Бывший президент США Дональд Трамп заявил премьер-министру Биньямину Нетаниягу, что он хочет, чтобы Израиль завершил войну в Газе к моменту его возвращения в должность, если он победит на выборах, сообщили The Times of Israel на этой неделе два источника, знакомых с этим вопросом, пишет журналист The Times of Israel Джейкоб Магид.
По словам бывшего чиновника администрации Трампа и израильского чиновника кандидат в президенты от Республиканской партии впервые сделал это заявление, когда принимал премьер-министра Израиля на своем курорте Мар-а-Лаго во Флориде в июле. Хотя Трамп публично подтвердил, что сказал Нетаниягу, что он хочет, чтобы Израиль быстро выиграл войну, источники, общавшиеся с The Times of Israel, первыми сообщили, что к этой просьбе были приложены сроки. Бывший американский чиновник подчеркнул, что Трамп не был конкретен в своем обращении к Нетаниягу и вполне мог бы поддержать "остаточную" активность ЦАХАЛа в Газе, если Иерусалим официально прекратит войну.
Нетаниягу давно подчеркивал, что Израиль сохранит контроль за безопасностью в секторе Газы в обозримом будущем после войны, а другие израильские чиновники говорили о том, что ЦАХАЛ будет поддерживать буферную зону внутри сектора, регулярно возвращаясь в районы по всему анклаву, когда обнаружит попытки ХАМАСа перегруппироваться. Однако премьер-министр указал 28 октября, что Израиль еще не достиг стадии завершения конфликта, заявив депутатам Кнессета от "Ликуда" в быстро просочившейся записи с заседания фракции, что он не может согласиться с требованием ХАМАСа прекратить войну в обмен на 101 заложника, которых он все еще удерживает.
Трамп в последние недели дал понять, что предоставит Израилю больше свободы в принятии решений, раскритиковав президента США Джо Байдена за попытку ограничить потенциальные объекты возмездия Иерусалима на иранскую баллистическую ракетную атаку 1 октября. Бывший американский чиновник пояснил, что победа, которую хочет Трамп, включает возвращение заложников. Сам Трамп предупредил на Республиканском национальном съезде в июле, что те, кто удерживает американских заложников за границей, "заплатят очень большую цену", если их не освободят до его вступления в должность.
Предвыборный штаб Трампа и офис Нетаниягу не ответили на просьбы прокомментировать ситуацию.
Трамп и Нетаниягу несколько раз общались после их встречи в Мар-а-Лаго в июле, и на прошлой неделе Трамп рассказал, что премьер-министр звонил ему два дня подряд. Ранее в этом месяце два высокопоставленных израильских чиновника сообщили The Times of Israel, что они обеспокоены неоднократными призывами Трампа к Израилю быстро прекратить войну в Газе, опасаясь, что неспособность сделать это приведет к столкновению, если бывший президент США победит на выборах на следующей неделе и вернется к власти в январе. "Существуют внутренние политические ограничения для быстрого прекращения войны", — подчеркнул тогда один из израильских чиновников из силовых структур. Отказавшись вдаваться в подробности, он, по-видимому, имел в виду состав коалиции Нетаниягу, в которую входят ультраправые элементы, выступающие против предложений о соглашении по освобождению заложников и постоянному прекращению огня в Газе.
Читайте также
В правительстве Нетаниягу также существует почти полное единодушие против того, чтобы позволить Палестинской администрации играть роль в управлении Газой. Второй израильский чиновник заявил, что это способствовало затягиванию войны, поскольку Иерусалим изо всех сил пытается найти жизнеспособную альтернативу для заполнения вакуума власти в Газе, тем самым позволяя ХАМАСу восстановить свои позиции в районах, откуда ушел ЦАХАЛ.
Депутат от оппозиции, также говоривший на условиях анонимности, признал, что затягивание войны до инаугурации 20 января также испортит отношения с вице-президентом Камалой Харрис, если она победит в ноябре. Однако "Нетаниягу удалось справиться с конфликтами с президентами - демократами, не заплатив за это высокую цену. Фактически, он строит свою кампанию на своей способности противостоять им", — подчеркнул депутат. "Ссора с Трампом — это то, с чем ему на самом деле не приходилось иметь дело. И я думаю, что он хотел бы этого избежать, но министр финансов Бецалель Смотрич и министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир могут ему этого не позволить", — добавил депутат Кнессета, имея в виду ультраправых министров кабинета, поддержка которых необходима премьеру, чтобы оставаться у власти.