Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+22+14

Мнения

А
А

Следующий триллионный бизнес чистой энергии

Для декарбонизации мирового электроснабжения потребуется нечто большее, чем солнечные панели и ветряные турбины.

03.09.2024
Источник:Briefly
Система хранения энергии, иллюстрация. Фото: ShutterStock

Тезисы статьи в The Economist

▪️Сетевые накопители предлагают решение проблемы прерывистости, но их слишком мало. Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA), официальный прогнозист, считает, что для того, чтобы мир сохранил курс на нулевые выбросы, глобальная установленная мощность аккумуляторных батарей должна вырасти с менее чем 200 гигаватт (ГВт) до более чем тераватта (ТВт) к концу десятилетия и почти 5 ТВт к 2050 году.

▪️К счастью, бизнес по хранению энергии в сетях, наконец, набирает обороты.

▪️Традиционно для хранения энергии в сетях использовались гидроэлектрические системы, которые перемещали воду между резервуарами, расположенными в верхней и нижней частях склона.

▪️В наши дни все чаще используются гигантские батареи, уложенные рядами. По данным IEA, в прошлом году в мире было установлено 90 ГВт аккумуляторных батарей, что вдвое больше, чем в 2022 году, из которых примерно две трети предназначались для энергосистем, а остальные - для других применений, например, для бытовой солнечной энергетики.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

▪️Цены падают, и разрабатываются новые химические составы. По оценкам консалтинговой компании Bain, рынок сетевых накопителей может вырасти с примерно $15 млрд в 2023 году до $200-700 млрд к 2030 году и $1 трлн-3 трлн к 2040 году.

▪️Резкое падение цен на литиевые батареи способствует их внедрению в электросети. По данным исследовательской группы BloombergNEF, средняя цена стационарных литиевых батарей за киловатт-час хранения в период с 2019 по 2023 год снизится примерно на 40 %.

▪️Глобальное замедление внедрения электромобилей (EVCs), работающих на аналогичной технологии, заставило производителей батарей проявить повышенный интерес к сетевым системам хранения.

▪️В 2019 году стационарные литиевые батареи были почти на 50 % дороже тех, что используются в электромобилях; сейчас эта разница сократилась до менее чем 20 %, поскольку производители начали активно вкладывать средства. По мнению IEA, солнечная энергия в сочетании с батареями сейчас конкурентоспособна по сравнению с угольной в Индии, а через несколько лет станет дешевле газовой в Америке.

▪️Центром мирового производства батарей является Китай. Здесь сосредоточены шесть из десяти крупнейших мировых производителей. Доля китайских аккумуляторов, предназначенных для электросетей, выросла с почти нуля в 2020 году до примерно пятой части в прошлом году, обогнав долю, используемую в бытовой электронике. Росту способствовала внутренняя политика, обязывающая крупные солнечные и ветряные проекты также устанавливать накопители.

▪️Китайские аккумуляторные компании активно внедряют инновации. CATL увеличила свои расходы на исследования и разработки в восемь раз с 2018 года, до 2,5 млрд долларов в прошлом году.

▪️BYD, которая инвестировала значительные средства в робототехнику и искусственный интеллект, построила завод по производству аккумуляторов в городе Хэфэй, который почти полностью автоматизирован.

▪️Но отрасль также тонет в избытке мощностей. По данным BloombergNEF, только в Китае уже производится достаточно литиевых батарей, чтобы удовлетворить мировой спрос на все виды аккумуляторов. Промышленность страны объявила о планах по строительству еще 5,8 тераватт-часов (ТВтч) к 2025 году, что более чем в два раза превышает текущие мировые мощности в 2,6 ТВтч.

▪️Это станет катастрофой для многих компаний, работающих в сфере производства аккумуляторов, в том числе для тех, кто производит их для электросетей. По данным другой исследовательской компании Benchmark Mineral Intelligence, за первые семь месяцев 2024 года в Китае было отменено или отложено строительство 19 фабрик по производству аккумуляторов.

▪️Обвал цен также ударил по многим западным аккумуляторным стартапам. Одним из примеров является шведская компания Northvolt, которую некоторые считают ответом Европы на китайских чемпионов. В прошлом году она сообщила об убытках в размере 1,2 млрд долларов, по сравнению с 285 млн долларов в 2022 году. Следствием этого, вероятно, станет волна консолидации, как предсказывал ранее в этом году Робин Зенг, руководитель компании CATL.

▪️Несмотря на это, кровопролитие среди производителей аккумуляторов может скорее помочь, чем навредить распространению аккумуляторных батарей. Цены могут еще больше снизиться, поскольку наиболее производительные компании займут большую долю рынка.

Читайте также

▪️Жесткая конкуренция уже подстегивает инновации, поскольку компании ищут новые технологии, которые помогут им конкурировать. Натрий-ионные батареи - одна из перспективных альтернатив. Они не требуют дорогостоящего лития и, хотя обладают меньшей плотностью энергии, для стационарных батарей это меньшая проблема, чем для тех, что питают электромобили.

▪️Компании-производители спешат разработать технологию для электросетей, и несколько стартапов тоже делают на нее большие ставки. Американская компания Natron, поддерживаемая нефтяным гигантом Chevron, инвестирует 1,4 млрд долларов в строительство завода по производству натрий-ионных батарей в Северной Каролине, который планируется открыть в 2027 году.

▪️"Батареи за пять лет сделали то, на что у солнечной энергетики ушло 15 лет", - отмечает ветеран бума солнечной энергетики, который сейчас занимается аналитикой отрасли. Фатих Бирол, глава IEA, резюмирует: "Батареи меняют правила игры на наших глазах".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке