Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+19
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Станут ли США, Израиль и Саудовская Аравия дружить против Ирана?

Насколько США готовы защищать своего союзника? Если иранские войска займут часть территории, в Вашингтоне скажут: "Придется договариваться"?

26.08.2023
Источник:Caliber.Az
Фото: Reuters

В конце июля американские СМИ заговорили о возможности новой грандиозной сделки - политического соглашения между США, Израилем и Саудовской Аравией. Речь идет, возможно, о самом крупном изменении ближневосточной политики со времен "Соглашений Авраама", а может быть и о чем-то куда более существенном.

Напомним, что "Соглашения Авраама" — это серия договоров о взаимном признании между Израилем и несколькими арабскими государствами (ОАЭ, Бахрейн и Марокко). США во время администрации президента Трампа выступили в качестве посредника в этой сделке. Договор открывал широкие возможности для формирования арабо-израильской коалиции, направленной против Ирана.

"Соглашения Авраама" связаны с растущим арабо-иранским соперничеством и экспансией ИРИ, добившейся военно-политического доминирования в таких странах, как Ирак, Сирия и Ливан, а также в Северном Йемене. Тегеран построил "шиитский полумесяц" - сферу влияния от границ Афганистана до Бейрута. Такое усиление Ирана вывело арабо-иранский конфликт на первый план, затмив собой израильско-палестинское противостояние.

На этом фоне США смогли добиться сотрудничества между Израилем и арабами Персидского залива. Заговорили даже об арабо-израильском блоке, противостоящем иранскому. Возможно, подобные планы имеют под собой основания, но с тех пор многое изменилось. Тогда все ожидали присоединения к "Соглашениям Авраама" Саудовской Аравии - крупнейшей и самой богатой монархии залива. Этого не случилось. Напротив, саудовцы восстановили дипотношения с Ираном и пообещали инвестировать в его экономику около миллиарда долларов. Ранее ОАЭ также восстановили отношения с Ираном. Обе страны обсуждают совместные с Тегераном проекты безопасности в Персидском заливе, что особенно актуально в виду того, что иранцы регулярно нападают на нефтяные танкеры, а их прокси в Ираке и Йемене обстреливают промышленные предприятия и аэропорты в Саудовской Аравии.

К тому же Саудовская Аравия проявила непокорность по отношению к своему союзнику - Вашингтону. Несмотря на окрики администрации Байдена и требования не снижать производство нефти, Эр-Рияд не только не исполнил это, но и договорился с Москвой в рамках ОПЕК+ о снижении производства с целью обеспечить рост цен на нефть - крайне невыгодная США мера.

Конечно, противоречия между саудовцами и иранцами сохраняются. Эр-Рияд опасается иранской экспансии. Он страхуется, вкладывая в развитие связей с Ираном, чья полуразрушенная экономика и бунтующее общество отчаянно нуждаются хоть в какой-то финансовой поддержке. Саудовская монархия испытывает серьезное беспокойство по поводу любых внешних операций иранской теократии, в том числе потому, что она боится активизации проиранских сил и в соседнем Йемене, и на собственной территории, где проживают шииты.

Так что, саудовцы могли бы пойти на признание Израиля и на более глубокий военно-политический альянс с Вашингтоном. Это решение усилило бы политическую независимость Эр-Рияда и его военную мощь в противостоянии с иранцами, обеспечило бы модернизацию армии и гражданской инфраструктуры благодаря новейшим израильским технологиям и т.д.

Но есть две проблемы. Эр-Рияд не уверен в защите со стороны своего союзника - Америки, и у него имеются серьезные возражения против дипломатических отношений с Израилем.

Во-первых, саудовцы претендуют на роль флагмана арабского мира, его политического, экономического и военного центра. На территории страны находятся главные святыни Ислама, в то время как многие арабские инженеры и рабочие со всего региона мечтают получить работу в богатых саудовских компаниях. Между тем, "Соглашения Авраама" крайне непопулярны в арабском мире, поскольку Израиль сохраняет контроль над палестинскими арабскими территориями Западного берега реки Иордан. Поэтому, в обмен на признание Израиля саудовцы требуют ограничения политики создания израильских поселений на палестинских территориях.

