Около 30 лет назад под руководством тогдашнего начальника Генерального штаба Эхуда Барака была проведена кардинальная реформа структуры ЦАХАЛа. Она получила название "маленькая умная армия". Этот шаг базировался на ошибочной идее о том, что эпоха тотальных войн закончилась, и основная роль армии будет заключаться в борьбе с находящимися рядом с Израилем террористическими организациями и реагировании на стратегические угрозы противника, находящегося вдалеке от еврейского государства.
В ходе реформы сокращались традиционные подразделения вооруженных сил, огромные средства вкладывались в военно-воздушные силы, разведку, специальные подразделения. Сокращалась боевая учеба регулярных частей, и, еще в большей степени, резервистских подразделений. Иногда возникало ощущение, что офицеры старшего звена буквально "влюбились" в плазменные экраны, запуская компьютерные модели, вместо того чтобы ползать в грязи на учениях.
Операция "Железные мечи" разрушила концепцию маленькой умной армии. Нет никаких сомнений в том, что оборонные бюджеты в предстоящем десятилетии резко возрастут, и Израиль будет расширять и укреплять регулярные части ЦАХАЛа, акцентируя внимание на поддержании соответствующего уровня боевой подготовки. Именно сейчас, когда боевые действия ведутся одновременно на нескольких фронтах, следует детально продумать план повышения уровня боеготовности ЦАХАЛа. В частности, надо достичь правильного сочетания в использовании технологий и живой силы. Оно должно соответствовать вызовам завтрашнего дня. Не надо поспешно восстанавливать армейскую структуру, которая существовала в конце прошлого века.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Наглядный пример тому - бронетанковые войска. Именно подразделения этих войск сыграли ключевую роль в ходе операции в секторе Газы. В армии уже начали процесс воссоздания расформированных бронетанковых подразделений. Но насколько успешно смогут действовать танки, наспех оборудованные металлическим навесом для защиты от дронов-камикадзе? Какой будет их огневая мощь, оснастят ли танки более смертоносным вооружением? Будут ли они полностью автономными или управляемыми дистанционно? Существует реальная необходимость в увеличении танкового парка, но это должны быть машины, использующие передовые технологии для защиты и нападения. Только в этом случае армия получит преимущество.
Очевидно, что возникнет необходимость увеличить количество ствольной артиллерии для ведения интенсивных боевых действий на нескольких фронтах одновременно, добиваясь при этом беспрецедентной скорострельности. Но следует ли снова вернуться к использованию 155-мм орудий с дальностью стрельбы до 40 километров? Или следует инвестировать в создание дальнобойных систем с "умными" боеприпасами? Каким должно быть соотношение ствольной артиллерии и ракетных систем?
И что делать с ВВС? 7 октября мы пожали грустные плоды резкого сокращения числа вертолетных эскадрилий. А ведь когда они использовались во время операций в Газе, то успешно выполняли задачи, являясь важным элементом комбинированных боевых действий. Стоит ли нам поспешить с закупкой "Апачнй", "Блэкхоков" и других машин этого класса? Или следует обратить внимание на другие модели, способные обеспечить лучшую огневую поддержку наземным подразделениям?
Читайте также
F-35 - прекрасные боевые машины с разнообразными возможностями. Но они стоят неимоверно дорого. Станет ли верным решение о создании еще нескольких эскадрилий с самолетами такого типа или следует вернуться к предложению Авигдора Либермана о формировании ракетных войск, с передачей ему части оперативных задач, которые на данный момент выполняют ВВС??
Такие вопросы нужно задавать и по отношению к другим родам войск. Ответы на них окажут серьезное влияние как на национальную безопасность, так и на социально-экономическое положение в Израиле. Оборонный бюджет должен увеличиваться, но при этом военное строительство должно вестись в правильном направлении.
Боаз Голани -профессор факультета обработки данных и методов принятия решений Техниона
Источник: Маарив