Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+18+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

"Черная метка" светскому Израилю, и это только начало

Буря разразилась в Судный день, но вызвавший ее ветер посеяли в израильском обществе уже давно. Сейчас просто настало время пожинать урожай.

05.10.2023
Источник:Детали
Фото: ShutterStock

В августе 2019 года Афулу потряс грандиозный скандал. На всю страну. Певец-ультраортодокс Моти Штайнмец потребовал, чтобы на его концерте в общественном парке была установлена перегородка между мужчинами и женщинами. Закон тогда еще запрещал финансировать из общественных денег мероприятия с гендерной сегрегацией - лишь в нынешней каденции Бецалель Смотрич внес поправку, делающую это возможным. Но и в 2019-м БАГАЦ постановил, что поставить перегородку можно, но при условии, что останется уголок, где мужчинам и женщинам можно будет сидеть рядом.

Тут стоит отвлечься от актуалий, чтобы послушать одну очень красивую историю. Точнее, я перескажу вам мидраш к самой первой главе Торы. Мидраш этот рассказывает, как же Первая Женщина (не в смысле "первая леди", а именно первая женщина в мире) дошла до первородного греха.

Было так. Адам то ли ушел осматривать только что созданный мир, то ли просто устроил себе полуденную сиесту, но только Хава гуляла по райскому саду одна. И встретила Змея. Который ехидно поинтересовался, а правда ли, что Бог запретил им с мужем есть плоды со всех деревьев сада. На что Хава возмущенно ответила: а вот и ничего подобного! Только с Дерева Познания есть нельзя и даже прикасаться к нему нельзя, а кто прикоснется, умрет. Зато плоды остальных деревьев - ешь до отвала.

Позвольте, но ведь Всевышний запретил только есть! Откуда же появилась прибавка про смерть? А просто Адам рассудил, что у Хавы волосы длинные и роскошные, а вот ум короток, потому прибавил еще и запрет прикасаться к дереву, чтобы уж обезопасить наверняка.

"Вот, значит, как", - хмыкнул Змей и толкнул Хаву прямо на ствол запретного Дерева. "Видишь, - заключил он, - не умерла же ты. Значит, Бог вас обманул, можно и плоды эти есть".

Дальнейшее известно.

Мидраш - это всегда притча с моралью. А мораль тут простая и актуальная: вот к чему приводят устрожения.

Можно долго спорить по вопросу, а требует ли вообще еврейский ортодоксальный закон перегородки в синагоге. Можно вспомнить архитектуру европейских синагог: женщины сидели на балконе и смотрели на молившихся внизу в зале мужчин - без занавески! Но так уж сложилось, что в XX столетии обычай устанавливать перегородку в синагоге устоялся. И синагога, в которую, если перефразировать программное изречение Бен-Гуриона, не ходит светский израильтянин, - с перегородкой. Такова была привычная норма, если хотите, часть статус-кво. И попытки эту норму изменить особой поддержки не встречали.

Только в последние 10-15 лет "харедим" (ультраортодоксы) и "хардальники" (радикальное крыло "вязаных кип", по большинству вопросов смыкающееся с "харедим") активно пытаются перекроить общественное пространство в Израиле и сделать гендерную сегрегацию его неотъемлемой и интегральной частью. Так что сегодня мы наблюдаем эффект бумеранга: попытки установить перегородки между мужчинами и женщинами всюду - на концертах, в национальных парках, в автобусах и прочих местах - привели к тому, что светские израильтяне опасаются гендерного разделения даже во время молитвы.

Черный вместо оранжевого

Организация "Рош Иегуди" была создана в 1994 году. То были годы Норвежских соглашений, и жители поселений, в первую очередь Хеврона, хотели убедить израильтян, живущих в пределах "зеленой черты", что у поселенцев нет рогов и копыт. Они пытались заручиться поддержкой в центре страны, если придется вести борьбу против разрушения поселений.

Гендиректор "Рош Иегуди" Исраэль Зеира - выпускник находящейся в Хевроне ешивы "Шавей Хеврон", которую основали выпускники ешивы "Мерказ ха-Рав", последователи рава Кука. Это была попытка достичь широкого консенсуса в израильском обществе. Не случайно первым главой общественного совета при "Рош Иегуди" стал Яаков Неэман, впоследствии - министр финансов в одной из коалиций Нетаниягу, назначенный на этот пост личным распоряжением премьера.

Но прошло совсем немного времени, и организация поменяла направление своей деятельности. В 1997 году в ешиве "Мерказ ха-Рав" произошел раскол. Раввин Цви Тау, очень жесткий и последовательный фундаменталист, занимавший более радикальную позицию в вопросах религии, пришел к выводу, что шансов возглавить "Мерказ ха-Рав" у него нет, и основал новую ешиву - "Ар Амор". Ешивы, примкнувшие к новому направлению, стали называться "ешивами линии", а последователи рава Тау, соответственно, "кавниками" ("кав" на иврите - "линия"). Главы ешивы "Шавей Хеврон" тоже предпочли направление рава Тау, и направленность организации "Рош Иегуди" изменилась соответственно.

