Экстремальная буксировка - неофициальный вид спорта, в котором силачи соревнуются в способности протащить тяжелый грузовик или даже железнодорожный локомотив. Невероятным напряжением сил им удается сдвинуть многотонную махину на несколько метров… Увы - израильская разъяснительная работа во время войны с ХАМАСом напоминает именно этот спорт: несколько человек трудятся изо всех сил, стараясь обеспечить аудиторию за пределами Израиля правдивой информацией о происходящем в Газе. Но движутся наши люди вперед так же медленно, как тягачи-тяжеловесы с самосвалом за плечами.
В канцелярии премьер-министра уже 8 октября был создан специальный штаб по разъяснительной работе, который возглавил глава Национального управления публичной дипломатии Мошик Авив. Штаб разрабатывает информационную стратегию и координирует действия структур, занимающихся МИДа, министерства по делам диаспоры и пресс-службы ЦАХАЛа. В обычные дни в системе национальной разъяснительной работы трудятся шесть человек, с началом войны их число было значительно увеличено.
- Мы воюем не только на суше, воде и в воздухе. Мы воюем и в медиаполе, все израильтяне это понимают, - сказал заместитель главы штаба доктор Цуриэль Раши представителям СМИ, которых пригласили посмотреть, как ведется разъяснительная работа. В одном из зданий минобороны организованы и студия для выхода в эфир, и комната ежедневных оперативных совещаний, в которых участвуют также представители правительственного пресс-бюро (ЛААМ), Совета по нацбезопасности, Управления чрезвычайных ситуаций (РАХАЛ) при минобороны и многих других ведомств, вплоть до ШАБАКа и Управления тюрем.
Это очевидная истина. Но войны выигрывают не те, у кого больше солдат, а те, кто более технологически продвинут и способен потратить больше средств. При этом почти два месяца министр финансов Бецалель Смотрич не спешил открыть казенный кошелек, и штаб на 50-й день войны оперирует совокупным бюджетом всего в несколько десятков миллионов шекелей.
"Миру понадобилось 50 лет, чтобы начать отрицать Катастрофу. А тут хватило 50 дней, чтобы пытаться отрицать зверства террористов, - рассказывает доктор Раши. - Мы выпустили уже более 200 инфографик по разным темам, связанным с войной; организовали для более чем 2 тысяч журналистов поездки в поселки, граничащие с сектором Газа; более 300 побывали в лагере Шура (станция сбора и опознания останков людей, погибших в резне 7 октября. - Прим. "Деталей").
Большой кампейн, в частности, был ориентирован на ЛГБТК-сообщества, которые поддержали ХАМАС, что абсурдно само по себе, потому что представителей секс-меньшинств террористы на подконтрольных им территориях убивают. Родственники похищенных выезжают в другие страны. Проводятся мероприятия офлайн, их обеспечивают поддержкой. Мы проводим кампейны в СМИ и очень много работаем в социальных сетях. Сообщения министерства диаспоры получили, по данным на конец прошлой недели, 863 миллионов просмотров, сообщения МИД Израиля - 2,4 миллиарда просмотров. Мы опубликовали уже более 10 тысяч твитов и постов".
Пусть эти цифры не вводят в заблуждение: должно быть больше. В тот самый час, что доктор Раши рассказывал о работе штаба, его глава Мошик Авив на заседании подкомиссии по разъяснительной работе комиссии кнессета по иностранным делам и обороне убеждал депутатов, что денег на израильскую пропаганду следует выделять больше. Намного больше, чем сегодня. В итоге председатель подкомиссии Зеэв Элькин и министр финансов Бецалель Смотрич пообещали увеличить бюджет 2023 года на разъяснительную работу министерству по делам диаспоры с 13 миллионов до 33 миллионов. Эти деньги министерство обязано перераспределять через правительственное пресс-бюро ЛАПАМ, которое также вправе привлекать внешних подрядчиков.
Но миллион шекелей в день на разъяснительную работу - просто смешная сумма. Нужно в несколько раз больше, и непонятно, почему государство продолжает игнорировать эту простую истину даже в то время, когда каждый день войны стоит израильской экономике 270 миллионов долларов?! Помимо продвижения публикаций в соцсетях нужны прямые выходы на крупных международных инфлюенсеров. Помимо интервью иностранным каналам и журналистам нужны прямые контакты с крупными СМИ, в которые могут пробивать статьи привлеченные PR-агентства. Деньгами (точнее, угрозой ухода еврейских мегадоноров) удается снизить накал антисемитизма в западных кампусах. Деньги (точнее, отказ крупных рекламодателей) помогли утихомирить впадающего в антисемитизм Илона Маска. И таких примеров множество. Держать израильские информационные войска на голодном пайке - все равно что не давать снарядов артиллерии и горючего самолетам: результатом станет проигрыш на поле брани.
Читайте также
Отдельная часть работы - реагировать на наиболее яркие выпады антисемитов. Когда премьер-министр Ирландии назвал похищенного и затем возвращенного в Израиль ребенка "потерявшейся девочкой", Коэн оперативно ему ответил. А вот выпады Владимира Путина и его пропагандистов решено не замечать - такую рекомендацию штаб получил "сверху". До сих пор здесь рассуждают: а стоит ли вообще давать интервью российским СМИ, если затем любая фраза израильтян может быть вырвана из контекста, обрезана и искажена до неузнаваемости. К обеспечению информацией русскоязычных, которых по всему миру около 260 миллионов человек, привлечены советники премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман и Ариэль Бульштейн.
"TikTok атакует нас. Более 50% молодых людей в США в возрасте от 18 до 24 лет, которые пользуются этой сетью, оправдывают резню [7 октября]. Не ХАМАС - саму резню!" - подчеркнул доктор Раши. Но и против этой соцсети по определенным политическим причинам Израиль сейчас не выступает. "В нашей работе есть и ограничения, и разные политические предпочтения. О многих темах во время войны мы предпочитаем не говорить", - объяснили в штабе разъяснительной работы.