Притча это или исторический анекдот времен 1970-х, а только было так. В Москву приехал с вассальным властитель одной из южноазиатских стран, которого Кремль и посадил на трон. Принимали и развлекали гостя по-царски, ну и, понятное дело, устроили для него пир и традиционную оргию в бане на одной из закрытых роскошных дач.
Когда он протрезвел и вернулся в Москву, хозяева обозначили требования. Гость заартачился. "Как хотите", - пожал плечами гэбист и показал гостю порнофильм. На экране правитель развлекался с двумя девочками-подростками. "А копии у вас есть?" - спросил гость. - "А как же" - ухмыльнулся гэбист. - "Вы настоящий друг, - с энтузиазмом откликнулся гость, - прошу вас, подарите мне копию, чтобы я мог показать моему народу, какой у них президент - настоящий мужчина!"
Здесь вы получили исчерпывающий ответ на вопрос, как расследование Равива Друкера повлияет на шансы Мири Регев попасть в первую пятерку "Ликуда". Регев вообще не занимается профессиональной сферой собственного министерства? Для этого есть генеральный директор, пусть он и работает. Регев отказывается финансировать шоссе на юге страны? Они там, на юге, это заслужили, потому что не пустили Мири в кибуц Беэри. Регев грязно бранит всех, начиная с правого религиозного журналиста Яира Шерки и кончая товарищами по фракции? Мири - молодец, "настоящий мужчина"!
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Но главное, Мири помогает друзьям. Выбивает для них хлебные должности на госслужбе. Умеет порешать проблемы: например, у активиста "Ликуда" сломалась дорогая машина, а владелец гаража запросил слишком много? Министерство транспорта пригрозит нахалу, что отберет лицензию. Возле дома активиста "Ликуда" либо дома его матери идут дорожные работы? Эсэмеска Мири - и бульдозеры больше мешать не будут. А если ты не проголосуешь за Мири, кто же твоей маме-то поможет? Маму авторитеты и воры в законе всегда любят. И вспоминают, пуская скупую мужскую слезу.
В целом система Мири Регев, при которой министр транспорта вычеркивает, например, город Рамат-Ган, поскольку его мэр Кармель Шама-ха-Коэн поддержал Гидеона Саара, и обводит Бней-Брак и Тверию красным карандашом (что гарантирует городу деньги на строительство дорог, развязок , тоннелей), в точности отражает подход нынешней коалиции. Они пришли править и давить нелояльных.
Города, где большинство жителей проголосовали за партии блока "Ликуд" - "харедим" - "хардаль", получают зеленый свет на строительство шоссе, развязок, железных дорог, льготы на строительство жилья, освобождения от уплаты муниципального налога, строительство промышленных зон, субсидии и подарки от минстроя, распределение продовольственных талонов и, конечно же, субсидированный проезд в общественном транспорте. А вот города и областные советы, где голосовали "неправильно", пусть пеняют на себя.
Как там сказала Регев Яиру Лапиду? "Я ведь была готова праздновать День независимости даже вместе с вашими привилегированными". Проще говоря - с буржуями. Но если праздновать - это еще ладно, то прокладывать им дороги и финансировать общественный транспорт?! Ну уж нет, пусть ездят по раздолбанным дорогам на своих мерседесах. Ибо, как сказала, опять-таки, Мири Регев: Тель-Авив увидит метрополитен разве что в кино.
Если же кого-то по каким-то причинам такой расклад не устраивает, пусть терпеливо ждет два с половиной года и в ноябре 2026-го попытается сменить правительство. Именно так понимают демократию Мири Регев, Ярив Левин, Симха Ротман и Арье Дери. Наша власть - мы вас раздавим и заставим голодать. Вот будет ваша власть - тогда и вы давите города, проголосовавшие за "Ликуд" или партии его блока. А впрочем, не надейтесь: у недовольных правительством сменить власть не получится, потому что демография против них, да и "в разгар войны выборы в Кнессет не проводят", а война ведь не всегда случается Шестидневной. Была ведь и Столетняя война тоже.
База и государство
Вы скажете: если все так, то расследование Друкера не помешает, а только подыграет Мири Регев? Она на него отреагирует как тот южноазиатский президент. Ей все это лишь поможет войти на следующих внутрипартийных выборах в первую пятерку "Ликуда"?
Очень вероятно. И произойдет это потому, что между извращенными нормами правящей партии и ее партнеров и здоровыми нормами и ценностями, которых до сих пор еще придерживается большая часть израильского общества, существует огромный разрыв.
