природу диктаторской власти. Понятно, что по сравнению с соседями Пилсудский был скорее скромным теоретиком. Тем не менее, именно он любил поговорить о "стихии массы", которой управлял.

Стихия массы не подчиняется рациональным законам. Диктатор умеет почувствовать и пробудить в массе самые примитивные импульсы и направить их в нужное русло. Делает он это тоже не вполне осознанно, чутко воспринимая и являясь выразителем воли массы - "класса", или "народа", или "расы" - в борьбе с враждебной классовой или расовой группой. Идеология групповой идентичности - самая древняя политическая доктрина.

В этом смысле "отмашка вправо" в Европе и Америке дает повод задуматься.

Неомарксизм, или постлиберализм, стал идеологией глобальной бюрократии в силу своей функциональности, а не потому, что президента Байдена беспокоили, например, права ЛГБТ: Байден как раз в свое время активно выступал против таких прав. Альтернативой постлиберализму и глобализму, за неимением других вариантов, становится старый добрый национализм, который в крайних формах выглядит нацизмом и расизмом. Нет никаких причин полагать, что такая идеология не может снова стать рабочей. Она вполне функциональна, как мы знаем.

Сложно сказать, что именно подтолкнуло Маска выбросить руку вверх. Очевидно, жест не был осознанным, это не политические его предпочтения. Однако жест этот некоторыми был воспринят как "римский салют": например, Андреа Строппа, эксперт по кибербезопасности, которого называют "доверенным лицом" Маска у итальянских "правых", интерпретировал жест именно так. Он опубликовал видео с жестом Маска и подписью: "Римская империя возвращается с римским салютом!" Впоследствии пост был удален.

Дональд Трамп, помимо прочего, шоумен с большим стажем. Он чувствует настроение и запрос публики. Сегодня Трамп достаточно популярен и уверен, что у него есть кредит доверия американского народа. Однако со временем популярность его неизбежно должна снизиться - об этом свидетельствует многолетняя статистика изменения рейтинга поддержки американских президентов после выборов. За "медовым месяцем" обещаний и радужных надежд наступают будни со множеством проблем, в том числе заботливо подготовленных для Трампа системой, которую он ломает. Как поведет себя Трамп в такой ситуации, или как в дальнейшем поведет себя его преемник, если таковой будет, - предмет домыслов.

Сегодняшние страшилки либеральных политиканов и СМИ о "фашизме" Трампа или Маска - не более чем пустые клише пропагандистской демагогии.

Первым конкретным результатом, достигнутым новой администрацией Трампа еще до инаугурации, стало прекращение огня в Газе и сделка по освобождению заложников в обмен на содержащихся в израильских тюрьмах террористов. Соглашение было идентично предложенному администрацией Байдена еще год назад.

То, что реакционер Трамп столь быстро добился прекращения огня в Газе, которого так долго требовали "прогрессивные" силы во всем мире, и то, что это повлекло отставку одиозного "ультраправого" Бен Гвира в израильском правительстве (которым поборники "прогресса" разве что не пугали детей и чего годами не могла добиться администрация Байдена), привело в замешательство леволиберальные силы. В неменьшее замешательство это привело публику и из противоположного лагеря: на Трампа возлагались самые большие надежды в отношении предоставления Израилю свободы действий в Газе для достижения поставленной цели войны - уничтожения ХАМАСа.

Одновременно был снят введенный Байденом запрет на поставку Израилю тяжелых бомб, необходимых для разрушения подземных туннелей и бункеров. Были сняты санкции с поселенцев на Западном берегу, также введенные Байденом.

Внутри США предприняты конкретные шаги по борьбе с антисемитизмом. Прежде всего стоит отметить соглашение по двум искам по антисемитизму против Гарвардского университета в отношении студентов, которое было достигнуто на следующий день после вступления Трампа в должность. По этому соглашению Гарвард признает определение антисемитизма IHRA, где демонизация Израиля расценивается как антисемитизм. Противозаконной становится агитация типа "сионизм - это колониализм и апартеид", то есть положена преграда на пути "политкорректной" легализации и институализации антисемитизма в США. В свете развития событий в последние полтора года, учитывая роль Гарварда как идеологического центра по созданию "левопрогрессивного" антисемитского нарратива, это важное событие.

Обратимся к внешней политике. Ответственным за ближневосточное направление в Пентагоне назначен Майкл Димино. До этого он был сотрудником аналитического центра Defense Priorities. Этот аналитический центр принято называть "изоляционистским". Корни его уходят в так называемое Tea Party - "Движение чаепития" (в честь "Бостонского чаепития", эпизода войны за независимость США, когда в Бостонской бухте были потоплены английские корабли с чаем).

"Чаепитники" - консервативное либертарианское движение внутри Республиканской партии, выступающее за оздоровление американской экономики путем снижения налогов, сокращения государственного аппарата, поощрения предпринимательства, сокращения дефицита бюджета и снижения госдолга. Как видим, это совпадает с платформой Трампа.

Во внешней политике, которой у "чаепитников" занимается Defence Priorities, предлагается, среди прочего, окончание украинско-российского конфликта путем переговоров и сокращение американского военного присутствия на Ближнем Востоке. Хорошо известным выразителем позиции "чаепитников" и "изоляционистов" во внешней политике является журналист Такер Карлсон.

Примечательно, что еще в 2023 году Майкл Димино выступал против Авраамовых соглашений - главного внешнеполитического достижения первого срока Трампа. А сейчас он занял ответственный пост в его администрации - и это при том, что Трамп, говорят, прежде всего ценит лояльность и якобы не терпит "инакомыслия".

"В Авраамовых соглашениях не затронут вопрос Израиля и Палестины, и я считаю это огромной ошибкой. Это было сделано в основном потому, что люди думали, будто это самый сложный вопрос, и мы можем отложить его в сторону и решить 80% остальных вопросов. Но так не бывает", - высказывался Димино.

Посланник Трампа по Ближнему Востоку Стив Виткофф в интервью каналу Fox News заявил, мол, "хорошо, что ХАМАС хочет вести прямые переговоры с Соединенными Штатами", похвалил и поблагодарил Катар за "огромную помощь в переговорах", назвал Катар и его премьер-министра шейха Мохаммеда "незаменимыми".

Читайте также

"Традиционные" республиканцы, поддерживающие Израиль, обеспокоены, что Трамп пытается направить ближневосточную политику в изоляционистское русло. При этом в администрации достаточно таких "традиционных" консерваторов, занимающих ключевые посты.

Издание Jewish Insider, которое считают наиболее осведомленным относительно происходящего за кулисами и в политических кулуарах, отмечает: "Появление и усиление изоляционистских настроений нельзя игнорировать, и они грозят изменить внешнюю политику республиканцев в долгосрочной перспективе, если не будет согласованного отпора".

Таким образом, в администрации Трампа представлены различные силы, влияющие на американскую внутреннюю и внешнюю политику. Решения Трампа, по всей видимости, будут результатом компромисса, достигаемого между ними.

Израилю предстоит активно продвигать свои интересы, а не ждать, пока "добрый дядя" Трамп решит все его проблемы. Для этого Израилю необходимо самому выработать реалистичные пути решения стоящих перед ним задач. Идеологической предвзятости или бюрократического рефлекса создавать проблемы, чтобы имитировать их решение, у администрации Трампа не будет. Как говорится, ничего личного, только бизнес. Думается, при таком подходе есть все шансы.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке