Это давно было, осенью 2003 года. Нетаниягу занимал тогда в правительстве Шарона пост министра финансов.
Нет, я не собираюсь в очередной раз опровергать ложь о программе размежевания, которую усердно распространяют бибисты. Не стану напоминать, что Нетаниягу трижды голосовал за план размежевания. Об этом - в другой раз. А сегодня я расскажу вам историю про детей.
Помните ли вы это имя - Вики Кнафо?
Осенью 2003 года из-за сокращений в бюджете поднялся протест матерей-одиночек. Вики Кнафо, возглавившая протест, отправилась пешком из Мицпе-Рамона в Иерусалим. Возле Кнессета вырос палаточный городок, и я приехала туда на экскурсию - ради материала для еженедельной колонки.
У входа в одну из палаток сидела женщина лет тридцати, на восьмом или девятом месяце беременности. За ее трикотажные штаны цеплялись трое малышей. Я завела разговор с ее мамой. Почему, спросила я, ее дочка не подаст на алименты?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Потому что она не знает, кто отцы детей, объяснила мама демонстрантки. На что я заметила: но ведь не Нетаниягу ей этих детей сделал, правда? Потому что табличка, установленная возле ее палатки, гласила: "Нетаниягу, возьми на себя ответственность, ты бросил моих детей".
Сейчас поясню, к чему эта история. Я хочу поговорить про нынешнюю юрсоветницу. Точнее, про скандал, разразившийся, когда она распорядилась… предоставлять ультраортодоксам скидки на ясли на общих основаниях.
То есть, просто не давать особых льгот уклоняющимся от призыва.
Как это работает для обычной семьи? Скидку на детсад государство предоставляет, только если оба родителя работают. Но, как это неизменно имеет место в отношениях государства с ультраортодоксальным сектором, перед законом все равны, но некоторые равнее.
Поднялась волна возмущения: юрсоветница, что же, хочет оставить детей учеников ешив беспризорными?
Хочу задать все тот же вопрос. А что, Гали Бахарав-Миара должна присматривать за этими детьми? Она их родила?
Прежний Нетаниягу сказал бы (и он действительно такое говорил): кто заводит детей, тот и должен думать, как их обеспечить. А кто не работает, тот пусть со своими детьми и сидит. Сегодняшний Нетаниягу, конечно, такого в жизни не скажет.
По существу
Спор о том, как посылать повестки харедим - всем подряд или некоторым группам, по согласованию с главами общин, - это спор не политический, а концептуальный: рассматривать ли солдат ЦАХАЛа как кантонистов, а Нетаниягу - как царя Николая I.
Спор о том, нужно ли субсидировать ясли детям неработающих отцов - харедим - это, опять-таки, спор не политический, а концептуальный. Рассматривать ли харедим как граждан Израиля - или как жителей некой экстерриториальной автономии.
Спор сионистов с антисионистами
Все той же осенью, в ноябре 2003 года, я взяла интервью у депутата Кнессета Исраэля Айхлера. Айхлер представлял во фракции "Еврейство Торы" один из крупнейших хасидских дворов - бельзских хасидов.
"Я как еврей в польском сейме", - сказал мне тогда Айхлер. И у нас, само собой, разгорелся спор о призыве харедим в армию.
Айхлер заявил, что нет никакой необходимости во всеобщем призыве и что он предпочитает небольшую профессиональную армию, "которая будет сражаться должным образом до победы" (знакомо звучит, не так ли?). Но ультраортодоксальная молодежь не будет воевать, их война - на скамейках ешив.
Когда я заметила, что религиозные сионисты по большей части принадлежат к среднему классу, а большинство ультраортодоксов живут в бедности, Айхлер процитировал высказывание ультраортодоксального литовского раввина Штайнмана о том, что, возможно, бедность спасет народ Израиля. А еще он сказал, что борьба против призыва - это война культур и что на самом деле главная цель ЦАХАЛа - отвратить ультраортодоксов от их веры.
Тут я, с вашего позволения, сделаю небольшое отступление. Наша беседа с депутатом Айхлером состоялась 21 год назад. Любой, кто прочтет интервью, заметит, что журналист и депутат - антиподы. Моя позиция отличалась в те годы от позиции антисиониста Исраэля Айхлера на 180 градусов.
В последние пять лет я оказалась жертвой непрерывного агрессивного шейминга со стороны адептов Нетаниягу. Как же так, возмущаются они, ты изменила родине и партии. Вдруг перестала почему-то поддерживать "Ликуд". Ты - предательница.
Так вот, изменилась, как видите сами, не моя точка зрения, а линия партии.
"Ликуд" 2003 года был сионистской партией и дистанцировался от четко антисионистского мировоззрения ашкеназов-харедим. В последние пять лет партия полностью приняла нарратив "Еврейства Торы" и подчинила ему свою политику. Отказ колебаться вместе с линией партии расценивается с 2019 года адептами Нетаниягу как "государственное преступление".
С годами принципиальная позиция ультраортодоксального руководства не изменилась. Зато изменились политические обстоятельства. Партия "Еврейство Торы", которая 20 лет назад еще придерживалась давней традиции не занимать министерские должности в израильских правительствах и довольствовалась должностями заместителей министров, теперь начала занимать министерские посты. Она стала ведущей и определяющей партией в созданном Нетаниягу блоке.
Невзирая на все перемены в израильской политике и обществе, последовательная антисионистская позиция ультраортодоксального ашкеназского руководства осталась непрошибаемой. Ах да, Исраэль Айхлер и в наши дни по-прежнему депутат Кнессета от фракции "Еврейство Торы".
