Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+15+11
Иерусалим
+13+7

Мнения

А
А

Мрачное Рождество

Те христиане, которые смогли вырваться из сектора Газа, рассказывали, что ХАМАС требовал от них принять ислам, угрожая упорствующим тюрьмами и пытками.

27.12.2024
Источник:Вот Так
Храм Гроба Господня, Иерусалим. Фото: Flickr / Jorge Lascar

Продолжающаяся война в Газе, приход к власти в Сирии исламистов и общая нестабильность на Ближнем Востоке в разы ускорили и так давно уже идущий процесс сокращения местного христианского населения. В Газе нынешнее Рождество будут отмечать всего несколько сотен человек. Вероятно, к следующему Рождеству там может не остаться уже ни одного последователя Христа. В других местах региона христианские общины могут исчезнуть в ближайшие десятилетия, а то и в ближайшие годы. Об истории зарождения этих общин и положении, в котором они оказались сегодня, рассказывает журналист Юрий Мацарский, долгое время работавший на Ближнем Востоке.

Каждый вечер около 7 часов во дворе единственного католического храма Газы - церкви Святого Семейства - собираются десятки верующих на церемонию, ставшую традиционной с начала последней войны между Израилем и правившим до недавних пор в Газе ХАМАСом. Уже больше года на связь с местными католиками ежевечерне выходит глава Римско-католической церкви Папа Франциск. Таким образом он поддерживает верующих, оказавшихся в эпицентре самой настоящей гуманитарной катастрофы. Война оставила Газу без коммуникаций (связь с Папой поддерживается благодаря европейским гуманитарным организациям), уничтожила большую часть зданий региона, принесла голод и эпидемии.

Вряд ли можно сказать, что война как-то особенно болезненно сказалась именно на христианах Газы, ведь пули и снаряды убивают представителей всех конфессий без разбора, но именно местным католикам, православным и протестантам грозит полное уничтожение. Их и до войны было совсем немного и, к сожалению, каждый день становится все меньше.

В мае этого года сам Франциск оценивал число своих единоверцев в Газе в шестьсот человек. Это довольно смелая оценка, учитывая, что до войны общая численность христиан во всем регионе сектора Газа вряд ли превышала тысячу. Это при общем числе жителей региона в 2 млн человек. Большинство местных христиан - католики или православные, последователи церквей, существующих на Ближнем Востоке уже много столетий. Но есть и несколько десятков протестантов - потомков местных жителей, обращенных в свою веру американскими миссионерами, прибывшими сюда только в конце XIX − начале XX веков.

У каждой из общин есть свой храм в историческом центре Газы. Они все существенно различаются внутренним убранством - молельный дом протестантов-баптистов простой и светлый, в нем нет ни икон, ни фресок, лишь нарисованный на стене крест, католическая церковь украшена яркими фресками с изображениями Христа и ангелов, в православной церкви святого Порфирия есть и фрески, и иконы, а еще мощи того самого Порфирия Газского, в честь которого храм получил свое имя. Конечно же, различаются и религиозные доктрины местных христиан, но все же общего у них куда больше, чем различий.

Главное, что их объединяет - одна на всех история преследований со стороны исламских радикалов. Формально ХАМАС, правивший в Газе с 2007 года, не запрещал христианские ритуалы и службы в церквях, однако не сильно мешал тем, кто хотел видеть Газу исключительно мусульманской. Так, подчиненная ХАМАС полиция десять лет не могла найти убийцу продавца единственной в Газе христианской книжной лавки.

Он все же попал за решетку, но, похоже, обвинение в убийстве христианина ему добавили для того, чтобы оправдать смертный приговор. Главным же его преступлением в глазах местных властей было покушение на функционера ХАМАС. Кстати, сам убийца тоже принадлежал к этой группировке. Те христиане, которые смогли вырваться из сектора Газа, рассказывали, что власти требовали от них принять ислам, угрожая упорствующим тюрьмами и пытками.

При этом ХАМАС с самого начала своего владычества в Газе использовал христиан в качестве прикрытия для своих террористических действий. Дело в том, что установленная после 2007 года блокада Израилем региона существенно ограничивала для местных жителей возможности выезда из Газы. Одной из немногих лазеек было паломничество в Иерусалим и Вифлеем для местных христиан на Рождество и другие праздники. И ХАМАС требовал от священников включения в списки паломников своих боевиков, которых хотел отправить за пределы Газы.

