Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+24+20
Иерусалим
+23+13

Мнения

А
А

Иранский порядок хаоса

Если не принять меры, резкое расширение влияния Ирана окажет катастрофическое воздействие на Израиль, весь регион и мировую экономику.

08.04.2024
Источник:Briefly
Плакат с текстом "До уничтожения Израиля осталось..." в Тегеране. Фото: Getty Images / Majid Saeedi

Тезисы статьи в Foreign Affairs

▪Война между Израилем и ХАМАС - и возможность того, что она может перерасти в более масштабный пожар - перечеркнула решительные усилия трех президентов США по переключению американских ресурсов и внимания с Ближнего Востока. Сразу же после атаки ХАМАС 7 октября президент США Джо Байден предпринял быстрые действия, чтобы поддержать Израиль, важнейшего американского союзника, и предотвратить расширение военных действий. Но на данный момент конфликт зашел в адский тупик.

▪Исламский режим Ирана стремился спровоцировать религиозные восстания после собственной революции 1979 года, и многим наблюдателям может показаться, что ему это не удалось. Действительно, в Вашингтоне и других странах часто говорят, что Иран стал сдержанным и даже изолированным. Но это никогда не было правдой. Напротив, Тегеран разработал расчетливую стратегию по расширению возможностей марионеточных ополченцев и влиянию на операции по соседству, сохраняя при этом правдоподобное отрицание - схема, чья хитрость была подтверждена разрушительными масштабами нападения ХАМАС и последующими атаками связанных с Ираном ополченцев в Ираке, Ливане и Йемене.

▪Стратегический ландшафт на Ближнем Востоке после 7 октября в значительной степени создан Ираном и играет в его пользу. Тегеран видит возможности в хаосе. Иранские лидеры используют и раздувают войну в Газе, чтобы поднять авторитет своего режима, ослабить и делегитимизировать Израиль, подорвать интересы США и сформировать региональный порядок в свою пользу.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

▪Правда заключается в том, что Исламская Республика сейчас находится в более выгодном положении, чем когда-либо, в смысле доминирования на Ближнем Востоке, в том числе благодаря способности нарушать судоходство в нескольких критически важных узловых точках.

▪Если не принять меры, резкое расширение влияния Ирана окажет катастрофическое воздействие на Израиль, весь регион и мировую экономику.

▪Чтобы сорвать это усиление иранской мощи, Байдену необходимо срочно сформулировать, а затем реализовать четкую стратегию, направленную на защиту палестинского гражданского населения от тяжести израильских военных операций, противодействие разрушительной стратегии Ирана, ведущего войну через прокси, и ослабление потенциала сообщников Тегерана.

▪Достижение этих целей потребует от Вашингтона хитроумных действий, а американцы устали от военных, экономических и человеческих потерь, связанных с обязательствами их страны на Ближнем Востоке. Но ни одна мировая держава кроме США не обладает военным и дипломатическим потенциалом, чтобы сорвать самые разрушительные амбиции Ирана, управляя разгорающимся конфликтом между Израилем и ХАМАС и сдерживая его самые разрушительные долгосрочные последствия.

▪С тех пор как в 2007 году ХАМАС захватил Газу, Иран является главным покровителем этой группировки. Тегеран предоставил деньги, материальные средства и другую поддержку, которая сделала возможным нападение 7 октября, включая военные технологии, разведданные и финансовую помощь на сумму до 300 миллионов долларов в год. Он предоставил беспилотники и ракеты, а также инфраструктуру и обучение, чтобы помочь ХАМАС создать собственное оружие - оружие, которое ХАМАС использовал для нанесения ударов по Израилю в течение нескольких месяцев после первой атаки.

▪После 7 октября поддерживаемые Ираном военизированные формирования также быстро активизировали враждебную деятельность, направленную против израильских и американских сил в регионе.

▪Хуситы, поддерживаемая Ираном вооруженная группировка, управляющая большей частью населения Йемена, атаковала суда, проходящие по Красному морю, в результате чего в первые два месяца 2024 года транзит через Суэцкий канал сократился на 50%.

▪Согласно мартовскому докладу главы Центрального командования США генерала Майкла Куриллы в Конгрессе, эскалация ударов союзников Ирана и последующие ответные действия американских военных привели к ободрению террористических организаций, не связанных с Тегераном, что вызвало рост числа атак таких группировок, как ИГИЛ.

