Эта новость разорвалась как бомба. Международный уголовный суд в Гааге может выдать ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу, министра обороны Йоава Галанта и начальника генштаба ЦАХАЛа Герци Халеви — по подозрению в совершении военных преступлений в секторе Газа.
Об этом израильским СМИ стало известно 28 апреля. Но как сообщают журналисты, в правительстве знают о такой опасности уже как минимум две недели. Этому даже было посвящено закрытое обсуждение в канцелярии премьер-министра. На нем присутствовали министр иностранных дел Исраэль Кац, министр юстиции Ярив Левин, министр по стратегическим вопросам Рон Дермер, а также профессиональные юристы.
Как предполагают обозреватели 11 и 12 телеканалов, Израиль надеялся на некие закулисные действия, которые могли бы остановить выдачу ордера. Но что-то пошло не так, и ордер, предположительно, могут выдать уже на этой неделе.
Значит ли это, что Нетаниягу или Галанта могут, например, арестовать при визите в одну из западных стран? Разбираемся в юридических и практических последствиях.
Пугают — и нам страшно
Биньямин Нетаниягу заявил на днях: "Под моим руководством Израиль никогда не допустит никаких попыток Международного уголовного суда в Гааге подорвать его фундаментальное право на самозащиту".
Но, как пишет журналист Бен Каспит, ссылаясь на информированные источники, на самом деле премьер-министр сильно встревожен подобной возможностью.
Собеседники Каспита говорят, что глава правительства "напуган и необычайно напряжен". В последние дни Нетаниягу постоянно говорит по телефону, пытаясь оказать давление на все заинтересованные стороны. Особое внимание он уделяет президенту США Джо Байдену. (Прим. "Деталей": но недавние резкие заявления членов коалиции в адрес администрации Байдена вряд ли помогли делу).
По мнению Каспита, именно с угрозой ордера из МУС может быть связана новая, более гибкая позиция Израиля по сделке с ХАМАСом. Включая даже возможное согласие на прекращение войны (что отрицает канцелярия премьер-министра).
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Каспит намекает, что Белый дом может в этих обстоятельствах убедить Нетаниягу пойти на уступки на переговорах с ХАМАСом. Возможно, более значительные, чем все, на что премьер-министр был готов до этого.
Первые признаки этого можно увидеть в том, что Израиль уже разрешил британским правозащитникам посетить в тюрьме боевиков "Нухбы", спецназа ХАМАСа.
Биньямин Нетаниягу оказался между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, ему грозит "личный" ордер МУС. C другой - его ультраправые союзники выступают против сделки по освобождению заложников и угрожают выйти из правящей коалиции, что может привести к досрочным выборам.
Недавно министр финансов Бецалель Смотрич заявил, что если Нетаниягу отменит операцию в Рафиахе, то "возглавляемое им правительство потеряет право на существование".
Насколько реальна эта угроза?
Некоторые полагают, что выдача ордеров на арест — это только вопрос времени. И они могут быть выданы не только против Нетаниягу, но также и против министра обороны Йоава Галанта и возможно начальника генштаба ЦАХАЛа Герци Халеви.
Израильское издание Walla выяснило, что такая возможность существует. Но речь не идет о том, что ордера будут выпущены прямо на этой неделе. "Не исключено, что это очередной вброс, направленный на то, чтобы повлиять на ход военных действий", — предполагает обозреватель Walla Бини Ашкенази.
C другой стороны, издание "Хаарец" пишет, что ордера на арест будут выданы на этой или следующей неделе. По его данным, список фигурантов ограничится Нетаниягу, Галантом и Халеви. Скорее всего, чиновники и армейские командиры более низких уровней под преследование на попадут.
Главный вопрос — что произойдет в таком случае.
Выдача ордера сильно ограничит возможность для фигурантов возможности летать за границу на рабочие встречи. После выдачи ордера 124 страны, ратифицировавшие Римский статут (на основании которого работает МУС) обязаны арестовать Нетаниягу, если он пересечет их границу. В списке этих государств — все страны ЕС, Канада, почти все страны Латинской Америки.
Для государств, не ратифицировавших Римский статус (например, США или Израиля), ордер на арест не является обязательным к исполнению.
