7 октября около 6:30 утра, когда по израильскому тылу были выпущены сотни ракет, боевики ХАМАСа запустили десятки дронов, которые сбросили заряды взрывчатки на наблюдательные вышки и системы ведения огня "видишь и стреляешь", тем самым "ослепив" опорные пункты, где находились наблюдательницы. Другие дроны сбросили взрывные устройства на израильские танки и БТР вблизи границы. Это позволило десяткам групп террористов приблизиться к забору, чтобы прикрепить к нему взрывные устройства и проделать в нем дыры, через которые проникли сотни террористов на мотоциклах, а были и такие, кто бежал пешком в сторону израильских воинских частей и поселков, чтобы принять участие в убийствах, сожжениях, похищениях и изнасилованиях.
"Когда я видела 7 октября дроны, атаковавшие наблюдательные вышки ЦАХАЛа, у меня разрывалось сердце", — сказала в интервью Walla доктор Лиран Антеби, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института национальной безопасности (INSS). "В рамках моего исследования, связанного с развитием дронов, начиная с 2013 года у меня был спор по этому поводу с представителями силовых структур. Я надеялась, что они примут меры, но когда я выступала на конференциях, они говорили мне, что это капля в море ракет. Да, взрыв дрона может показаться каплей, но я говорила им: "Можно научиться наносить с их помощью меткие удары. Это оружие меняет правила игры, и нельзя относиться к нему, как к чему-то несущественному".
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
В отчетах государственного контролера за 2017 и 2021 годы говорилось о пробелах в готовности Израиля к угрозе беспилотников, которая была обозначена еще когда ХАМАС испытывал терпение командиров дивизии Газы и командования Южного округа. Немало дронов проникали на нашу территорию и беспрепятственно возвращались обратно. Понемногу ЦАХАЛ начал учиться сбивать их, но как сообщали наблюдательницы задолго до войны, хватало случаев, когда БПЛА возвращались в Газу, совершив облет израильской территории. Теперь понятно, что они собирали разведданные о заставах ЦАХАЛа и дислокации сил.
"Я проводила всевозможные симуляции, чтобы проиллюстрировать угрозу, но я действительно не думала о возможности атаки на наблюдательные пункты, потому что мне не приходило в голову, что эти башни могут быть никак не защищены", - сказала д-р Антеби и добавила: "ХАМАС вел себя очень изощренно. Во время демонстраций около забора он не использовал дроны, хотя все знали, что они у него есть, потому что ХАМАС хотел выглядеть в глазах мира, как слабая сторона, хотел показать, что он сражается с помощью воздушных змеев и воздушных шаров, чтобы его не считали сильным".
На самом же деле ХАМАС создал во всех бригадах подразделения беспилотников разных типов для выполнения различных задач, в то время как командование Южного округа гордилось способностью перехватывать дроны, а затем разразилась война. Уже в начале ввода войск в Газу ХАМАС использовал дроны против наших сил, участвующих в операции, используя разные методы, действуя обычно парой дронов, один из которых собирал разведданные, а другой атаковал силы ЦАХАЛа. В некоторых случаях они атаковали танки и БТР, а в некоторых случаях подразделения солдат, которые сидели вместе и отдыхали.
По словам доктора Антеби, воздушная угроза изменилась задолго до войны на Украине и в основном была связана с событиями на Ближнем Востоке, среди которых она отмечает действия ИГИЛ в Сирии, атаки хуситов против Саудовской Аравии и проиранских шиитских ополченцев в Ираке против американских военных баз. Основным изменением, связанным с-российско-украинской войной, стало использование дронов в войне между странами. Она также ознаменовалась использованием больших БПЛА.
Подпись к видео: дрон ХАМАСа сбрасывает взрывчатку на систему камер наблюдения на границе с сектором Газа в начале войны в секторе Газа.
В украинской армии очень быстро поняли, что существует большой разрыв между силами ВВС и чтобы его сократить необходимо массово использовать дроны и БПЛА. Изначально украинцы делали ставку на импорт продукции из США и других стран, которые видят в России реальную угрозу. Затем они перешли на местное производство. От тысяч БПЛА и дронов в месяц они уже дошли до десятков тысяч и есть те, кто утверждает, что созданы производственные линии на сотни тысяч.
