В военное время новые медицинские технологии разрабатываются и внедряются особенно быстрыми темпами. Нынешняя война Израиля с ХАМАСом - не исключение. При всей ее тяжести, она позволила быстро довести до ума и опробовать многие наработки мирного времени.
Скорая бронированная помощь
Еще в 2000-х, когда самый защищенный в мире бронетранспортер "Намер" только разрабатывали, была обещана и его медицинская модификация. Но до самого недавнего времени задачи эвакуации раненых в ЦАХАЛе выполняли старенькие M113.
Впервые о появлении в армии новых машин рассказал в ноябре прошлого года подполковник медицинской службы Офер Альмог, отвечающий в Медицинском корпусе ЦАХАЛа за полевую медицину. Он признался, что медицинскими "Намерами" занимались еще до войны, но после начала боевых действий ускорили разработку.
Эти машины, по его словам, наполнены всеми самыми современными медицинскими приборами. Есть даже холодильники для донорской крови - в ЦАХАЛе 5 лет назад решили, что эффективнее переливать раненым бойцам не компоненты, а цельную кровь. Но хранить ее сложнее, потому и нужны специальные условия.
В армии медицинские "Намеры" обозвали "Намербулансами". В каждом помещается команда военных медиков и до двух раненых. А в начале декабря министерство обороны представило первое и пока единственное видео с новой машиной. В коротком сообщении подтверждалось, что разрабатывалась она в ускоренном темпе, уже во время войны.
В видеоклипе многого не разглядишь. Но видно, что внутри медицинского "Намера" есть современные мониторы состояния больного и встроенный аппарат для подачи кислорода. В любом случае, это, видимо, самая бронированная и самая защищенная скорая помощь в мире.
Повязка для грязных и мокрых
Но медицинская эвакуация - это второй этап, и нужный далеко не всем. Сначала любому раненому надо оказать первую помощь. И делается это не в приемном покое и даже не в медицинском бронетранспортере, а прямо на месте: в доме, на улице, в туннеле. Для таких случаев в Израиле придумали специальную повязку, о которой недавно рассказал изданию Walla! один из инициаторов разработки - торакальный хирург из "Рамбама" Бени Медальон.
"Когда раненый находится в полевых условиях, медик должен выполнить несколько операций, в том числе очистить рану антисептической жидкостью, высушить, нанести больше средства против инфекции и только потом перевязать место. Это означает, что он должен носить с собой несколько препаратов и повязок. Если кожа вокруг раны недостаточно сухая, повязка не прилипает, и при каждой манипуляции повышается риск заражения", — объяснил профессор Медальон.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Повязка, которую он разработал совместно с еще одним врачом и инженером, сводит все эти действия к одному. Ее можно налепить прямо на рану или ожог, а потом нажать, и повязка выделит туда дезинфицирующую жидкость и лекарство. В грязи и под обстрелом, и если раненых несколько, такое облегчение работы становится вопросом жизни и смерти.
Приложение для раненого
Еще одно нововведение - информационная медицинская система для военных медиков. Солдата только готовят к эвакуации, а больница уже знает все подробности: что за пациент, куда ранен. Это позволяет расставлять приоритеты между разными пострадавшими и готовить палаты и операционные.
Гражданские скорые помощи в разных странах давно пользуются чем-то подобным. Но то гражданские. В ЦАХАЛе еще в начале войны все медицинские сведения писали на бланке от руки.
Теперь вместо бланка планшет и специальная программа. В начале февраля о ней впервые рассказали широкой публике.
Пока медик в поле оказывает первую помощь, он заносит данные раненого в планшет. Дальше информация о пациенте передается в такое же приложение у эвакуационной команды с помощью NFC - той же технологии, которую мы используем при бесконтактной оплате банковской картой. А потом - врачам в больнице, которые ждут его и готовят операционную.
Проткнуть, чтобы спасти
Согласно международной статистике, от 8,5% до 20% раненых на войне страдают от напряженного пневмоторакса или гидроторакса. Это состояние, когда пространство между оболочкой легких и грудной клеткой заполняется воздухом или кровью. Своим давлением они не позволяют легкому развернуться, человек задыхается.
И тут уже доставки в операционную ждать нельзя, счет идет на минуты. Нужно срочно проткнуть грудную клетку специальным инструментом, чтобы воздух или жидкость вышли.
Это требует определенной подготовки. И большинство приспособлений сложно применить в полевых условиях. Тут и приходит на помощь нехитрый инструмент, больше всего напоминающий отвертку, который израильский стартап Vigor разработал перед самой войной.