Радикализация течения "хардаль" после разрушения Гуш-Катифа пошла в ускоренном темпе. Но это была радикализация не политическая, а именно религиозная. Ашкеназы-"харедим" вошли зимой 2005 года в распадавшуюся коалицию Ариэля Шарона и обеспечили возможность осуществить программу размежевания, но в результате "хардальники" как раз приблизились к "харедим" и полностью приняли их позиции, нормы и установки в вопросах религии, общества и государства.

Помните первый политический кризис, с которого все началось? Он разразился в апреле 2019-го. Коалиционные соглашения остались тогда исключительно на бумаге, но тем не менее основное требование Смотрича, закрепленное в тех бумагах, весьма симптоматично: относилось оно не к статусу поселений, а к "харедизации" общественного пространства. Смотрич требовал изменить закон и позволить проводить за государственный счет общественные и культурные мероприятия с гендерной сегрегацией. Оранжевый цвет протеста против плана размежевания сменился черным.

Последователи рава Тау - это "Пелег Иерушалми" сектора "вязанных кип". Сторонники гендерного разделения с детского сада и до могилы. Всюду - в учебных заведениях, на общественных мероприятиях, а отнюдь не только в синагоге ("Иерусалимская фракция" - радикальная и агрессивная секта, устраивающая шумные демонстрации в Иерусалиме, зачастую заканчивающиеся стычками с полицией, поджогами мусорных баков и т. п. Их не устраивало даже строительство трамвая в столице Израиля. - прим. "Деталей"). "Рош Иегуди" же занимает позиции еще более крайние, чем мейнстрим "хардаля", который и представляет Смотрич. Исраэль Зеира не агитирует за поселения в Иудее и Самарии, нет. Он продвигает патриархальную и крайне агрессивную повестку "кавников", последователей рава Тау.

Будь Яаков Неэман жив, сегодня он никак не мог бы возглавлять общественный совет "Рош Иегуди": линию сегодня там определяют радикалы.

Раввин Игаль Левенштейн, за несколько дней до Йом Кипура приехавший прочесть лекцию посетителям семинаров "Рош Иегуди", отнюдь не случайный гость в организации. Левенштейн приобрел в стране печальную известность резкими высказываниями в адрес сексуальных меньшинств и женщин. Религиозных девушек-военнослужащих он мало что назвал "нееврейками", но и позволил себе по отношению к ним двусмысленно-похабное выражение, повторять которое я не хочу. Но Левенштейн просто более известен, чем все прочие лекторы, а относятся они к тому же направлению - "кавники".

Читайте также

Миссионеры? Нет - политики

На прошлой неделе я позвонила в организацию "Рош Иегуди". Спросила, что они могут предложить семье с тремя детьми, которая хочет приблизиться к традиции. Милая девушка на той стороне провода ответила, что… такая семья - не их целевая аудитория. Что их мероприятия ориентированы на молодых, от 20 до 30 лет, желательно - не состоящих в браке. А семье, которая хочет вернуться к традиции, она советует обратиться в ХАБАД.

Вот как просто открывается ларчик: основная задача "Рош Иегуди" - вовсе не миссионерская деятельность среди светских евреев. Основная задача - политическая. Зеира не рассчитывает на то, что слушатели лекций сделают "тшуву", станут вести религиозный образ жизни. Цель иная. Сегодняшние 20- и 30-летние обзаведутся семьями, квартирами, займут место в структуре и мозаике светских городов. И когда настанет время - поддержат требования фундаменталистов изменить облик этих мест.

За примерами далеко ходить не надо. Вот один из них: на этих муниципальных выборах "Рош Иегуди" оказывает действенную поддержку бывшему кадровому военному полковнику в отставке Разу Саги, который баллотируется на пост мэра города Рош-ха-Аин. Кандидат - светский, но разделяет патриархальные установки Зеиры и активно выступал против службы девушек в армии. Помните раввина Левенштейна?

Для реализации своего видения мира фундаменталистам вовсе нет необходимости дожидаться демографического превосходства религиозных над светскими. Тем более что отнюдь не все религиозные хотят установить в государстве и общественном пространстве ультраортодоксальные нормы поведения. Нет, фундаменталистам достаточно смягчить сопротивление светских и завербовать сторонников в светских городах. Поэтому "Рош Иегуди", активно собирающая пожертвования и при этом получающая средства также из государственной казны, занимается вовсе не созданием новых религиозных общин. Это - политика.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке