Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед Бин Салман 22 января стал первым иностранным лидером, который провел телефонный разговор с президентом США Дональдом Трампом с момента его возвращения в офис на этой неделе на второй срок, пишет журналист The Times of Israel Джейкоб Магид.
Решение сначала поговорить с фактическим лидером Саудовской Аравии, указало на приоритеты администрации Трампа, поскольку президент выразил свое желание расширить "Соглашения Авраама" договором о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией.
Соглашение, вероятно, станет частью масштабного договора, который Эр-Рияд стремится подписать с Вашингтоном, что предоставит Саудовской Аравии гарантии безопасности со стороны США в случае нападения третьих стран, а также приведет к огромным инвестициям в американскую экономику.
Но саудовцы давно дали понять, что такое соглашение потребует установления пути к возможному созданию палестинского государства. С момента начала войны в Газе, спровоцированной террористическим нападением ХАМАСа 7 октября 2023 года, Эр-Рияд усилил эту риторику, и те, кто общался с наследным принцем, заявили, что он больше не сможет принимать символические жесты от Израиля и что потребуются более конкретные шаги. Более того, Саудовская Аравия ясно дала понять, что прекращение войны в Газе также является предварительным условием продолжения переговоров о нормализации.
Премьер-министр Биньямин Нетаниягу давно отвергает решение о двух государствах, и даже небольшие шаги в этом направлении, скорее всего, приведут к краху его ультраправого правительства.
Согласно отчету, опубликованному в государственных СМИ Саудовской Аравии, Бин Салман заявил Трампу во время их телефонного разговора, что Саудовская Аравия хотела бы расширить свои инвестиции в США в течение следующих четырех лет до 600 миллиардов долларов и что эта цифра может еще больше увеличиться, "если появятся дополнительные возможности".
Трамп заявил наследному принцу Саудовской Аравии, что он с нетерпением ждет сотрудничества с Эр-Риядом для работы в сфере общих интересов, добавили в отчете Саудовской Аравии.
Не было никаких доступных в данный момент отчетов из Белого дома, хотя они, вероятно, также обсуждали решение Трампа снова обозначить поддерживаемое Ираном движение хуситов в Йемене как иностранную террористическую организацию.
Белый дом объявил об этом шаге вскоре после их телефонного разговора. Это был шаг, пролоббированый Эр-Риядом, который долгое время подвергался нападениям со стороны хуситов и поддерживал йеменское правительство в борьбе с ними в многолетней гражданской войне, опустошившей большую часть страны.
Первая администрация Трампа признала хуситов иностранной террористической организацией, но этот шаг был отменен бывшим президентом США Джо Байденом из-за опасений, что санкции самого высокого уровня мешают организациям по оказанию помощи доставлять гуманитарную помощь гражданскому населению Йемена.
К концу своего срока Байден частично восстановил санкции после того, как хуситы начали кампанию ракетных атак на Израиль и судоходные пути Красного моря, что серьезно затруднило мировую экономику. Хуситы заявили, что предприняли этот шаг в знак солидарности с палестинцами в Газе, и пообещали продолжать свои атаки до тех пор, пока Израиль не согласится на прекращение огня.
22 января Трамп подписал указ, который предписывает Государственному департаменту в течение 30 дней подготовить отчет с рекомендацией повторно признать хуситов ИТО. В указе говорится, что в течение 15 дней после получения этого отчета новый государственный секретарь Марко Рубио должен подписать эту рекомендацию.
Указ предусматривает, что после повторного применения санкций, Агентство США по международному развитию и Государственный департамент разорвут связи с любым субъектом в Йемене, который производил выплаты хуситам или действовал против международных усилий по борьбе с группировкой.
В тот же день премьер-министр Биньямин Нетаниягу провел свой первый телефонный разговор с Рубио с тех пор, как последний стал главным дипломатом Америки.
Рубио "подчеркнул, что сохранение неизменной поддержки Израиля Соединенными Штатами является главным приоритетом" для президента США Дональда Трампа, говорится в пресс-релизе Госдепартамента.
Согласно Госдепартаменту, Рубио "передал, что он с нетерпением ждет устранения угроз, исходящих от Ирана, и поиска возможностей для мира".
Госсекретарь также "поздравил" Нетаниягу "с успехами Израиля в борьбе с ХАМАСом и "Хизбаллой" и пообещал неустанно трудиться, чтобы помочь освободить всех оставшихся заложников, удерживаемых в Газе", — отмечалось в пресс-релизе Госдепартамента.
Пресс-релиза от Канцелярии премьер-министра по поводу разговора не было. Освобождение оставшихся заложников, вероятно, потребует соблюдения соглашения о прекращении огня, которое Трамп помог заключить перед своим возвращением в Белый дом в начале этого месяца.