Накануне выборов 1999 года Эхуд Барак попытался дистанцироваться от бренда "партия "Авода". Он ввел в блок фракцию "Гешер" во главе с Давидом Леви, выделил место представителю МЕЙМАД и назвал новый список "Единый Израиль ("Исраэль Ахат"). Одно из объяснений - он пытался таким образом получить голоса центристов. В этом утверждении, безусловно, есть доля правды: в те дни политики, претендующие на пост главы государства, стремились позиционировать себя как ответственные взрослые и получить "плавающие голоса". Это теперь политики стремятся выглядеть как можно радикальнее, пытаясь удержать и удовлетворить "бейс" - наиболее голосистое и не признающее никаких компромиссов ядро своих сторонников.
Но была и другая причина. Барак прежде всего хотел избавить партию от прилипших к ней намертво стереотипов. У избирателя сложился образ "Аводы" как погрязшей в коррупции, помогающей только "своим" учреждениям и социально близким секторам, да еще и расистской. Барак пытался разбить этот стереотип. Но особо в этом не преуспел.
Что поделаешь, клише работают и избитые фразы оказываются самыми верными. Власть развращает. Соответственно, "Ликуд" повторяет с небольшими изменениями маршрут партии "Авода". Сионистская, идеологическая, которую когда-то возглавляли ставшие легендой лидеры, эта партия, много сделавшая для страны, полностью прогнила изнутри после десятилетий пребывания у власти.
Нет ничего нового под солнцем. Как в свое время "Авода", так сейчас "Ликуд" позволяют себе открыто пренебрегать правилами игры. Рабин и Перес подкупил Гонена Сегева и Алекса Гольдфарба, уговорив их перейти на другую сторону в обмен на посты в правительстве. Нетаниягу в точности повторил их поступок, перекупив Амихая Шикли и Идит Сильман за сходную цену.
Как в свое время "Авода", "Ликуд" после десятилетий пребывания у власти взял под свой контроль государственные компании, значительную часть СМИ (да, и их тоже), обеспечивает должности и плюшки из госказны социально и политически близким. Как когда-то политики и функционеры "Аводы", сегодня политики и функционеры "Ликуда" глубоко погрязли в коррупции. А что касается расизма, то если в "Аводе" его хотя бы пытались замаскировать, если политики "Аводы" придерживались политической корректности и платили словесную дань теориям плавильного котла и единства израильского общества, то "Ликуд" не считает нужным хотя бы притвориться! Сегодняшний "Ликуд" беззастенчиво и грубо, без тени стыда пропагандирует, проводит в жизнь и защищает откровенно расистскую теорию Второго Израиля.
"Ликуд" не просто повторяет маршрут "Аводы", "Ликуд" эти методы усугубляет. Система "светофоров", которую продвигают Мири Регев и ее коллеги-министры, - это усовершенствованный метод знаменитой "красной книжечки". При Бен-Гурионе, чтобы устроиться на госслужбу (в том числе в министерство просвещения, то есть в государственные школы) и на крупные предприятия, нужно было стать обладателем "красной книжечки" - членом профсоюза. Гистадрута. А Гистадрут был филиалом партии МАПАЙ (сегодня, кстати, Гистадрут подконтролен "Ликуду"). Но если МАПАЙ оставляла без рабочих мест и средств к существованию не лояльных правящей партии граждан страны, то Мири Регев и ее коллеги-министры пошли гораздо дальше: они пытаются наказывать целые города и региональные советы.
Читайте также
Политики и функционеры "Ликуда" не считают нужным притворяться. Платить словесную дань политкорректности. Заявлять (пусть даже этому никто не поверит), что они действуют в интересах всех граждан воюющей страны. Им это не нужно. Напротив, демонстрация силы, готовность растоптать закон, непотизм и выставляемое напоказ бескультурье - все это на праймериз пойдет им только на пользу. Поэтому министры "Ликуда", включая "кристально чистого" аскета министра юстиции Ярива Левина, один за другим отправляются в Герцлию, чтобы приложиться к ручке Рафи Кдошим - местного уголовного авторитета, а также функционера и поставщика голосов "Ликуда". А вы как хотели?
В январе 1977-го застрелился в своем автомобиле министр строительства от партии "Авода" (в тогдашней версии - "Маарах") Авраам Офер. Его подозревали в коррупции. В те годы это было стыдно.
В мае того же года запятнанную коррупцией, бессменно управлявшую страной 29 лет "Аводу" сменил у власти "Ликуд". Если бы сегодня Менахем Бегин восстал из мертвых и увидел, что в его партии коррупция расцвела пышным цветом и венчает, как корона, кандидатов в первую пятерку списка партии в кнессет, он бы умер вторично.