Во-вторых, заявления Трампа о нежелании США ввязываться в вооруженные конфликты из-за союзников, и политика администрации Байдена, которая обсуждает раздел Украины с Москвой, породили у друзей Вашингтона, от саудовцев до южнокорейцев, серию вопросов в отношении того, какую ценность в принципе имеют американские обязательства по защите союзных стран. Да, в Саудовской Аравии есть американские военные. Да, США являются главным экспортером оружия в эту страну. Однако, насколько США готовы защищать своего союзника в случае военных действий? Что, если, например, иранские войска или их союзники сумеют занять часть территории страны, и в Вашингтоне скажут: "Ничего не поделаешь, придется договариваться с Ираном о том, где чье и кто чей"? Особенно велика вероятность такого развития событий в случае, если Иран обзаведется собственным ядерным оружием, а это вполне реальная перспектива. США, вероятно, не захотят "эскалировать конфликт с ядерной державой".

Важнейшая причина того, что саудовцы уклоняются от сделки с Израилем и США, это растущая слабость Америки, ее видимая неспособность защитить союзников и ее постепенный уход с Ближнего Востока, обусловленный поворотом в сторону соперничества с новой сверхдержавой - Китаем.

Учитывая все сказанное, саудовцы выдвигают теперь ряд требований не только к Израилю, но и к США. Они хотели бы роста поставок новейших вооружений из Америки, помощи США в развитии гражданской ядерной программы и, главное, статуса американского военного союзника, аналогичного тому, который имеется у Южной Кореи и Японии. Этот статус в случае Кореи означает, что США обязаны оказать прямую военную помощь корейцам в случае нападения третьей страны на их территорию; в свою очередь Южная Корея обязуется по требованию США принять участие в любых региональных военных операциях Вашингтона в Тихоокеанском регионе (в рамках этого соглашения корейцы приняли активное участие в американской войне во Вьетнаме). Подобный альянс тоже не дает стопроцентных гарантий, но это хоть что-то. Именно такого альянса добиваются сегодня саудовцы. В то же время, в самой Южной Корее политики все чаще говорят о том, что они больше не могут полагаться на США как на военного партнера, и что им было бы неплохо обзавестись собственным ядерным оружием, поскольку у Северной Кореи оно уже есть, а США демонстрируют слабость в ходе конфликтов с ядерными государствами.

Представители США считают, что переговоры с израильтянами и саудовцами о сделке имеют шансы на успех и могут завершиться приблизительно через год. Однако в успехе этого предприятия имеются серьезные сомнения.

Во-первых, Израиль. Казалось бы, взаимное признание с саудовцами и широкое экономическое, а возможно и военное сотрудничество с ними открывает перед израильтянами неограниченные перспективы. Это означает вход в широкий исламский и арабский мир, доступ к колоссальным инвестициям богатейшей нефтяной монархии Персидского залива, резкий рост экспорта военной техники и формирование полноценного антииранского альянса. То есть, саудовско-израильско-американское соглашение закрывает сразу множество проблем, обеспечивая формирование мощного проамериканского ближневосточного военно-политического и, возможно, экономического антииранского блока.

Однако премьер-министр Израиля Беньямин Нетаниягу и его партия "Ликуд" находятся у власти благодаря сотрудничеству с многопартийной коалицией, куда входят радикальные сторонники религиозного сионизма и поселенчества. Они резко выступают против любых ограничений поселенческой политики на землях Западного берега реки Иордан. А без союза с этими партиями Нетаниягу не сможет сохранить правящую коалицию и власть, особенно в условиях нынешнего политического кризиса в Израиле. Поэтому сомнительно, что Израиль сможет пойти на те уступки, о которых просят саудовцы.

Читайте также

Вторая проблема заключается в самих США, прежде всего в администрации Байдена. Она не вызывает доверия у американских союзников, как по причинам, о которых речь шла выше, так и потому, что нет гарантий поставок новейшего американского оружия союзникам - подобные поставки долго обсуждаются с неочевидными результатами. Например, до сих пор не принято окончательное решение о продаже Турции 120 самолетов F-16 блок 70, из-за чего Турция пока не ратифицировала решение о приеме Швеции в НАТО.

И, наконец, провал американских переговоров по другому грандиозному соглашению - ядерной сделке с Ираном - также не внушает оптимизма в отношении дипломатии Байдена.

Поэтому, хотя США прилагают серьезные усилия к заключению трехсторонней сделки с саудовцами и израильтянами, и теоретически сделка может быть выгодна всем трем сторонам, а значит шансы на ее заключение есть, существуют обоснованные сомнения в успехе этого предприятия.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке