"Израиль сейчас переживает настоящую трагедию. Подлые убийцы проникли на его территорию, насиловали, убивали и похищали стариков, женщин, детей и младенцев в их домах. Речь не о поле боя и противостоянии армий, а об ужасающей террористическом нападении, потрясшем весь мир. Ну почти весь. Есть страны, которые были менее шокированы — Китай, например".
Об этом 12 октября писала Галия Лави, исследователь израильско-китайских отношений в Институте исследований национальной безопасности (INSS) и заместитель руководителя Центра израильско-китайской политики имени Дианы и Гилфорд Глейзер.
"Заявление представителя МИД Китая, как всегда, было лаконичным и говорило о сдержанности "всех сторон". […] Он не упомянул ХАМАС и с таким же успехом это сообщение могло быть адресовано Израилю, который начал военную операцию в секторе Газа. Посольство Израиля в Китае, осмелившееся написать в китайской социальной сети Weibo пост, в котором заявило, что также ожидает, что Китай осудит ХАМАС, сразу же получило тысячи ненавистнических и антисемитских ответов от китайцев. Китайская цензура не помешала им продолжить протест, пока пост не заблокировали за комментарии. […] Китайская пресса также продолжала придерживаться той же линии, рассматривая преступный террористический акт как часть "конфликта между странами".
Более того, китайские исследователи даже использовали этот инцидент, чтобы выступить против США, которые, по их словам, "накаляют ситуацию".
Лави резюмировала ситуацию следующим образом: ""Важно уточнить и напомнить: Китай - великая и экономически развитая держава, но он не друг Израиля".
Резкое заявление относительно Китая
"Я думаю, что ни один человек, который знаком хотя бы с малой частью новостей, описаний в видеороликах и свидетельств ужасов, не может оставаться спокойным и уж точно не может призвать все стороны успокоиться. Не говоря уже о том, что позже представители МИД Китая, в том числе посол Китая в ООН, а также посол Китая на Ближнем Востоке, повторили те же сообщения и даже усугубляют свои высказывания против Израиля".
"Китайский подход или, по крайней мере, китайские заявления призывают Израиль не причинять вреда палестинскому народу, остановиться и вернуться к переговорам, как будто все идет, как обычно, как будто на наши головы было выпущено несколько ракет, и теперь ЦАХАЛ приступает к рядовой операции, еще одному раунду из многих, которые, к сожалению, происходили в прошлом. Это не соответствует настоящему положению вещей. В этом посте мне было важно отметить, что Китай не воспринимает положение вещей таким, какое оно есть.
Сегодня стоит сказать — того, что было раньше, уже не будет. Даже в аспекте израильско-китайских отношений, я думаю, того, что было раньше, уже не будет".
- Что Вы имеете в виду? Израильские исследователи по сей день говорят об установлении обширных связей с Китаем, вопреки неоднократным требованиям США, где все спецслужбы рассматривают Китай как угрозу безопасности номер один для Запада. Почему сейчас ваше отношение вдруг изменилось, что произошло?
Галия Лави: Я объясню. Восприятие официального Израиля, которое еще неделю назад бытовало даже среди исследователей в Израиле, включая, кстати, и меня, заключается в том, что Китай - великая держава, вторая экономика в мире. США также ведут дела с Китаем. Дело в том, что и США не разорвали связи с Китаем.
Поэтому Израиль тоже имеет деловые связи с Китаем в пределах возможного. Идея была в том, что надо быть осторожным там, где это возможно, и можно спорить, достаточно ли вы были осторожны или нет, но вы продолжаете вести бизнес с Китаем. Такой же позиции придерживалось и израильское правительство, и исследователи.
Вот почему отношения между Израилем и Китаем до сих пор были дружескими. Израиль понимал ограничения Китая - он понимал, что Китай был вынужден по разным причинам голосовать против него в ООН и оказывать поддержку палестинцам. Все это было ясно и приемлемо. […]
Я говорю вам исходя из знаний, что в последние годы, даже до коронавируса, стратегическая мысль Нетаниягу заключалась в том, что мы будем вести бизнес с Китаем, установим с ним личные отношения, они узнают нас и поймут, кто мы, поймут нашу историю и тогда нам удастся убедить их изменить свое голосование в ООН. Это сработало в ограниченной степени с Индией, но не сработало с Китаем.
Читайте также
— И что изменилось сейчас?
- Случилось нечто важное. Я не разговаривала с правительственными чиновниками, потому что они были заняты на прошлой неделе, но я думаю, что ситуация [с Китаем] должна измениться. Мы пережили трагедию, напоминающую Холокост, и сейчас не время поддерживать террористическую организацию, которая это совершила. Китайцы могут поддержать право палестинцев на государство - в конце концов, США делают то же самое. США выступают за создание двух государств, но это не мешает им выступать против ХАМАСа и оказывать поддержку Израилю. Я не ожидаю, что Китай отправит нам авианосец, но я ожидала, что они выскажут резкое осуждение, поговорят с иранцами и успокоят их, будут использовать свои связи с палестинцами, "Хизбаллой" и всеми другими сторонами. Китай имеет обширные связи.
Если Китай не осуждает ХАМАС, а посол Китая в ООН говорит так, как будто в Израиле ничего не произошло, в то же время он выступает против обстрелов мирных жителей в секторе Газа и полностью игнорирует израильские жертвы, — а некоторые из них, кстати, являются китайцами - на самом деле он поддерживает [ХАМАС]. Это именно поддержка. К сожалению, нечто ужасное произошло в Израиле и в мире.
Когда эта история закончится, Израилю необходимо будет переосмыслить свою политику в отношении Китая. Я не могу сказать, что мы разорвем все связи с Китаем.
Это не значит, что завтра не будет торговли или не будет туристов. Но мы должны принять во внимание, что Китай здесь не встал на нашу сторону, и сразу же сократить заявления, подобные тем, которые были сделаны незадолго до того, как все началось - что Нетаниягу едет в Китай, чтобы показать США, что ему есть альтернатива, альтернативы США нет, и мы это сейчас видим.
Начнем разъяснять это и китайцам, потому что китайцы в то время уже начали плясать по этому поводу, и, конечно, любые мысли о том, что Китай будет посредником между Израилем и палестинцами, должны быть отвергнуты.