Тогда же обозначилась весьма существенная угроза - дрон с управлением от первого лица (FPV), управляемый с помощью пульта и специальных очков. С помощью такого дрона можно наносит очень точные удары на поле боя. "Украинский генерал рассказал об использовании дронов, которые дешевы, просты в эксплуатации и даже если 90% сбиты или заблокированы средствами РЭБ - остальные 10% выполняют задание и поражают противника", - сказала д-р Лиран Антеби, подчеркнув, что некоторые из них могут развивать скорость до 200 км/ч и вообще-то предназначены для фотографирования гонок, но при переходе к военному применению достаточно прикрепить к ним взрывчатку и они смогут быстро добраться до цели и взорваться вместе с ней. "Операторы дронов в Украине могут провести их через дымоходы, через окна, через любые узкие отверстия, проникать в бронированные цели, а когда взрыв происходит в закрытом пространстве, он несет смерть и разрушение. Они могут преследовать людей. Есть шокирующие видео, снятые обеими сторонами, на которых дроны преследуют солдат. Особенно критична эта угроза для населенных пунктов вблизи разделительного забора. Например, огонь из стрелкового оружия по Бат-Хефер может чередоваться с атакой группы дронов или одиночного дрона по автомобилю или дому. Эта угроза уже здесь".
Наряду с академическими исследованиями и предупреждениями о будущем, которое ждет израильский тыл, доктор Антеби в последние годы углубилась в изучение угрозы, возникающей в результате сочетания искусственного интеллекта и автономных систем. "В Израиле мы позорным образом распоряжаемся своим технологическим превосходством. У нас нет стратегии ни в области искусственного интеллекта, ни в области автономных систем вооружения. Например? Использование иранских БПЛА с неизменной геометрией крыла является результатом выявления слабых мест в наших технологиях. Мы создали великолепную систему ПВО, но он умеет обнаруживать в основном цели быстрые и летящие на большой высоте, и тогда они наладили массовое производство дешевых БПЛА, способных, тем не менее, причинять ощутимый ущерб. Возникает вопрос, а как мы вообще дошли до того, что очутились на последней линии обороны перед нашими городами? Но это не только израильская проблема, это теперь глобальная проблема".
Темпы ирано-российского производства резко возросли
На этой неделе было зафиксировано рекордное количество вторжений дронов "Хизбаллы" через северную границу, и даже в Тверии объявлялась тревога. "Хизбалла" снова и снова пыталась преодолеть оборонительные рубежи Израиля. Боевики используют иранские технологии, такие же, как те, что были переданы России в рамках войны против Украины. Это БПЛА и дроны, которые используют оптические системы распознавания. В прошлом использование автономных систем вооружения являлось одним из величайших государственных секретов и такое оружие находилось только в распоряжении великих держав, а сегодня их можно приобрести на рынке. Вот уже восемь месяцев "Хизбалла" каждый день бросает вызов израильским ПВО и успешно проникает через оборонительные системы с помощью БПЛА различных типов и дронов на базе искусственного интеллекта.
Д-р Антеби и бывший командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин написали в феврале 2023 года статью, в которой утверждали, что украинская арена боевых действий, где российская сторона использует иранскую военную технику, в том числе беспилотники, позволяет получить представление об угрозах, с которыми Израилю придется столкнуться в будущем на севере или юге. Они также заявили, что уроки Украины показывают, что Израиль должен подготовиться к решению новых задач в области обнаружения и перехвата, на фоне проблем с социальной стабильностью и снижением чувства безопасности, учитывая при этом ущерб электро- и водоснабжению, другим видам ущерба и гибели мирных жителей. "Израиль должен быть обеспокоен темпами производства в Иране, которое продолжается, несмотря на международные санкции. Дроны - это шаг на пути к крылатым ракетам, сотни БПЛА в сочетании с залпами множества ракет могут стать проблемой для ЦАХАЛа", - говорится в статье.
Авторы указали на безотлагательность борьбы с угрозой и необходимость усовершенствовать системы обнаружения и перехвата, включая накопление боеприпасов для "кампаний между войнами" и призвали определить дроны и БПЛА как новый уровень угрозы для системы ПВО. Тогда объем ирано-российского производства составлял 6000 БПЛА в год, но с тех пор он резко увеличился. По сообщениям зарубежных источников, за последние восемь месяцев были даже предприняты попытки поставить их вооружение "Хизбаллы".