Базилика Рождества Христова, Вифлеем. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

До недавних пор численность местных христиан постоянно сокращалась, но довольно медленными темпами. Люди уезжали из негостеприимного региона, как только у них появлялась такая возможность. А появлялась она нечасто и далеко не для всех. Найти новый дом за границей, да еще и получить разрешение на выезд сразу от ХАМАС и от Израиля (или от Египта, который контролирует южную границу сектора Газа) удавалось считанным единицам местных христиан.

Война же многократно ускорила темпы сокращения христианского населения. Как из-за смертей, так и из-за миграции, которая, которая, как это не парадоксально, выросла в разы. После начала боевых действий в Газе в соседнем Египте довольно быстро была налажена сложная коррупционная схема, открывающая путь за границу всем способным за это заплатить. Стоимость прохода через границу может достигать 10 тыс. долларов с человека. И те христиане, у которых такие деньги были, покинули сектор. Остальные же часто надеются на помощь родственников из-за границы или иностранных благотворителей.

Подсчитать количество уехавших и погибших христиан Газы сейчас, когда боевые действия все еще продолжаются, просто невозможно.

Но очевидно, что число последователей Христа в многострадальном регионе сократилось на несколько сотен человек. Возможно, уже вдвое. Если так пойдет и дальше, то к следующему Рождеству в Газе, христианская история которой начинается как минимум в V веке, может не остаться ни одного человека, который будет считать этот день праздничным.

На Западном берегу реки Иордан - еще одном (вместе с сектором Газа) палестинском регионе - ситуация с правами христиан заметно лучше, однако тоже далеко не идеальна. В противном случае тамошние христиане вряд ли бы так массово покидали родные края, да еще и так тесно связанные с их религией. По некоторым данным, в отдельные годы сразу несколько тысяч христиан навсегда уезжали с Западного берега. С учетом того, что сейчас общая численность христианского населения региона оценивается в 45 тысяч человек, даже одна тысяча уехавших в год - это очень много.

Местные исследователи объясняют массовое бегство христиан прежде всего продолжающейся оккупацией региона израильской армией и связанными с ней проблемами: сложностями с передвижением людей и товаров, обысками и арестами, ограничением политических и экономических свобод, насилием со стороны израильских поселенцев на землях, которые и палестинцы, и евреи считают исконно своими. К слову, арабам-христианам зачастую проще найти новый дом за границей, чем их соотечественникам-мусульманам.

Происходит это потому, что на Западе действует немало христианских фондов и благотворительных организаций, ориентированных на помощь своим единоверцам. В результате, в палестинской диаспоре в США христиан насчитывается более 20%, тогда как у себя на родине их численность меньше 1% от общего населения.

В США и Европу они бегут с Западного берега от бедности, неустроенности и погромов. В обычной для региона атмосфере хаоса и насилия относительно немногочисленные и разделенные конфессионально христиане часто стают жертвами грабежей и беспорядков. В последние годы было зафиксировано несколько нападений на церкви со стороны радикалов, причем как минимум однажды это нападение сопровождалось требованиями погромщиков обложить христиан особым налогом - джизьей.

Джизья - это повышенный денежный сбор, который немусульмане обязаны были платить за возможность жить и работать среди мусульман. Налог этот существовал с ранних веков ислама, но не применялся как минимум с начала XX века и аж до появления ИГИЛ. Хотя западные журналисты считают, что особая - нематериальная - джизья давно уже взимается с палестинских христиан. Ею они зовут публичные выступления христианских политиков Западного берега, в которых те утверждают, что между мусульманами и христианами региона царит полное взаимопонимание и две общины отлично ладят между собой.

Поверить в такие заявления мешают данные социологических исследований, согласно которым, больше 40% палестинских христиан считают, что мусульмане хотели бы видеть Палестину без иноверцев, а даже большее число признается, что в регионе присутствует дискриминация по религиозному признаку.

В результате, в одном из центров христианского мира - городке Вифлеем, где, согласно Евангелиям от Матфея и Луки, появился на свет Иисус Христос, - доля христианского населения неуклонно снижается.

Если в 1950 году католики, православные и протестанты составляли 86% населения городка, то в 2016 христиан в Вифлееме было только 12%. Сейчас, вероятно, еще меньше.

Вместе с тем доля христиан Западного берега куда лучше, чем у их единоверцев из Газы, и вряд ли им грозит полное исчезновение уже в ближайшие годы. Однако в перспективе одного-двух поколений христиане на родине Христа рискуют превратиться в совсем уж экзотическое меньшинство, вроде их соседей-самаритян, которых на свете осталось всего 800 человек.

