Первый коллапс был связан с безопасностью: людей похищали из кроватей, террористы бродили по улицам, как у себя дома, забор был взорван и снесен и, несмотря на героизм отдельных людей, ЦАХАЛ и остальные силовые структуры не успели спасти многих.
Через день выяснилось, что и на "гражданке" многое обстояло не так, как должно. Раненых доставляли в больницы без минимального регулирования, работа по опознанию тел погибших шла невероятно медленно, основная часть правительственных учреждений не сумела оперативно отреагировать на новые обстоятельства, а руководство вместо того, чтобы подать личный пример, пребывало в еще большем шоке, чем общественность.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
В этих условиях положение в целом ряде случаев спасли добровольческие инициативы, которые включили в себя и заботу о военных на фронте, и помощь эвакуированным, и приведение в порядок разрушенных террористами поселков. По сути, гражданская государственная структура. как и сфера безопасности, оказалась на краю пропасти.
К сожалению, бытовало мнение, что если мы выстояли в таком кризисе, как эпидемия коронавируса, то преуспеем и в нынешней тревожной ситуации. Однако катастрофа 7 октября с ее ужасающими и огромными масштабами доказывает, что стране необходимы немедленные всесторонние меры по восстановлению гражданской системы. Восстановлению на более прочной и глубокой основе.
Участники "Арлозоровского форума" - научно-исследовательского института по разработке социальной и экономической политики, созданного Гистадрутом, поняли, что накопившиеся проблемы могут сделать нашу жизнь невыносимой.
Два высокопоставленных сотрудника "Форума", Амит Бен-Цур и Йони Бен-Басат разработали проект "На следующий день", который содержит макроэкономический взгляд на нынешнее состояние госслужб и меры по их совершенствованию. В своем исследовании они опираются на данные бюджетов развитых стран, входящих в организацию OECD и на статистические выкладки Израиля.
- Первым делом мы хотели выяснить наши отличия от других стран и то, не стал ли сегодняшний кризис результатом работы нынешнего правительства, или набирал постепенно силу в результате действий предыдущих, - говорит Бен-Цур. - Речь ведь на самом деле идет о провале, начавшемся не в январе текущего года, с формированием нового кабинета министров. Его корни уходят на двадцать лет назад, когда Биньямин Нетаниягу, будучи министром финансов, решил на фоне солидного бюджетного дефицита резко сократить расходы на государственный сектор и дать больше свободы частному бизнесу.
- Не только концепция безопасности потерпела крах, но и социальная политика, которую проводил Нетаниягу, - отмечает Бен-Басат, - Можно вести политику, при которой частный сектор процветает наряду с эффективным государственным сектором. Отцом концепции, которой придерживался Нетаниягу, был бывший президент США Рональд Рейган, который в своей инаугурационной речи в январе 1981 года заявил, что правительство - это не выход, а проблема, поэтому необходимо, с одной стороны, сократить правительство, которое всегда будет громоздким и неэффективным, а с другой, - развивать инновационный частный сектор. Эта концепция была принята большинством западных стран, при этом вопрос ставился так: "или - или".
- Однако для того, чтобы частный бизнес был инновационным, он должен иметь поддержку государственного сектора, - говорит Бен-Цур, - готового брать на себя риски. Израильский хайтек был основан именно государственными венчурными фондами и главным ученым министерства науки и технологии. Только подобное сотрудничество может принести к столь высоким достижениям, это показали также результаты работы правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Нидерландов, Швеции, где при высокой доле валового продукта на душу населения действует крупный государственный сектор. Но, к сожалению, с развитием хайтека у нас не улучшилась ситуация с предоставлением населению базовых общественных услуг.
Когда оба исследователя говорят о крупном государственном секторе, они не имеют в виду нынешнее правительство с его 38 министрами и субминистерствами. Они считают не количество министров, а то, какую сумму правительство инвестирует в государственные службы. И не насколько вырос государственный бюджет, а какая сумма выделяется непосредственно на потребности гражданина по сравнению с объемом экономики и размером ВВП.
