Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+24+16

Мнения

А
А

"Для танго нужны двое": управляющий Банка Израиля ждет Нетаниягу

Амир Ярон готов на продление каденции, но "решение зависит не только от меня". Правовая реформа? "Повышение риска для израильской экономики".

Иегуда Шарони
24.09.2023
Источник:Новости недели
Фото: Reuters

На момент написания этих строк еще не ясно, останется ли управляющий Банка Израиля профессор Амир Ярон на еще один пятилетний срок. На самом деле вероятность того, что полномочия не будут продлены, выше. Каденция завершается в конце 2023 года, а Нетаниягу все тянет с ответом.

Нетаниягу встретился с управляющим, и вновь было решено отложить вопрос о продлении каденции на потом. Профессор Ярон потребовал, в качестве своего рода завещания, чтобы решения относительно правовой реформы принимались при широком консенсусе. Нетаниягу выслушал и вежливо кивнул.

В беседе со мной управляющий не упоминает о возможности продолжить работу или выйти в отставку. Он, как обычно, крайне деликатно относится к спорным вопросам и с осторожностью сапера обходит препятствия и проблемные темы. Порой складывается ощущение, что мне выпала честь беседовать не с финансистом, а с главой Комиссии по атомной энергии относительно планов нападения на Иран.

- Сейчас я не думаю о будущей карьере, а продолжаю работать по 24 часа в сутки семь дней в неделю, - делится профессор Ярон, отказываясь комментировать свои планы на ближайшее время. - Я хочу снизить инфляцию и стабилизировать экономический рост. В экономике сегодня много проблем. Углубляется социальный разрыв, стоимость жизни не снижается. Я считаю, что моя работа на посту управляющего Госбанком не закончена, и я целиком занят укреплением экономики.

- Почему вы еще не объявили о своем будущем на посту управляющего ЦБ? Неопределенность в этом вопросе нежелательна, -= говорю я в начале интервью.

- Я сказал, что приму решение ближе к праздникам, — отвечает он. - Это зависит не только от меня, потому что, решение, кому быть управляющим, принимает премьер-министр. Для танго нужны двое. К октябрю все станет понятно.

Однако профессор Ярон дает понять, что заинтересован в продолжении каденции.

- В экономике много проблем, — поясняет он. - Углубляется социальный разрыв, идет снижение инфляции до установленного уровня, а таже снижение стоимости жизни. Моя работа на посту управляющего не закончена.

Профессор Амир Ярон - не из обычных управляющих. В начале каденции многие считали его "серым" специалистом, который после карьерного скачка просто желал благополучно вернуться домой, в Америку. Он не умел, вгоняя в страх собеседников, стучать по столу, чтобы доказать свою правоту, как профессор Стэнли Фишер. Он не вел закулисные разговоры, как это делали некоторые его предшественники.

И все же он не оказался фрайером. Система трудовых отношений в Госбанке, которая поначалу зашла в тупик из-за демонстрации Яроном мускулов, в итоге выровнялась. Некоторые высокопоставленные чиновники ведомства, не поладившие с новым управляющим или не захотевшие следовать его рекомендациям, были вынуждены уйти по собственному желанию.

При этом стоит отметить, что при вступлении профессора в должность главы ЦБ экономическое положение Израиля было превосходным. Реформы приносили свои плоды, высокие технологии процветали, фондовый рынок рос, а запасы иностранной валюты вследствие ее массовых закупок в целях защиты экспортеров превысили рекордную планку в 200 млрд долларов. Международные кредитные компании давали экономике Израиля высокий рейтинг.