Биньямин Нетаниягу или император Николай?
В традиции еврейских общин Российской империи император Николай I - фигура масштаба злодея Амана. Такое отношение император, прозванный Николаем Палкиным, полностью заслужил.
Он был жесток к собственному народу, а уж к евреям - тем более. Почти 200 лет назад, в августе 1827 года, Николай I издал указ о наборе 12-летних еврейских детей в императорскую армию. Детей забирали в 12 лет, но действительную службу, длившуюся четверть века, они начали только в 18. До того времени им предстояло провести шесть страшных лет в школе для кантонистов, где еврейских мальчиков били, издевались над ними и морили голодом. Многие не выдерживали голода и плетей и соглашались принять христианство.
Для нас сегодня существенно вот что: Николай I не отправлял полицейских в каждый еврейский дом, правительство не призывало всех еврейских мальчиков, которым исполнялось 12 лет. Император установил квоту: 1 процент. Каждая еврейская община была обязана ежегодно поставлять рекрутов, десять мальчиков на каждую тысячу мужчин. Правительство не вдавалось в подробности. Пусть евреи посылают кого хотят, главное, чтобы они выполняли квоту. Указ привел к страшным трагедиям в общинах. Богатые евреи своих сыновей от рекрутчины спасали. Главы общин ловили и сдавали царским чиновником сыновей бедняков и, конечно же, сирот.
Вот в этом и состоит принципиальное расхождение между правительством и юрсоветницей. Будет ли израильское правительство вести себя по отношению к ультраортодоксальным общинам по модели императора Николая Палкина, то есть устанавливать квоты по набору призывников, а там уж пусть главы общин решают, кого отправлять в армию? Или правительство Израиля решится наконец действовать как правительство Государства Израиль и рассылать приказы о призыве на военную службу всем ультраортодоксам, достигшим призывного возраста, - вне зависимости от статуса их семьи в общине, их принадлежности к той или иной ешиве и, самое главное, безотносительно к их расовой принадлежности? Именно так, я не оговорилась.
Вы не задавались вопросом, почему это раввины партии ШАС вызвались бежать впереди паровоза и первыми, громче всех подали голос против призыва в ЦАХАЛ? А вот именно поэтому. Они опасаются, что ультраортодоксальное ашкеназское руководство сдаст в армию прежде всего учеников "восточных" ешив.
Этническая дискриминация в ультраортодоксальном секторе все еще существует - если вам пока не доводилось посмотреть сериал "Шабабники", очень рекомендую.
Итак, Гали Бахарав-Миара представляет подход классический общегосударственный: израильское правительство должно напрямую иметь дело со своими гражданами и издавать приказы о призыве на военную службу для всех. Тогда как Йоси Фукс, секретарь правительства, стремится законсервировать подход галутный: пусть ультраортодоксальное руководство выберет, кем "пожертвовать".
Израиль ведет войну за само свое существование. При этом правительство полагает возможным поднимать и обсуждать вот такой вопрос: солдаты Армии обороны - они наши солдаты или кантонисты? Биньямин Нетаниягу - он премьер-министр Израиля или император Николай?
Система халуки
С субсидированием яслей вопрос в точности тот же: кто эти дети и их родители? Граждане Государства Израиль или жители ультраортодоксальной автономии? От кого они получают деньги и льготы? От Государства Израиль на общих основаниях или от политических ультраортодоксальных лидеров в Кнессете?
В обычном Израиле отцу семейства не платят пожизненную стипендию. Семьи не имеют особых льгот, скидок, особых прав на ипотеку и подарков на приобретение более просторной квартиры вместо первой, маленькой.
В обычном Израиле предусмотрены скидки на детские сады для двух работающих родителей. Потому что родитель, решивший остаться дома, может присматривать за своими детьми.
В ультраортодоксальной автономии достаточно, чтобы работала только мать. Общая корзина пособий и льгот для семьи, живущей в ультраортодоксальной автономии, составляет несколько тысяч шекелей в месяц.
Читайте также
Почему так? Потому что партия "Еврейство Торы" начиная с 1980-х годов, когда еще не было блока с таким названием, но было политическое руководство, сумела восстановить в современном Израиле систему халуки.
(До образования Государства Израиль и подъема сионизма, в годы так называемого старого ишува, существовала халука - еврейская система поддержки тех, кто прибывал в Эрец-Исраэль. Евреи диаспоры собирали денежные пожертвования для евреев, живущих в Эрец-Исраэль. Многие приезжавшие изучали Тору и не работали. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на Земле Обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. - Прим. "Деталей").
Государство передает ультраортодоксальному руководству бюджеты и льготы, а руководство раздает деньги членам общины. Те, кто не готов шагать строем, денег не получат, их семьи будут терпеть лишения. Абсолютное подчинение главам общины гарантирует прожиточный минимум.
"Еврейство Торы" вынуждает рядового израильского налогоплательщика против его желания служить спонсором этих общин. Но вместо благодарности благотворитель получает… проклятия и брань. Почитайте, что говорят и пишут главы этой автономии и их пропагандисты про светских и соблюдающих традиции израильтян.
Требование продолжить субсидирование детских садов на особой основе, как и противодействие призыву в армию, проистекают из одной и только одной причины. Причина эта - настойчивое стремление руководства ультраортодоксальной автономии сохранить контроль и власть и не позволять Государству Израиль вступать в непосредственный контакт со своими ультраортодоксальными гражданами.
Стоит ли удивляться, что к лозунгу "умрем, но в армию не пойдем", добавляется новый: "умрем с голоду, но с детьми сидеть не будем"?
Пусть с ними сидит юрсоветница.