Бен-Басат уточняет, что до 2003 года Государство Израиль по инвестициям в гражданские услуги находилось почти на уровне среднего показателя OECD: у нас они составляли 34% от ВВП, а в целом у развитых стран - 36%. Сегодня же наши инвестиции существенно сократились - до 31,4% от ВВП, в то время как в других развитых странах, напротив, возросли до 41,3% от ВВП. Если перевести это в цифры, разрыв составляет 171 млрд (!) шекелей.
- Вот почему после 7 октября мы обнаружили, что многие гражданские службы не функционируют должным образом. Что наша система психологической помощи населению не справляется со своими обязанностями, и это помимо нехватки учителей, полицейских, социальных работников, помимо неработающего нормально общественного транспорта, пробок на дорогах, социального разрыва между центром и периферией, который никак не сокращается, - подчеркивает Бен-Цур,
- Ведь у нас огромные расходы на оборону, которых нет у стран OECD!
- Разве я говорю о снижении этих расходов? Даже если мы частично снизим их и направим освободившиеся деньги на гражданские нужды, они не спасут положения. Это не происходит в одночасье. Необходима долгосрочная программа, которая бы предусматривала ежегодное увеличение инвестиций на общественные нужды как минимум на один процент.
- Но откуда взять эти деньги притом, что события "черной субботы" требуют огромных средств на восстановление при одновременной необходимости жесткой экономии?
- У меня есть простой ответ: взыскание долгов и сокращение налоговых льгот, которые розданы у нас множеству бизнесов, - говорит Бен-Басат. - К тому же Банк Израиля с 2019 года опубликовал уже несколько планов увеличения бюджетных поступлений, но министерство финансов игнорирует их. Нам также необходимо ввести прогрессивный налог, который бы изымал больше средств у самых богатых, и меньше у тех, у кого их недостаточно.
Чтобы проиллюстрировать, как это делается, мои собеседники изучили различные государственные структуры - здравоохранение, психологическую помощь, образование, социальное обеспечение.
- Во время исследования службы социального обеспечения мы обращали особое внимание на уровень бедности среди детей и молодежи, - поясняет Бен-Цур. - К сожалению, по этому показателю мы лидируем по сравнению с другими развитыми странами, и это прямой результат государственной политики. Один социальный работник в Израиле заботится о 149 семьях, тогда как стандарт эффективности - 100 семей. Можно ли говорить при такой нагрузке о нормальном обслуживании? Еще более усложняет картину то, что в 2021 году, например, свыше 9% ставок в отделах соцобеспечения были вакантными. А нехватка кадров увеличивает и без того высокую нагрузку. Известно, что профсоюз добился повышения заработной платы социальных работников, но для того, чтобы появился спрос на профессию, нагрузку необходимо уменьшить.
Читайте также
- Мы изучили также бюджеты местных властей, - добавляет Бен-Басат, - и обнаружили, что власти социально слабых населенных пунктов тратят на одного жителя заметно меньше, чем сильные. Государство выражает готовность выделить слабым городам 75% требуемого бюджета, но и на остальные 25% местным властям неоткуда порой брать деньги. Так создается неравенство, которое углубляет разрыв.
Выводы исследования однозначны: Израиль должен встать на путь многолетнего увеличения общественных расходов, разработав долгосрочный план его реализации. Согласно расчетам авторов исследования, системе социального обеспечения необходимы дополнительно 5,5 млрд шекелей в год, транспорту - 16 млрд, образованию - 36 млрд, полиции - 10 млрд, системе здравоохранения - от 20 до 40 млрд шекелей. По сравнению с этими суммами коалиционные фонды выглядят чуть ли не копеечными.
- Но у нас нет другого выбора, - утверждает Амит Бен-Цур. - Следующее десятилетие должно стать десятилетием восстановления Государства Израиль по всем параметрам жизни его граждан.
Источник: Маарив
Сокращенный перевод: Яков Зубарев