Видя неподдельную ярость студентов, почти ежедневно выходящих протестовать против чудовищных зверств израильской военщины, легко поверить, что на этот раз их борьба имеет прямое отношение к реальности. Это борьба за благо палестинского народа, за его право на достойное существование и гарантированное процветание, которое непременно получилось бы, если бы не израильская оккупация Ближнего Востока. Обидно, но приходится констатировать, что и на этот раз речь идет об очередном обмане, о жульничестве, о подлоге. Чтобы убедиться в том, что мы опять имеем дело с большой ложью, достаточно спросить вождей, что они знают о реалиях палестинского общества. Тут же окажется, что знать необязательно и даже вредно. Чем меньше знаешь, тем лучше спишь.
Подавляющее большинство активистов не имеют понятия ни об историческом развитии палестинского общества, ни о его основополагающих представлениях о праве и ценностях, ни о его доминирующей аксиологии (системе понятий, что такое хорошо и что такое плохо). Вся забота о судьбе палестинцев есть не что иное, как выражение кристально чистой ненависти к Израилю, метафорой воли к разрушению еврейской государственности. Как всякое восстание масс, и это имеет некий сокровенный смысл, свое тайное послание посвященным и должно читаться как притча. Это, по существу, эмоциональный протест против неожиданно осознанной несправедливости: с какой стати они сами чувствуют себя потерянными, прижатыми к последней стенке экзистенциального тупика, без проектов будущего и очевидной цели бытия, без радостей чадолюбия и плотских утех, в то время как Израиль почему-то опять на коне: не разделяет всеобщую безнадегу, не переживает демографический кризис как верную примету социального прогресса, не теряет смысла земного существования?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Обратите внимание на интересную деталь: идейных погромщиков абсолютно не интересует судьба палестинцев там, где она не связана с Израилем. В Иордании, к примеру, почти три миллиона палестинцев, и не все они, возможно, абсолютно счастливы, но кого это волнует? Ни одно из требований демонстрантов к ним не относится. Как не относится и к судьбе их соплеменников в Ливане, Сирии, далее везде.
Вам не кажется нелогичным, что освобождение "исконной территории Палестины" от еврейской колонизации стало делом жизни для понаехавших, буквально вчера освоивших чужую территорию, которая, в общем-то, никогда не была бесхозной? Разве не логичней было бы требовать окончания противозаконной оккупации Америки, земля которой, по идее, всегда принадлежала ее коренным хозяевам - местным "индейским" племенам? По какому праву самозваные оккупанты добавляют новую кривду к другим проявлениям исторической несправедливости?
То, что весь эмоциональный припадок не более чем манок и подстава, легко доказать простейшим тестом, не требующим лабораторного подтверждения. Ведь это не первый и не последний острый приступ падучей в недавней истории человечества. Уже на нашей памяти есть примеры массового психоза на почве борьбы за чужую свободу.
На заре современного прогресса так сладко было протестовать за свободу порабощенного алжирского народа! В лагере мира и социализма множились тогда репортажи о случаях самопожертвования среди парижского студенчества, когда самые идейно продвинутые ложились на рельсы, чтобы собственным телом остановить железнодорожные составы, подвозившие подмогу французским оккупантам. Еще свежо предание о взрыве молодежного гнева в связи с вьетнамской войной! За свободу борющегося Вьетнама совестливые молодые люди были готовы умирать и убивать. На университетских кампусах, на журфиксах в модных салонах не было темы горячей, чем борьба отважного народа Вьетнама за свободу, а следовательно, и за прочный мир во всем мире! Это сегодня ясно, что настоящий выбор выглядел несколько иначе, чем в грезах юных доброхотов. Это был выбор между обществом типа Южной Кореи и родовой диктатурой северной ее части. Несовершенство первого, демократического типа развития бросается в глаза, оно слишком первопланово, чтобы остаться незамеченным. Люди доброй воли сделали все, чтобы победило рабство, которое, по Оруэллу, и есть свобода.