Нетаниягу подавал неоднозначные сигналы относительно того, хочет ли он, чтобы соглашение вошло во вторую фазу, пообещав возобновить боевые действия, если переговоры по условиям второй фазы, которые должны начаться не позднее 3 февраля, не приведут к тому, что ХАМАС уступит как военные, так и управленческие полномочия в Газе, чего террористическая группировка, как ожидается, не сделает. Министр финансов Бецалель Смотрич рассказал, что Нетаниягу заверил его в том, что боевые действия возобновятся.
В отдельном телефонном разговоре в тот же день с министром иностранных дел ОАЭ Абдаллой бен Зайедом Рубио "подчеркнул значение соглашения о заложниках для региональной безопасности и стабильности и необходимость продолжения его реализации".
Рубио также отметил важность дальнейших обсуждений относительно "постконфликтного планирования управления и безопасности Газы в долгосрочной перспективе", говорится в отчете США.
ОАЭ были одной из немногих стран, которую Израиль стремился привлечь для участия в послевоенном управлении Газой.
В Абу-Даби заявили, что готовы сделать это, но неоднократно подчеркивали, что присоединятся к усилиям только в том случае, если это будет частью пути по созданию палестинского государства и если реформированная Палестинская администрация будет частью этого процесса. Нетаниягу давно отверг оба эти условия.
Рубио также поговорил с Бин Салманом, "передав, что он с нетерпением ждет работы в сфере общих интересов в Сирии, Ливане, Газе и за ее пределами", одновременно "подчеркивая угрозы, исходящие от Ирана и его сателлитов", говорится в отчете США.
Госсекретарь, согласно отчету США, "выразил свою признательность за партнерство Саудовской Аравии и ее усилия по содействию региональному миру и стабильности".
Через несколько дней после сообщения о том, что США рассматривают возможность временного переселения части из двух миллионов жителей Газы в Индонезию, пока идет послевоенное восстановление анклава, Рубио также провел телефонный разговор с министром иностранных дел Джакарты Сугионо.
"Рубио приветствовал готовность Индонезии участвовать в деле мира на Ближнем Востоке и постконфликтного восстановления", — говорится в отчете США о звонке.
Президент Индонезии Прабово Субианто заявил в прошлом году, что его страна готова отправить миротворческие войска для обеспечения прекращения огня в Газе, если это потребуется.
В 2021 году The Times of Israel сообщила, что администрация Трампа была на грани заключения соглашения о нормализации отношений между Израилем и Индонезией, но у нее не хватило времени до окончания срока полномочий.
Ранее 22 января спецпредставитель Трампа на Ближнем Востоке Стив Виткофф заявил, что он намерен достичь второй фазы соглашения о заложниках, когда будут освобождены все оставшиеся живые заложники.
"Мы должны убедиться, что реализация пройдет успешно, потому что если все пройдет успешно, мы перейдем ко второй фазе. И мы вытащим гораздо больше живых заложников", — заметил Виткофф в интервью Fox News.
Хотя Трамп заявлял, что хочет, чтобы все заложники были освобождены и война закончилась, 20 января он признал, что не уверен, что прекращение огня будет сохранено.
На вопрос об этом недоверии Виткофф заявил, что согласен с президентом и что реализация соглашения, вероятно, будет сложнее, чем первоначальное соглашение.
Арабские чиновники из стран-посредников сообщили The Times of Israel, что роль Виткоффа в доведении соглашения о заложниках до финишной черты была существенной, особенно из-за давления, которое он оказал на Нетаниягу во время встречи в Иерусалиме 11 января, что привело к прорыву в переговорах.
Читайте также
На вопрос о том, что он сказал сторонам во время переговоров, Виткофф рассказал, что он подчеркнул трамповскую угрозу "тяжкой расплаты" для региона, если заложники не будут освобождены к его инаугурации 20 января.
Виткофф подчеркнул, что его цель - расширение "Соглашений Авраама", настаивая на том, что к этому альянсу в конечном итоге могут присоединиться все страны региона.
"Нормализация — это потрясающая возможность для региона. По сути, это начало конца войны, что означает, что весь регион становится инвестиционным и финансируемым", — заявил он. "Банки нужны гарантии того, что хуситы, "Хизбалла" или ХАМАС не собираются запустить ракету и уничтожить гипермасштабный центр обработки данных".
Он отметил, что предварительным условием расширения "Соглашений Авраама" было прекращение огня в секторе Газа.
Отвечая на вопрос о том, кто является потенциальными кандидатами на присоединение к "Соглашениям Авраама", Виткофф выделил Катар, высоко оценив роль его премьер-министра в посредничестве между Израилем и ХАМАСом.
Доха давно заявляла, что не нормализует отношения с Израилем, пока не будет создано палестинское государство.