Сам МУС не имеет полномочий обеспечивать исполнение постановлений. То есть, он полагается на содействие стран-участников Римского статута. При этом его ордер на арест обжаловать нельзя.
Выдача ордера МУС может нанести вред положению Израиля на международной арене и послужить еще одним инструментом в кампании по делегитимации Израиля в мире.
По мнению доктора Роя Шейндорфа, бывшего заместителя юрсоветника правительства в области международного права, выдача ордеров на арест означала бы, что МУС нашел достаточно доказательств совершения Израилем военных преступлений. Подобный шаг, по его мнению, может повлечь за собой и другие санкции против Израиля, абсолютно реальные — например, эмбарго на поставки оружия, экономические санкции и т.д.
"Эти ордеры, если они будут изданы, поместят Израиль в группу стран, которые считаются нарушителями международного права. Они добавятся к другим разбирательствам, которые ведутся против Израиля на международно-правовой арене", — сказал Шейндорф изданию "Хаарец".
Помимо всего прочего, премьер-министр понимает, что подобное решение может превратить лично его в преследуемого человека на всю оставшуюся жизнь. Поэтому Нетаниягу и пытается предотвратить подобное развитие событий.
Прецеденты уже были. В прошлом МУС выдавал ордера на арест четырех глав государств - президента РФ Владимира Путина, президента Судана Омара аль-Башира и правителя Ливии Муаммара Каддафи и президента Кот д'Ивуара Лорана Куду Гбагбо.
Из них четверых по ордеру был арестован только Гбагбо, в 2011 году. Его обвиняли в преступлениях против человечности, связанных с убийствами, изнасилованиями и преследованием политических оппонентов. Однако в январе 2015 года МУС оправдал его.
Что могло подтолкнуть МУС к такому решению?
В международном праве решение о том, имели ли место военные преступления, зависит в первую очередь от двух вопросов: был ли причинен вред гражданскому населению — и был ли он нанесен намеренно и целенаправленно.
Профессор Элиав Либлих из Тель-Авивского университета считает, что международное недоверие к Израилю вызвано в том числе и резкими заявлениями, которые допустили министры и другие чиновники в начале войны (прим. "Деталей" — примером может быть предложение министра Амихая Элиягу сбросить на Газу атомную бомбу).
"Эти заявления добавились к международному дискурсу о широкомасштабных разрушениях в секторе и стали доказательством того, что Израиль намерен причинить вред гражданскому населению, изгнать его из сектора Газа или его части, заморить его голодом и даже уничтожить палестинцев как группу", — говорит Либлих.
По его словам, эти же заявления также сыграли значительную роль в вынесении временных постановлений против Израиля в рамках иска, поданного ЮАР в Международный суд справедливости.
Немаловажную роль могло сыграть и создающееся ощущение того, что армейское командование не полностью контролирует силы ЦАХАЛа в Газе, добавляет Либлих.
"Почти каждый день в сетях появляются видеоролики, на которых израильские солдаты снимают на видео из ряда вон выходящие инциденты. Это снижает доверие к заявлениям о том, что ЦАХАЛ действует в соответствии с законами войны", — поясняет профессор.
Читайте также
Ордер МУС: как это работает?
Международный уголовный суд в Гааге (МУС, ICC) надо отличать Международного суда справедливости (ICJ), который также называется Международным судом ООН. В последнем рассматривается иск ЮАР против Израиля. Международный суд справедливости ООН рассматривает споры между государствами.
Задача МУС — совершать правосудие в отношении отдельных людей. Его юрисдикция распространяется на физических лиц (в том числе глав государств и военачальников), которых обвиняют в военных преступлениях, геноциде и преступлениях против человечества.
МУС работает на основе Римского статута, который вступил в силу в июле 2002 года. По состоянию на 2023 год его ратифицировали 124 страны. Их правительства обязались содействовать расследованию военных преступлений и выдавать МУС тех обвиняемых, в отношении которых суд выписал ордер на арест.
При этом многие страны, в адрес которых часто выдвигаются обвинения в военных преступлениях, Римский статут не ратифицировали и юрисдикцию МУС не признают. Среди этих стран - Израиль, США и Россия.