Серебряная звезда в Пещере Рождества отмечает место, где, по преданию, родился Иисус Христос. Базилика Рождества Христова, Вифлеем. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Тем более современная история знает пример почти полного исчезновения некогда процветающей христианской общины буквально за пару десятилетий. Речь идет об Ираке, где еще 20 с небольшим лет назад жило порядка полутора миллиона христиан, многие из которых играли важную роль в экономике, политике и культурной жизни страны. Однако американское вторжение, гражданская война, появление ИГИЛ и политика центральных властей привели к почти полному исчезновению этой общины.

Сейчас в Ираке живет всего 150 тысяч христиан (то есть 90% представителей общины уже покинули страну), причем очень многие из них вынуждены были бежать из родных мест на юге или в центре страны в автономный Курдистан на севере. У курдов более лояльное к религиозным меньшинствам законодательство, которое не требует, как в "большом" Ираке, например, немедленного отказа от своей веры детей тех христиан, которые перешли в ислам. Но даже там они не чувствуют себя в безопасности, поэтому отток христианского населения из Ирака, куда слово Иисуса еще в I веке принес апостол Фома, продолжается.

Многие из тех, кто сейчас бежит с Ближнего Востока на север - в США или Европу - это потомки тех, кто чуть больше 100 лет назад искал спасения от гибели и бежал с севера на юг. Речь идет о христианах Османской империи, в первую очередь армянах, которые вынуждены были бросить свои дома в турецких регионах и перебраться в арабские или курдские, где гонения на них были не столь жестоки. В результате массового переселения беженцев в Ираке и - особенно - в Сирии появились целые новые христианские кварталы и даже города.

Беженцы довольно быстро интегрировались в новые общества и смогли найти общий язык с тамошними властями уже после обретения ближневосточными государствами независимости в середине XX века. При этом христиане всегда были в меньшинстве, что позволяло правителям тех стран, где они жили, изображать из себя их защитников и благодетелей. В таком образе время от времени представал иракский диктатор Саддам Хусейн, а для беглого сирийского тирана Башара Асада роль защитника меньшинств была основной.

По крайней мере, во вторую половину его правления, на которую пришлась гражданская война. Государственная пропаганда с самого начала антиправительственных выступлений в 2011 году описывала оппозиционеров как исламских радикалов, бредящих изгнанием или уничтожением всех сирийцев-немусульман. А Асад, соответственно, был представлен как единственная их надежда на спасение.

Церковные иерархи проводили молебны за его благополучие, в церквях порой даже вешали портреты Асада, а священники открыто выступали в поддержку властей, в чем их охотно поддерживали верующие. Не все, конечно, были и исключения. Например, еще в 2014 году сирийские христианские интеллектуалы подготовили обращение к нации, в котором обвинили режим Асада в пытках и убийствах людей, в бомбардировках мирных кварталов и в превращении церкви в пропагандистский отдел власти.

Читайте также

Священников, поддержавших Асада, в этом обращении называли "врагами Христа, христианства и всех сынов сирийского народа". Но все же стоит признать, что большинство тамошних христиан (а заодно и представителей других религиозных меньшинств) видели в Асаде меньшее зло по сравнению с "Аль-Каидой" и другими радикальными группировками, ведущими борьбу за власть в стране.

Сейчас, когда власть в стране буквально за считанные дни до Рождества получила группировка "Хайят Тахрир аш-Шам", начинавшая свой боевой путь как "отросток" "Аль-Каиды", у сирийских христиан определенно есть поводы для беспокойства. И хотя новая власть давно уже отказалась от таких радикальных идей, как насильственное обращение в ислам и отъем собственности у тех, кто этому обращению сопротивляется, беспокойство это все еще сохраняется.

85% христианского населения Сирии бежали за границу с начала гражданской войны, сейчас местная община вряд ли больше иракской. Дамаск и другие города страны сегодня украшены к Рождеству и шумно отмечают зимние праздники, но вопрос сохранения христианской общины стоит как никогда остро: стена недоверия между повстанцами, каких-то десять лет назад выгонявшими христиан из их домов за отказ принять ислам, и христианами, вряд ли забывшими это, никуда не делась. И если ничего не предпринять, оставшиеся христиане могут отправиться за границу, закончив начавшуюся пару тысяч лет назад историю христианской Сирии.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке