После того как Израиль направил более 100 истребителей для нанесения удара по Ирану, его правительство пытается балансировать на грани: чиновники считают, что атака нанесла значительный стратегический ущерб, но хотят, чтобы Иран продолжал игнорировать ее как недостойную ответа, пишет журналистка Bloomberg Галит Альтштейн.
Израильским чиновникам было приказано хранить молчание о деталях. Однако на церемонии, посвященной памяти жертв вторжения ХАМАСа 7 октября 2023 года, премьер-министр Биньямин Нетаниягу похвалил удары по Ирану за то, что они "нанесли серьезный ущерб его обороноспособности и способности производить ракеты, которые могли бы быть запущены по нам". По его словам, удар "был точным и мощным" и "достиг всех поставленных целей".
В отчете о телефонном разговоре министра обороны Израиля Йоава Галанта с его американским коллегой Ллойдом Остином говорится, что они обсудили "предварительные оценки успешности ударов по предприятиям по производству ракет, комплексам противовоздушной обороны и иранским военно-воздушным силам", проливая свет на официальные цели. Израильские чиновники, которые беседовали с Bloomberg на условиях анонимности, чтобы обсудить деликатные вопросы, предоставили более подробную информацию. По их словам, некоторые из целей представляли собой зенитные системы, в том числе батареи С-300 российского производства, а также некоторые ракетные склады и пусковые площадки. Аналитики говорят, что операция 26 октября может подготовить почву для еще одной атаки, возможно, после выборов в США, которая может быть направлена против ядерной программы Ирана или его нефтяной инфраструктуры.
"Тот факт, что военные смогли вывести из строя иранские зенитно-ракетные комплексы, — это стратегическое изменение. Сделав это, Израиль открыл двери для будущих атак. Это означает, что ядерная программа Ирана и его энергетическая инфраструктура более уязвимы для будущих решений Израиля или Соединенных Штатов атаковать их", — заявил преподаватель, читающий курсы по Ирану в Университете Райхмана в Герцлии Меир Джаведанфар. В то же время директор ЦРУ Уильям Бернс находится в Катаре вместе с главой "Моссада" Давидом Барнеа, возглавляющим израильскую делегацию, для переговоров с ХАМАСом о прекращение огня в Газе. А президент Египта Абдель-Фатах ас-Сиси предложил двухдневное прекращение огня, которое включало бы освобождение четырех израильских заложников, удерживаемых в секторе Газа, отчасти для того, чтобы обеспечить доставку гуманитарной помощи палестинцам, сообщает Associated Press.
Бывший сотрудник израильских спецслужб сообщил Bloomberg, что, по оценкам, у Ирана есть от 20 до 30 батарей С-300. Даже если были уничтожены только некоторые из них — в СМИ циркулировали оценки от четырех до восьми батарей, — это был явный сигнал о том, что в будущих атаках могут быть уничтожены и другие. Систему С-300 будет трудно восполнить, учитывая, что России необходимо уделять первостепенное внимание своей обороне в рамках СВО.
Бывший офицер разведки ВМС и эксперт по ракетам Эяль Пинко расказал, что Китай создал собственную версию С-300 и, вероятно, довольно скоро предоставит ее Ирану. Джаведанфар заявил, что даже если у России есть возможность заменить эти системы, возможно, более совершенными батареями С-400, ей придется учитывать последствия, такие как поставки американского и израильского оружия на Украину.
Это подтверждает более масштабную идею о том, что атака Израиля, несмотря на то, что он не продемонстрировал все свои возможности, может иметь далеко идущие последствия. Они включают в себя удар по производственным мощностям Ирана по выпуску баллистических ракет, в том числе по заводу по смешиванию компонентов твердого топлива для ракетных двигателей. Бывший сотрудник разведки рассказал, что это считается основным "узким местом" "в производстве ракет. Оборудование можно заменить, в основном с помощью Китая, но это потребует времени. "Неясно, какой процент возможностей Ирана по производству ракет был нарушен, — заметил Джаведанфар. — Но тот факт, что они были нарушены, посылает Ирану очень важный сигнал о том, что Израиль может нанести удар по центру военного производства. Если бы они были выведены из строя на один или два года, это ясно говорило бы о том, что мы можем причинить вам вред".
Читайте также
Помимо фактического ущерба, аналитики говорят, что масштабы операции сами по себе были серьезным сигналом. Это включало в себя комбинацию из более чем 100 самолетов, которые могли наносить удары на большом расстоянии от израильской границы и благополучно возвращаться домой, четкую разведывательную информацию, собранную Израилем и его союзниками. И тесное сотрудничество между Израилем и США, которое, помимо прочего, проявлялось в возможности Израиля летать над Ираком. Это также повлияет на решение Ирана о том, как реагировать, — заявил бывший сотрудник разведки.
Верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил 27 октября, что нападение Израиля не следует преувеличивать или недооценивать. "Просчет сионистского режима должен быть исправлен", — заявил Хаменеи в Тегеране, не вдаваясь в подробности. Он добавил, что сила, решительность и инициатива Ирана "должны быть доведены до их сведения".