Но попробуйте спросить вчерашних любителей мировой справедливости: что они знают о последующем развитии свободного Алжира? Они и впрямь в курсе эволюционных перипетий свободного Вьетнама? Может, даже знают имя сегодняшнего президента Алжира? Или, на худой конец, фамилию генерального секретаря вьетнамской компартии? Сомневаюсь! А имена нынешних руководителей Афганистана им тоже известны? Конечно, это не более чем злая шутка.
Судьба народов, освобождение которых казалось непременным условием дальнейшего развития человеческой цивилизации, каким-то загадочным образом перестала кого-либо интересовать, словно бы они провалились в черную дыру истории. В том, что идейные выступления масс, движимые самыми что ни на есть благородными помыслами, на поверку оказались не более чем суррогатами, виновна прогрессивная идеология воукизма - новой классовой сознательности, как сказали бы мы по старинке. Та вместо реальных житейских проблем - к примеру, совершенствования экономических и социальных отношений или формулирования новых общественных целеполаганий - предлагает суррогатные направления развития, умозрительные судороги тревожно-мнительной мысли, призванные канализировать в боковые тупики всю энергию активных, деловых индивидов.
Такие ложные цели и бесплодные, подставные проекты называются нынче симулякрами. Смысл идеологии воукизма как раз и заключается в том, чтобы вытеснить мир реальных проблем, подменить его миром симулякров. В таком "прекрасном новом мире" старые демократические ценности перестают быть самоочевидными и безусловно позитивными, консервативные и либеральные посылки легко замещаются идеалами ненависти и насилия. Дайте такому прогрессивному профессору пару лет, и он играючи промоет незрелые мозги, докажет наивной аудитории, что традиционные представления безнадежно устарели, выявили свою отсталость и несостоятельность и остро нуждаются в пересмотре. Давно пора заменить их новой иерархией ценностей! Кто внушил им, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным? Кто и когда доказал, что уметь лучше, чем не уметь? Что иметь лучше, чем не иметь? Кто сказал, что глупость не может быть завуалированной формой глубочайшей мудрости? Что сложная гармония стоит в музыкальном отношении как-то выше, чем примитивный ритм? Что рост и развитие является функцией живого организма, а не энергозатратной ошибкой природы? Не лучше ли ориентироваться на ящерицу, которая энергию зря не тратит, а ведь существует не первый миллион лет?
Читайте также
В результате таких схоластических упражнений постепенно складывается ущербная ценностная иерархия, где второстепенное и несущественное начинает казаться единственно важным. Разумеется, подобное массовое переосмысление, отчуждение и увод незрелых умов в мир эмоциональных и мировоззренческих симулякров требует колоссальных административных ресурсов и финансовых вливаний, но их почему-то всегда оказывается предостаточно.
Чтобы принцип политической корректности мог овладеть всей системой образования, пришлось существенно пересмотреть учебные основы, произвести правильный отбор ученых советов и профессорских корпусов. Речь идет не о теориях заговора, хотя на первый взгляд так может показаться. Речь идет о верных симптомах трансформации политического и экономического порядка. Обратите внимание, как мало интересуют университетских бунтарей их собственные, реальные жизненные проблемы - стипендии, общежития, сложности трудоустройства. Мещанские соображения не подвигнут их на ратный подвиг, на митинговую активность, не заставят выйти на площадь. Их душу томит единственная большая забота - освободить Палестину! А потом... А потом забыть о ней надолго или навсегда. И увлечься другим симулякром, на который взрослый дядя укажет повелительным перстом. И будьте уверены, на реальную проблему он не укажет, за это ему не платят. Он получает зарплату за пропаганду симулякров.
Не удивляйтесь, если в один сомнительно прекрасный день вы обнаружите, что на вершине ценностной пирамиды окажутся насилие, ненависть и смерть. У эволюции убеждений есть свои законы, которые пока никто не отменял.