▪Иран также предпринял явные шаги, чтобы повысить свой дипломатический статус после 7 октября. Через несколько дней после атаки ХАМАС президент Ирана Эбрахим Раиси впервые поговорил по телефону с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом, а в ноябре принял участие в региональном саммите в Эр-Рияде.

▪Ни одно из этих событий не является результатом того, что Иран увидел новые возможности в условиях беспорядков и сделал импульсивные шаги. Они являются результатом проверенной временем программы действий.

▪С момента создания Исламской Республики руководство Ирана вынашивало экспансионистские амбиции. С 1979 года страна рассматривала хаос и нестабильность, будь то внутри страны или за ее пределами, как возможность продвинуть свои интересы и влияние.

▪Для укрепления своих позиций Тегеран использовал череду конфликтов по соседству. Исторически сложилось так, что некоторые из наиболее ценных приобретений стали результатом ошибок Вашингтона и его партнеров в регионе, таких как вторжение США в Ирак в 2003 году.

▪Ключевым компонентом стратегии Ирана в соседних странах стало создание "оси сопротивления" - свободной сети региональных ополчений с разрозненными организационными структурами, пересекающимися интересами и связями с иранскими структурами безопасности и религиозными учреждениями. Основатель Исламской Республики аятолла Рухолла Хомейни считал, что экспорт революции необходим для ее выживания, утверждая, что если теократия останется "в замкнутом пространстве", то ее "непременно постигнет поражение".

▪Революционная волна, на которую рассчитывал Хомейни, так и не материализовалась. И хотя надежды иранских лидеров на широкомасштабное восстание против существующего регионального порядка не оправдались, их чаяния подтвердились появлением сочувствующих боевых групп, которые искали покровительства революционного государства. Ранние инвестиции Исламской Республики принесли ценный актив, который послужил моделью для ее последующих усилий - "Хизбалла".

▪Взяв за образец взращивание "Хизбаллы", Иран затем вложил огромное количество усилий и ресурсов в развитие боевых групп по всему Ближнему Востоку. Поддержка, которую он оказывал палестинским боевым группам, особенно "Палестинскому исламскому джихаду" и ХАМАС, принесла огромные дивиденды в последующие десятилетия, как и помощь шиитским противникам Саддама в Ираке. Эти отношения обеспечили плацдарм для иранского влияния в ключевые моменты перелома региональной стабильности.

▪Иранский истеблишмент рассматривает инвестиции в асимметричную войну как экономичный способ получить рычаги давления на более мощных противников, особенно на США. Влияние Ирана на военизированные формирования усилилось после устранения большинства его радикальных конкурентов на Ближнем Востоке.

Читайте также

▪Атаки вооруженных формирований, поддерживаемых Ираном, представляют собой дьявольски сложную проблему для Вашингтона и всего мира. Сочетание риторики, дипломатии и терроризма, которое Иран ловко использует с 7 октября, способствует реализации некоторых из его самых давних идеологических и стратегических приоритетов. Как и ХАМАС, руководство Ирана ратует за уничтожение Израиля и за триумф исламского мира над Западом, который, по его мнению, находится в упадке.

▪Тегеран рассматривает региональную напористость как шанс еще теснее сблизиться с Россией и Китаем. Интересам этих стран, по большей части, служит то, что Вашингтон погряз в кризисе на Ближнем Востоке, который наносит ущерб его репутации и истощает военный потенциал. Примечательно, что в начале марта Китай, Иран и Россия начали в Оманском заливе совместные военно-морские учения - четвертые за последние пять лет.

▪За десятилетия у Ирана и его сторонников выработалось острое чутье на риск. Теперь, оценив ослабление американского интереса к Ближнему Востоку, иранские лидеры видят выгоду в азартной игре. Своими атаками они стремятся спровоцировать США на ошибки, которые дадут Тегерану и его союзникам преимущество. Просчет любого из вовлеченных игроков, включая сам Иран, может привести к разжиганию гораздо более масштабного и интенсивного конфликта на Ближнем Востоке, что нанесет огромный ущерб региональной стабильности и мировой экономике.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке