Поскольку йеменские хуситы остались единственной силой, до сих пор активно воюющей с Израилем из всей "оси сопротивления", помимо ХАМАСа, сегодня разбираемся, в чем фундаментальное отличие хуситов от прочих иранских прокси и как Израиль может ликвидировать эту угрозу.
Проверенные методы
Армия хуситов по сути действует как конгломерат различных кланов, которые нередко борются за власть между собой, а иногда и внутри самих кланов. Поэтому условные точечные ликвидации не смогут парализовать группировку так, как это произошло с Хизбаллой, из-за того, что хуситская иерархия гораздо устойчивее к внезапному исчезновению ее важных членов. Из-за внушительной децентрализации власти и ресурсов хуситское вооружение разбросано по всей стране и равномерно разделено между самостоятельными кланами и потому не зависит от одной четкой логистической цепи, которую можно было бы разрушить. А из-за природного ландшафта это вооружение очень трудно найти, и еще сложнее уничтожить. Например, саудиты семь лет ровняли с землей все, до чего могли дотянуться, но успеха так и не достигли.
Иран
Другим распространенным мнением считается необходимость нанесения удара по Ирану как главе всей оси, несущей ответственность за деятельность своих прокси. Проблема такой позиции в том, что, в отличие от Хизбаллы, хуситов нельзя назвать полноценным прокси. Основатель группировки Хусейн аль-Хуси, а после его смерти — его брат Малик, долгие годы мечтали не только сократить свою зависимость от Ирана, но и построить исламское шиитское государство на территории Йемена, где они будут верховными лидерами наподобие Хаменеи. Поэтому хуситы скорее являются стратегическим партнером Тегерана, ограниченным в ресурсах, нежели безоговорочным прокси. И масштабный удар по Ирану может привести лишь к дополнительной стимуляции йеменской группировки продолжать борьбу с "сионистским образованием", когда все остальные шиитские силы либо уничтожены, либо капитулировали.
Решение
Но Израиль далеко не единственный в регионе, кто мечтает о том, чтобы хуситы канули в лету. Помимо международно признанного суннитского правительства Йемена, мечтающего о восстановлении суверенитета, есть страны Персидского залива, не желающие видеть подобную угрозу на своем заднем дворе. И, судя по недвусмысленным заявлениям официальных лиц и участившимся учениям, йеменские сунниты в коалиции с силами, поддерживаемыми ОАЭ и Саудовской Аравией, готовятся к новому раунду сражения за Йемен в 2025 году в надежде повторить недавний успех суннитов в Сирии. От Израиля же в подобном случае потребуется поддержка этой коалиции за счет вооружения и разведывательных данных.
Читайте также
Шериф
Параллельно в Белый дом возвращается тот, кто первым на Западе увидел в хуситах реальную угрозу, — Дональд Трамп. В свою первую каденцию Трамп дал полный карт-бланш саудитам на любые операции против хуситов, предоставив большое количество вооружения. Однако он отказался задействовать американские силы и не вмешивался даже тогда, когда хуситам удалось на несколько дней сократить саудовскую добычу нефти вдвое. С тех пор многое изменилось: хуситы стали головной болью для всего мира, перерезав одну из главных артерий мирового судоходства; значительно усилилась их связь с Китаем; Иран серьезно ослаблен и сфокусирован на внутренних проблемах, а альянс Израиля и арабских стран вышел на совершенно новый уровень. Для Трампа же хуситская проблема уже не является третьестепенной, а выходит на первый план, и потому меры, которые, надеюсь, предпримет новая администрация, будут иными, нежели четыре года назад.
В целом ситуации в Йемене и Сирии полгода назад очень похожи: проиранские шиитские группы контролируют большую часть территории, пока суннитские силы при поддержке крупной региональной державы планируют переворот и захват власти. Разве что в этом случае победа суннитов полностью соответствует израильским интересам.