Использование дронов и БПЛА террористическими организациями беспокоит многие страны Запада и Ближнего Востока, и еще до нападения 7 октября 2023 года проводились обсуждения, тогда - с акцентом на российско-украинскую войну. ЦАХАЛ представляла высокопоставленная делегация, в которую входил командующий системой противовоздушной обороны Израиля бригадный генерал Гилад Биран, доказавший превосходство наших ПВО 7 октября, несмотря на то, что ХАМАС застал нас врасплох. Несмотря на высокий процент успешных перехватов, в израильском обществе возникло ощущение, что нет надежной защиты от беспилотной авиации на севере. Общественность игнорирует то обстоятельство, что речь идет о небольших БПЛА, часто меньше "Шахед 136", которые обычно не летят на расстояние, превышающее 2.5 км от границы. Поэтому важно создать систему обнаружения и перехвата с использованием всех возможных средств, имеющихся в распоряжении ПВО и боевой авиации.
Еще одним испытанием для армии является то, что ЦАХАЛ находится сейчас в обороне, другими словами, со связанными руками, и не может действовать в атакующем стиле, когда ВВС уничтожают любые наземные объекты, такие как склады оружия, стартовые площадки и заводы "Хизбаллы". В то же время, ЦАХАЛ решил ускорить процессы обнаружения БПЛА и утвердил ряд необходимых мер: использование для этих целей радаров артиллерийских частей, ВМФ, ПВО, установку новых радаров и сонаров. И все же пока существует немало ложных тревог, которые вредят чувству безопасности.
Вторая проблема - обнаружение. В ВВС высоко оценили работу соответствующих служб и пояснили, что это сложная профессия, требующая опыта, чтобы игнорировать фоновые сигналы, возникающие, например, при пролете стаи птиц или самолетов сельскохозяйственной авиации, или собственных дронов ЦАХАЛа, чтобы установить, что появился враг. Иногда это занимает секунды, но это секунды, когда надо принимать критически важные решения.
Читайте также
Третья проблема - открытие огня. Условия на севере сложные из-за близости к населенным пунктам и военным базам. В ВВС подтвердили, что ЦАХАЛ готовился ко всему, что происходит там сейчас, но военные ожидали, что основной удар придется не на линию соприкосновения, а в глубину нашей территории, когда у средств ПВО есть больше времени для обнаружения и перехвата , и шансы на успех более высокие. Отвечая на критику ЦАХАЛа в целом и ВВС в частности за неподготовленность к угрозам на южной и северном фронтах, источники в ВВС утверждают, что от этого страдают и американцы, которые, несмотря на непрекращающиеся атаки проиранских ополченцев в Ираке, не смогли найти решения, хотя им надо защищать не длинную границу между Ливаном и Израилем, а куда более компактные военные базы.
С другой стороны, ЦАХАЛ сделал "Железный купол" истребителем БПЛА номер один, и поэтому "Хизбалла" прилагает большие усилия, чтобы обнаруживать эти батареи и атаковать их. И все же "до сих пор ЦАХАЛ в первую очередь готов противодействовать точным тяжелым баллистическим ракетам, способным уничтожить нашу инфраструктуру. Такая атака может произойти в любой момент", - заявляют источники в ВВС.
Но уже сейчас "Хизбалла" разрушает инфраструктуру, наносит ущерб жизненно важным объектам, проверяет свои собственные военные возможности и военные возможности ЦАХАЛа и готовится к будущим атакам. Источники в армии, которые выступают против оборонительной тактики ЦАХАЛа и настаивают на переходе в наступление против "Хизбаллы", предупреждают, что эта группировка способна совершить внезапную атаку с использованием сотен БПЛА одновременно с запуском тысяч ракет в день по израильскому тылу. Тогда она втянет Израиль в войну с большим количеством смертей и разрушений по обе стороны границы.
Несмотря на тот факт, что ЦАХАЛ был ошеломлен атаками на севере и на юге и количеством оружейных систем, которые оказались в арсеналах ХАМАСа и "Хизбаллы", даже сейчас ЦАХАЛ в целом и ВВС в частности палят во всех направлениях, чтобы добиться хоть каких-то результатов в борьбе с воздушными угрозами, вместо того, чтобы создать единую структуру, которая объединит различные подразделения, установит, какие им нужны вооружения, боеприпасы и технологии, и будет отвечать за их взаимодействие во время войны.