Сегодня неожиданно для себя я оказался в странном месте. Меня пригласили участвовать в одном вебинаре о методах исследовательской работы для аспирантов. Я в принципе не воспринимаю этот жанр. И не большой любитель всяческих коучингов. Но тут пришлось согласиться, т.к. организатор старый приятель, отказаться было неловко, и, главное, тема, которую мне предстояло осветить, была "моя" (о работе в советских архивах). Ладно. Но я совершил ошибку, забыв, что я в Италии и по привычке переведя отведенное мне время в "английское", ошибся на час. В результате я подключился за час до своего выступления. О ужас! Вебинар был трехчасовый, и я оказался на той его части, где аспирантам рассказывалось о том, как работать над статьями, чтобы они были приняты к публикации.
У меня сложное отношение к системе рецензирования рукописей, хотя сам я занимаюсь этим, увы, постоянно. Я считаю, что институт рецензирования в том виде, в каком он сложился на Западе (по крайней мере, в социальных и гуманитарных дисциплинах), это не столько quality control (такая функция, конечно, тоже имеется), но прежде всего цензура.
Нет, конечно, на Западе нет цензуры (but of course!). Но она здесь и не нужна в виде цензурного комитета какого-то (так ведь и в России ее официально нет). Цензура действует совершенно иначе, и лучше цензуры, дорогие юные друзья, чем ваши peers, вы нигде не найдете!
Эта система предназначена для того, чтобы обеспечить, чтобы ваш текст, не дай бог, не выбивался из стандарта, чтобы вы оперировали правильными категориями, не говорили ничего controversial, чтобы все было политкорректным и сбалансированным, ничего не выходило за пределы всеми разделяемых догм и модных сегодня методологических поветрий и "поворотов", чтобы вы использовали правильные термины. И не перепутали термины деконструкции с неомарксизмом, постколониальные и субалтерные теории, memory studies и новый историзм, гендерные и квир-теории… Т.е. чтобы вы грамотно ботали по фене. Ну и конечно, могли, как делали мы, ваши старшие товарищи, актуализировать свой материал "в свете исторических решений" очередного съезда КПСС, т.е. продемонстрировать, какой ваша статья вносит весомый вклад в дело эмансипации, в освобождение от различных форм символического доминирования, политической, гендерной, расовой и других форм гегемонии… Поэтому внимательно читайте peer reviews, поскольку там вы найдете всю необходимую информацию обо всем этом. Так учат языку: читайте внимательно вопрос - в нем вы найдете все, что нужно для ответа…
Слушал я все это с невероятной тоской, и думал: боже мой, зачем этим детям знать всю эту хрень? Кому нужна будет их пустая писанина по этим прописям в соответствии с интеллектуальной модой, которая меняются каждые пять-десять лет? Пустейшее занятие!
Читайте также
Я думал даже не o пользе и/или вреде этого "знания" для молодых людей, умения и навыков вписаться в интеллектуальный рынок, но, в сущности, о полном - каком-то даже экзистенциальном - обесценивании их труда на годы вперед... Вместо того, чтобы учиться, как выбиваться из этой интеллектуальной рутины, их учат тому, как в нее вписаться, по сути, самоцензуре. Как учили нас в советское время.
Уезжал ли я куда-то из той страны почти три с половиной десятилетия назад? Кажется, никуда. О боже... Тоска.