Но, как говорится, человек полагает, а Бог располагает. Именно на время Амира Ярона пришлись три экономических встряски, каждая мощнее предыдущей. Первой стала эпидемия коронавируса, которая на пике угрожала волной массового изъятия средств в банкоматах и разрушением финансовой системы. Вторым экономическим потрясением стала российско-украинская война, которая привела к росту цен на продукты, трудностям транспортировки товаров и инфляции, повлекшей за собой многократное повышение процентных ставок в Израиле и во всем мире. Ну, а на десерт была подана юридическая реформа, которая - хотели мы этого, или нет - создала беспрецедентный раскол в обществе и привела к пессимистическим прогнозам в экономике.

В нормальной стране каждого из этих событий по отдельности хватило бы на весь срок полномочий любого управляющего Госбанком. Но кто сказал, что Израиль - нормальная страна? Помимо всего прочего, наш управляющий, согласно законодательству, выполняет функцию экономического советника правительства. Забегая вперед, скажу, что, несмотря на все перечисленные трудности, профессор Ярон получил за свою работу на посту главы Госбанка Израиля высокую оценку коллег из других стран и международное признание, он вошел в десятку лучших руководителей национальных банков и в конце прошлого года был избран председателем банковского сообщества группы стран. Ярон - один из немногих управляющих ЦБ, регулярно участвующий в самой престижной международной конференции коллег, проводимой в американском Джексон-Хоул. А буквально на днях он побывал на таком форуме в швейцарском Базеле.

Но зачем путать израильских политиков фактами? Несмотря на все это, и на ожидания, что премьер-министр оценит и предложит продлить полномочия, Нетаньяху не приезжает и не звонит.

Каждые выходные главный банкир страны совершает прогулку по герцлийскому пляжу. Его узнают, нередко дают советы по поводу того, как проводить денежно-кредитную политику. Их Ярон готов выслушать и с улыбкой им ответить. Но он категорически против вмешательства в свою работу политиков. Некоторые из них даже пытаются не только навязать свое "профессиональное" мнение, но и оскорбить. Министр по делам еврейского наследия Амихай Элиягу, к примеру, назвал профессора Ярона "диким человеком, которого следует пинком спустить со всех ступеней".

А министр связи Шломо Караи обвинил в оторванности от народа, добавив, что на его место можно поставить и робота. Нетаниягу слышит все это и безмолвствует. Однако следует признать, что после беспрецедентных по жесткости предупреждений "обвиняемого" в том, что политики пересекают "красную линию" и наносят ущерб независимости Банка Израиля, Биньямин Нетаниягу наконец-то положил конец попыткам вмешательства - но не потребовал от популистов прекратить нападки.

К чести профессора Ярона, его не тронули нападки на него лично.

- Они характеризуют, скорее, тех, кто нападает, - говорит он. - Для меня важнее защитить независимость Банка и управляющего - не лично меня, а его статус. Известно немало случаев, когда попытки ослабить независимость того или иного национального банка привели к ущербу экономике. На мой взгляд, на карту поставлены интересы бизнеса и домашних хозяйств, поэтому я не могу оставаться в данном вопросе равнодушным.

- Возможно, ваши высказывания на тему юридической реформы были слишком резкими и могли стоить вам назначения?

- Роль Банка Израиля состоит в том, чтобы вовремя увидеть слабые места экономики и проблемы, возникающие в результате законодательных инициатив. Мы уже наблюдаем последствия намечаемой юридической реформы - 10-процентную девальвацию шекеля, связанное с этим подорожание товаров и добавление одного-полутора процентов к нынешнему росту инфляции. Вся экономическая литература говорит о связи периода неопределенности с ростом экономики, поэтому я и считаю, что реформа должна проводиться при широком консенсусе.

- Вы участвовали в демонстрациях протеста?

- Нет, конечно. Я занимаю общественную должность и не могу участвовать в таких акциях. Я работаю исключительно как профессионал, не вдаваясь в политические соображения.

- Чем вы объясняете то, что, несмотря на продолжающиеся протесты, международные компании не понижают кредитный рейтинг нашей экономики?

