Когда в начале этой недели США объявили о создании военно-морской коалиции для защиты коммерческих судов, плавающих в Красном море, американцы первоначально заявили, что в ней примут участие 10 стран, пишет журналистка "Deutsche Welle" Катрин Шаер. Почти сразу возникли вопросы о том, почему некоторых крупнейших арабских военно-морских держав не было.
С середины ноября повстанческая группировка хуситов в Йемене запускает ракеты и отправляет беспилотники для преследования кораблей, проходящих через Баб-эль-Мандебский пролив. Высокопоставленный представитель хуситов заявил в социальных сетях, что это не прекратится, "пока преступления геноцида в Газе не будут прекращены и продовольствие, медикаменты и топливо не будет разрешено доставлять к осажденному населению".
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
"Вражда с Израилем является стратегическим смыслом существования для хуситов", — заявил недавно DW эксперт по региону Дэниел Герлах. "Это часть их заявления о том, что Израиль является их главным врагом, хотя на самом деле прямого территориального конфликта с Израилем, конечно, нет. Но они хотят показать всему мусульманскому и арабскому миру, что они на стороне палестинцев".
19 ноября повстанческая группировка, которая с 2015 года участвует в гражданской войне внутри страны и в настоящее время контролирует большую ее часть, захватила грузовое судно "Гэлакси Лидер", совладельцем которого является израильский бизнесмен.
Другие корабли подвергались атакам с помощью дронов, а в одном случае корабль был даже ненадолго взят на абордаж.
Нападения в основном происходят в Баб-эль-Мандебском проливе, который соединяет Аденский залив с Красным морем и в самом узком месте имеет ширину 32 километра. Он открывает судам доступ к Суэцкому каналу — кратчайшему пути между Европой и Азией.
В результате несколько крупных судоходных компаний приостановили операции по прохождению своих судов через пролив.
Предлагаемая военно-морская коалиция США для защиты коммерческого судоходства от угроз хуситов называется Операция "Страж процветания". США пригласили 38 других членов так называемых Объединенных морских сил, или CMF, возглавляемой США коалиции по обеспечению безопасности на море на Ближнем Востоке, присоединиться к ним.
На данный момент только девять стран публично заявили о своем присоединении к США: Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Сейшельские острова и Великобритания.
Но почти сразу же возникли вопросы. Правительство Испании отрицало свое участие, французы опасались, что их участие может отвлечь от других операций, а итальянцы заявили, что их корабль останется под итальянским командованием.
Но одним из самых больших вопросов было отсутствие каких-либо более крупных стран Ближнего Востока. Бахрейн на данный момент является единственной страной Ближнего Востока, вовлеченной в конфликт. Но это неудивительно: в этой маленькой стране находится 5-й флот ВМС США.
Египту есть что терять
Суэцкий канал принадлежит Египту и является важным источником дохода — до 10 миллиардов долларов в год — для страны, которая уже переживает экономический кризис.
Египет также является членом CMF. Операция "Страж процветания" будет проходить под эгидой оперативно-тактической группы 153 (Combined Task Force 153) CMF, которая занимается обеспечением безопасности на Красном море, а также мониторингом Ирана и противодействием сомалийскому пиратству. В конце прошлого года Египет по ротации принял командование группой 153.
Несмотря на то, что Египет, вероятно, потеряет миллионы из-за блокирования Суэцкого канала, Египет не критиковал нападения хуситов и открыто не присоединился к военно-морской коалиции.
Эксперты говорят, что это, скорее всего, связано с близостью Египта к конфликту и чувствительностью к этому вопросу в арабском мире в целом.
Саудовская Аравия: мирные переговоры с хуситами
Саудовская Аравия также является членом возглавляемого США CMF. Однако в последнее время саудовцы также способствуют разрядке напряженности в отношениях с хуситами, с одной стороны, и спонсорами хуситов в Иране, с другой.
Саудовская Аравия возглавляет военную коалицию против хуситов в гражданской войне в Йемене с 2015 года. Богатая нефтью страна в последнее время пытается выбраться из этого конфликта, который более или менее зашел в тупик, и участвует в мирных переговорах.
Эксперты приходят к выводу, что саудовцы не присоединились к военно-морской коалиции, потому что они обеспокоены тем, что это помешает мирным переговорам и, возможно, даже повредит недавно налаженным отношениям с Ираном.
Существует также вероятность того, что хуситы снова нанесут удар по саудовским нефтебазам, как они это сделали в 2019 году. Хуситы пригрозили атаковать их, если ОАЭ или Саудовская Аравия присоединятся к новой военно-морской коалиции.
Объединенные Арабские Эмираты: жесткий подход
Судя по всему, Объединенные Арабские Эмираты заинтересованы в более жесткой позиции в отношении хуситов, хотя они и не присоединились к военно-морской коалиции.
ОАЭ и Саудовская Аравия "имеют разные взгляды на подход к проблеме хуситов", написал на этой неделе адмирал ВМС США в отставке Джеймс Ставридис в статье для "Bloomberg". "ОАЭ призывают к решительным военным действиям против повстанцев, в то время как Эр-Рияд хочет более взвешенного подхода. Их нужно убедить отложить эту позицию в сторону".
В мае ОАЭ заявили, что выходят из CMF, хотя это еще не было официально оформлено, сообщила на этой неделе бейрутской газете "L'Orient-Le Jour" исследовательница Итальянского института международных политических исследований Элеонора Ардеманьи.
ОАЭ "не удовлетворены мерами Вашингтона по обеспечению безопасности на Ближнем Востоке, которые в последние годы считались слишком слабыми", — пояснила Ардеманьи. "Однако они по-прежнему поддерживают жесткий ответ, направленный на подрыв военного потенциала хуситов и снижение угрозы коммерческому судоходству, поскольку, в отличие от саудовцев, они не участвуют в двусторонних переговорах".
Еще одной проблемой может стать обеспокоенность по поводу нападений хуситов на нефтяные месторождения ОАЭ.
Читайте также
Плохой имидж в арабском мире
Аналитики также говорят, что единственное, что объединяет три красноморские державы, это то, что они не хотят, чтобы их считали защитниками Израиля.
Опросы общественного мнения регулярно показывают, что вопрос палестинской государственности имеет огромный резонанс среди людей на Ближнем Востоке. Из-за этого ближневосточные лидеры склонны говорить об этом на словах, даже если на самом деле они не хотят ничего с этим делать.
В течение последних нескольких лет США поощряли сотрудничество между Израилем и странами Персидского залива в целях борьбы с иранским влиянием, отметила на прошлой неделе приглашенный научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Камилла Лонс.
"Теперь война в Газе означает, что сотрудничество в области безопасности на Красном море вряд ли произойдет в ближайшее время, поскольку государства Персидского залива, такие как Саудовская Аравия, теперь не желают продолжать нормализацию отношений с Израилем".
На самом деле есть еще девять стран, которые будут участвовать в новой военно-морской коалиции, но не хотят предавать огласке свое участие, сообщили журналистам источники в администрации США.
Пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Джон Кирби подтвердил это на брифинге 19 декабря. На вопрос, почему Саудовская Аравия и ОАЭ не фигурируют в списке возможных членов коалиции, Кирби ответил, что есть некоторые страны, которые согласились участвовать и быть частью этого. Но они сами решают — они суверенные государства — насколько публичным они хотят это видеть.