Основательница фирмы Ирина Кавуновски рассказывала в одном из интервью, что задумала этот инструмент во время "Интифады ножей" 2015-2016 годов. Тогда было очень много ножевых ранений и сбития автомобилями, и часто страдала грудная клетка.
Так появилось приспособление, которое само фиксируется за ребрами, не требует наложения швов и позволяет снять пневмоторакс за 30 секунд. С началом войны его удалось опробовать в действии.
Тренируйтесь на манекенах
Все эти упрощающие жизнь медику приспособления весьма полезны в ситуации, когда большинство медперсонала - резервисты. На ежегодных сборах они, конечно, более-менее освежают навыки. Но это совсем не то же самое, что парамедик или фельдшер с постоянной практикой. Ну а военврачи-резервисты зачастую занимаются в мирное время совсем другими вещами.
"Акушер, который изо дня в день лечит беременных женщин, вероятно, не будет знать, как лечить огнестрельное ранение под огнем", — объяснил в разговоре с The Times of Israel Равид Сигал, главный технический директор MSR, израильского центра медицинского моделирования.
Эта компания занимается изготовлением учебных моделей и манекенов для подготовки медиков и организацией тренировок на них. Обычно это происходит в больнице "Шиба" в Рамат-Гане, но в начале войны были проведены выездные занятия на самых современных моделях.
Сотрудники MSR поехали в войска, ждавшие приказа войти в Газу и ровно за день до операции устроили семинары в трех точках. Манекены раскладывали на пластиковых столах, а потом и просто на земле - как и бывает с ранеными в боевых действиях.
Медики спешно учились четырем манипуляциям. Снятию пневмо- и гидроторакса, интубации (то есть, введению трубок в дыхательные пути через горло), трахеостомии (тому же самому, но через разрез трахеи) и остановке сильного кровотечения.
Виртуальная рука
Пока полевые медики тренировались спасать раненых, больницы готовились к их реабилитации. Та же "Шиба" после начала войны добавила в реабилитационный центр 36 дополнительных коек, а в ноябре устроила смотр новых технологий в этой сфере, рассказывает издание "NoCamels".
Поучаствовать решили 80 компаний, были отобраны 8 из них. Одна из продемонстрированных технологий называется MyMove от стартапа 6Degrees. Она предназначена для людей с травмированными или ампутированными конечностями или сильным тремором.
Человек двигает покалеченный рукой со специальным браслетом, похожим на умные часы. А алгоритм учится анализировать эти неправильные движения и превращать их в правильные, какие человек с самого начала хотел сделать, на экране монитора. Это позволяет раненым набирать тексты, играть в игры и даже рисовать.
Еще одно важное потенциальное применение - лечение фантомных болей.
"Этот феномен возникает, когда мозг пытается послать сигналы движения утраченной конечности, объясняет соучредитель и генеральный директор 6Degrees Мири Бергер. — А поскольку эти сигналы не могут достичь недостающей конечности, мозг преобразует их в сигналы боли".
Традиционный способ уменьшить эту боль — использовать зеркало, чтобы отразить вторую руку или ногу, которая все еще существует, в попытке убедить мозг, что все конечности на месте. Этот прием можно было видеть в одной из серий "Доктора Хауса".
Но стартап идет дальше. Благодаря анализам движения поврежденной руки или ноги ее неповрежденный аналог создается на экране. Бергер уверяет, что это позволяет еще эффективнее избавиться от боли.
Читайте также
Покажи глазами
Еще один медицинский стартап, опробованный в "Шибе" после начала войны, предназначен для тяжелораненых и находящихся на аппарате искусственной вентиляции легких. Он позволяет пациентам общаться с врачами и родственниками.
Технология называется EyeControl и анализирует, как можно догадаться из названия, движения глаз. Небольшая камера под глазом фиксирует направление взгляда. Когда больной просыпается от наркоза и открывает глаза, сигнал поступает на пульт к медсестре.
Но самое главное, она позволяет пациенту интуитивно-понятным способом управлять небольшим компьютером. Перед глазами расположен монитор, переводя взгляд, можно выбрать пункты меню. Компьютер поможет узнать, который час, понять, где человек находится и почему он в больнице. И даже общаться с посетителями, конструируя фразы из имеющихся слов.
Систему начали разрабатывать в годы пандемии, когда множество людей оказалось на ИВЛ. А применили после 7 октября.
"Мы проверили ее на пилотном этапе в больнице "Шиба" с тяжелораненым пациентом, который получил серьезные ожоги всего тела. Когда его госпитализировали в ожоговое отделение, мы отправили ему сотни сообщений от семьи, друзей и знакомых, и это оказало чрезвычайно благотворное влияние на его выздоровление", — рассказывает генеральный директор стартапа Ор Рацкин.