- Специалисты этих компаний принимают решения на основе изучения многих экономических факторов и, конечно же, после встреч с представителями Банка Израиля. И они видят, что мы находимся в отличной финансовой ситуации - с хорошим и стабильным ростом экономики. Это особенно заметно на фоне множества других развитых стран. В долгосрочной перспективе они смотрят на ситуацию с институтами власти и их независимостью. Я не хочу предсказывать, что произойдет с рейтингами, если ситуация не изменится в ближайшие два месяца. Неопределенность в течение длительного времени вредна для экономики, поэтому давать прогноз на отдаленное будущее довольно сложно.

Профессор Ярон не скрывает своего мнения в отношении политики процентных ставок. В этом вопросе против него, как известно, велась настоящая "война на истощение". Он повысил процентную ставку с 0,1% годовых в апреле прошлого года до 4,75% в году нынешнем и, похоже, это еще не конец, учитывая незатухающую инфляцию. Он подвергался нападкам как со стороны ассоциацией предпринимателей, так и со стороны политиков-популистов, которые совершенно не понимают роль Банка Израиля.

- Сожалеете ли вы о том, что задержали в прошлом году повышение банковской учетной ставки?

- Прежде всего, хочу отметить, что мы были одними из первых, кто реализовал ограничительную денежно-кредитную политику, - это началось еще в мае 2022 года через рынок облигаций и иностранную валюту. По сравнению с другими центральными банками данное ужесточение оказалось жестким и быстрым. Но война в Украине потребовала еще более решительных мер. После публикации августовского индекса в 0,5% мы достигли уровня инфляции в 4% за последние 12 месяцев, и это пока выше установленной правительством границы. Так что, скорее всего, нам придется возобновить повышение банковских процентных ставок.

Профессор Ярон подвергся нападкам и в связи с высокими прибылями банковской системы. Банки завершили первую половину 2023 года с рекордной прибылью в 13,6 млрд шекелей, что вызвало бурную реакцию министров правительства и, в первую очередь, министра финансов Бецалеля Смотрича. Хотя тот и в подметки Ярону не годится, но вышел с инициативой, согласно которой сверхприбыли банков будут обложены налогом, а эти средства распределены среди населения. Это патент, который еще нигде и никогда не был опробован. Такие вопросы, как что считать прибылью, а что сверхприбылью, кто и как будет распределять деньги среди населения - все эти вопросы остаются без ответа.

Читайте также

Управляющий ЦБ выступил против этой инициативы и категорически ее отверг. Однако это не помешало ему вызвать глав банков и устроить им разнос. Он призвал их "подставить плечо" и предпринять несколько шагов, которые облегчили бы жизнь клиентам, как в области выплаты процентов по текущим счетам, так и в вопросе погашения ипотеки.

- Главный способ улучшить ситуацию в банковской сфере - устранить барьеры и повысить конкуренцию. Недавнее открытие двух цифровых банков - одна из важных мер в этом направлении. Другие банки также должны предпринять дальнейшие шаги в интересах клиента. Власть в конечном счете находится в руках клиента, и он должен ею пользоваться. Клиенты должны проверять варианты условий в нескольких банках, прежде чем решить, что делать, и, конечно, немного больше понимать в финансовых вопросах, повышать свою финансовую грамотность.

- Стабильна ли наша банковская система в международном масштабе?

- Банковская система Израиля стабильна. Она действует с хорошей прибыльностью и профицитом капитала, некоторые даже могли бы назвать его слишком высоким. Мы наблюдали крах нескольких банков в США, у нас же ни один банк не потерпел крах и не собирается, так что клиенты могут спать спокойно.

К сожалению, правительство не придавало Амиру Ярону в роли экономического советника слишком большого значения. Он не смог продвинуть ряд структурных реформ в сфере транспорта, в направлениях, связанных с сокращением социальных разрывов в сфере образования, с поощрением выхода на работу, с инвестированием в инфраструктуру и с изменением бюджетных приоритетов в целом.


Источник: Маарив

Сокращенный перевод: Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке